Якобинская вышивка (крюил): техника, схемы, мастер-класс. Ручная вышивка

Экзотические животные и невиданные растения - главный признак современной якобинской вышивки. Использование в рукоделии крученых шерстяных или льняных ниток и многообразие вышивальных приёмов делают её уникальной и вместе с тем схожей с остальными стилями. Сегодня для рукодельницы нет никаких ограничений в выборе тканей, нитей и бисера.

Немного истории

Искусство якобинской вышивки уходит своими корнями в Англию времён правления короля Якова, откуда и берёт своё название. Ещё её называют техникой крюил (в переводе с английского - "вышивание шерстью"). Эти два термина равноправно используются современными рукодельницами.

Однако стоит немного разделить эти понятия. В технике вышивки крюил используются только шерстяные крученые нитки. В якобинском стиле может использоваться любой материал.

В 17-м веке вышивкой крюил украшалось всё, от диванных подушек до роскошных туалетов знатных господ. Это занятие считалось благородным, а изделия высоко ценились.

Что вышивали?

Основным направлением в этом рукоделии была вышивка цветов. Ни звери, ни птицы, ни насекомые не могли дать такой свободы в изображении. Любая форма, разнообразные сочетания цвета и оттенков, создание бесконечных витиеватых узоров совершенно не ограничивали фантазию.

К 18-му веку стали преобладать индийские мотивы: в раскидистых цветочных стеблях появились павлины, а во фруктовых садах - слоны и тигры. Формы лепестков также претерпели изменения: они стали каплевидными с закруглённым в виде запятой основанием, а наполнение внутри контура запестрело разнообразием стежков.

Советы начинающим

Любая работа, требующая пристального внимания, нуждается в хорошем освещении. Поэтому не стоит пренебрегать качеством лампы. Чем больше её свет схож с естественным солнечным, тем меньше будут уставать глаза.

Ткань необходимо равномерно и туго натягивать на пяльцы: продольные нити и уток не должны сдвигаться в диагональ. Наиболее популярными являются пластиковые пяльцы. На внутренней стороне кольца у них есть выступ, благодаря которому ткань не теряет своего натяжения во время работы. В перерывах между вышиванием стоит снимать ткань с пяльцев, чтобы на месте её крепления не образовались заломы.

Важной является и вероятность загрязнения ткани. Если нитки для вышивания не линяют, то готовую вышивку можно и постирать. В противном случае стоит оберегать её от затирания. Для этого нужно взять кусок хлопковой ткани и вырезать из неё квадрат на 20 см больше, чем внешняя окружность пяльцев. Затем внутри этого квадрата вырезать окружность на 5 см меньше внутреннего их диаметра. Получится квадрат с вырезанным кругом внутри. Эта ткань вставляется в пяльцы поверх вышивки и защищает её от касания рук.

Нанесение талька на руки - действенный способ в борьбе с появление сальных пятен на вышивке. Даже если руки вымыты, кожа всё равно выделяет жир и может запачкать ткань.

Маленькие хитрости

Любая работа таит в себе нюансы. Так и в ручной вышивке есть приёмы, которые не описаны ни в одной инструкции или схеме:

  • Множество тканей после стирки дают усадку. Лучше стирать ткань до начала вышивания.
  • Неудавшиеся стежки стоит исправлять сразу. Когда большая часть вышивки будет готова - этого сделать не удастся.
  • Чтобы нити стали прочнее и не лохматились, помогает использование кондиционера для ниток из воска или силикона.
  • Удобнее не вдевать нитку в иголку, а насаживать иголку ушком на нитку.
  • Если неудобно пользоваться напёрстком, можно капнуть немного суперклея на подушечку пальца. Иголка не сможет проткнуть застывшую каплю, а через несколько часов капля отвалится сама.
  • Учитывая, что изнаночная сторона вышивки никогда не демонстрируется, начинать стежки с узелка вполне допустимо.
  • Образовавшийся на нитке узел лучше распутать с помощью двух игл.
  • Процесс вышивки должен приносить удовольствие и расслаблять - он не терпит спешки.
  • Любая работа, сделанная вручную, имеет изъяны или недостатки, но, как известно, предела для совершенства не существует.

Материалы для ручной вышивки

Разнообразие применяемых материалов огромно. Выбрать полотно или нити новичку в искусстве вышивки довольно сложно. Стоит рассмотреть качества и особенности материалов, часто используемых профессиональными мастерицами.

Ткани

По своей фактуре ткань подбирается, в зависимости от предназначения будущего вышитого изделия:

  1. Рогожа - рыхлая и плотная. Вышивка на такой ткани довольно сложна из-за её крупного плетения. Это полотно подходит для обивки мебели и других предметов домашнего обихода (валиков, подушек).
  2. Шёлк создаёт прекрасный фон для вышивки. Его недостатки в малой прочности и быстрой потере цвета. Изделия из шёлковой ткани не должны храниться на солнце. Стирать их следует в холодной мыльной воде.
  3. Ткань из хлопка для стёганых изделий. Самая удачная ткань для салфеток, накидок и платков. Благодаря средней плотности и тугому плетению по ней легко делать мелкие стежки. Перед вышивкой её стоит постирать в тёплой воде для усадки.
  4. Хлопковый муслин - идеальная ткань для подкладки. Она прекрасно держит стежки и практически не даёт усадки.
  5. Льняная ткань для бытового применения. По ней легко вышивать благодаря плотному плетению, как у хлопковой ткани. В домашних условиях она используется в качестве постельного белья, скатертей и полотенец.

Нитки

Так как в якобинской вышивке нет ограничений по использованию ниток, то основными требованиями к ним будут прочность и стойкость цвета.

  1. Мулине - самые популярные у вышивальщиц. Они обладают приятным блеском. Изготавливаются из хлопка. Обычно их продают мотками по 8 метров. Для вышивания этими нитками используют иглы № 9 или № 10.
  2. Мулине из вискозы придают вышивке объёмность и рельеф. Но работать с ними довольно сложно: нитка скручивается и норовит завязаться в узел. Для вискозных мулине подойдут иглы № 6 и № 7.
  3. Нити перле - довольно толстые и прочные. Обладают характерным жемчужным отливом. Особой популярностью пользуются меланжевые цвета. Ими удобно заполнять элементы вышивки, не меняя нити для оттенков. Вышивают перле с помощью шенильной иглы № 26 или гобеленовой иголки № 28.
  4. Нити для игольного кружева имеют нежный блеск. Если планируется их применение в вышивке, то стоит запастись кондиционером. Эти нитки применяются в плетении, которое основано на воздушных петельных стежках, поэтому они часто скручиваются в узлы. Такими нитями плетут кружева с помощью гобеленовой иглы № 28.
  5. Металлизированные нити продаются как в отдельных мотках, так и в сплетении с хлопковыми мулине. Изготавливаются они из полиэстеровой пряжи, но имеют металлический блеск, придают изделию объём. Очень хорошо сочетаются с бисером. Однако легко рвутся. Для них используют шенильные иглы № 20 и № 22.

Качество бисера можно определить, сравнив несколько штук из одной упаковки. Бисеринки должны быть полностью одинаковыми, с ровными отверстиями.

Швы в якобинской вышивке

Учитывая разнообразие применяемых стилей, стоит рассмотреть основные приёмы, чаще используемые в работе.

Шов "назад иголку"

Самый простой способ вышивки - это стежок "назад иголку". Игла вводится в ткань за ниткой и выводится на длину следующего стежка перед ней. Так как в итоге за нитью остаётся пустое пространство, то оно вновь заполняется таким же способом. Очень важно попадать иголкой в конец предыдущего стежка, чтобы линия была идеально ровной. Выполняется этот шов нитками как в одно сложение, так и в несколько. Применяется для выделения контура элементов изображения.

Шов "назад иголку"

Шов "прямой стежок"

Прямой стежок (или стежок "чёрточкой") - самый универсальный в вышивке. Может прокладываться под любым углом и быть любой длины. Выполняется путём заведения иголки за нитку и выведением её в месте начала стежка, либо рядом с ним. Применим в вышивании закруглённых или остроконечных элементов. Выполняется как по горизонтали, так и по вертикали и может служить заполнением для отдельных частей вышивки. Эти стежки применяются и в способе вышивания гладью. Их располагают параллельно друг другу и очень близко. Каждый стежок начинается от центра предыдущего.

Шов "прямой стежок"

Шов "пришивной стежок"

Пришивной стежок прокладывается с помощью двух ниток и двух иголок. Используется для контуров элементов. Выполняется довольно просто: первая нить прокладывается по необходимой линии, а вторая пришивает её к ткани. В выполнении этого шва можно использовать бисер, нанизав его на первую нить или на вторую в местах переплетения обеих нитей с лицевой стороны. В таком способе подойдёт бисер круглой формы.

Шов "пришивной стежок"

Шов "одиночная петля"

Одиночная петля подходит для вышивки цветов с маленькими лепестками. Нить выводится на лицевую сторону, иголка входит в ткань рядом, и под иглой создаётся петелька. Свободный конец петли фиксируется маленьким стежком, который можно украсить бисером. Если сделать несколько фиксирующих стежков на расстоянии друг от друга, то получившаяся петля изменит форму: станет более широкой или угловатой. Такой шов можно выполнять не только по кругу, но и цепочкой. Каждое последующее звено будет начинаться от фиксирующего стежка предыдущего.

Шов "одиночная петля"

Мастер-класс по якобинской вышивке

На примере вышивки вот такой простой мухи можно опробовать некоторые швы и приёмы.

Вышивка "Муха"

Для начала подготовим ткань (лучше всего брать хлопок или лён, так как вышивать на них проще всего). Вырезаем квадрат. Стираем заготовку в тёплой воде, высушиваем и утюжим её, чтобы на ткани не оставалось заломов и неровностей. Затем обметаем кромки ткани длинными и короткими стежками серого цвета № 644.

В данной вышивке использованы только нитки мулине DMC, но, например, для спинки мухи можно использовать шерстяные нити - элемент будет выглядеть объёмным.

используемые нитки

Нарисуем схему якобинской вышивки на листе бумаги. Для удобства можно подписать цвет каждого элемента.

Схема вышивки "Муха" на бумаге

Когда рисунок на бумаге будет готов, перенесем его на ткань.

Вышивание отдельных элементов

Вышиваем спинку мухи

Начинаем вышивку с верхней полоски на спинке. Используем самый светлый голубой цвет № 927. Затягиваем узелок на конце нитки и несколько раз продеваем её через ткань. После нескольких стежков узелок можно срезать. Вышиваем гладью. Длинные стежки заводим на 2 мм на следующую полоску спинки, чтобы в итоге получился нахлёст цвета.

Заполняем всю полоску, начиная работу с середины. По краям полоска расширяется книзу. Там используем стежки покороче.

Следующую полоску вышиваем белым цветом № 822. Начинаем с середины уже вышитой первой. Швы должны захватывать и первую полоску на спинке, и третью. Таким способом достигается плавность перехода из одного оттенка в другой. Стежки располагаем максимально близко друг к другу.

Далее полоски вышиваем цветами № 376 и № 926. Пятую полоску снова № 927.

Вышиваем рамку

Используем цвет № 3782. Выполняем пришивным стежком. Нить, идущую в основе, берём в пять сложений, пришивающую - в два. Это придаст рамке объём по сравнению с основной картинкой. Кружки вышиваем гладью.

Фон рисунка

Пространство между мухой и рамкой можно заполнить хаотично расположенными в разных направлениях стежками равной, примерно в 1 см, длины. Для этого подойдут нити цвета № 644.

Шов для лапок и усиков мухи

Используем цвет № 3031. Шов довольно прост и напоминает спираль. Вводим иголку в ткань на 3 мм впереди последнего шва, а выводим в его конце, продеваем иголку под нить предыдущего стежка и начинаем следующий по тому же принципу. Не забываем соблюдать контур.

Воздушное плетение крыльев

Визуально разделим крыло на пять частей. Берём нитки № 680. Начинаем работу сверху крыла у головы мухи. Протягиваем стежок по ширине слева направо. Иголку выводим на 3 мм ниже, затем создаём 4-5 петель с захватом стежка. Идём справа налево. Возвращаем иголку в ткань. Получается перекладина с петлями на ней. Делаем ещё один стежок. Снова делаем петли, но захватываем не только шов, а и каждую петлю из предыдущего стежка по очереди.

Вторую часть крыла вышиваем стежками цвета № 680, а петли делаем из ниток № 3828. Для этого берём ещё одну иглу. Петли пришиваются к ткани в тех же местах, где и стежки-перекладины.

Третья часть состоит из ниток № 3828. Четвёртую вышиваем, делая петли из цвета № 422, а перекладину из № 3828. Пятая часть будет только цвета № 422.

Контуры крыльев вышиваем тем же швом, что и лапки, используя цвет № 680.

Создаётся ощущение, что вышивка на ткани объёмная.

Тельце и голова мухи

Голову и тело вышиваем гладью вертикально. Цвет № 644 используем и для того, и для другого.

Берём нить № 3782 и через центр тельца двумя стежками прокладываем крест. Делаем ещё несколько параллельных стежков на расстоянии примерно 5 мм друг от друга по всему тельцу. Места пересечений ниток фиксируем к ткани маленькими стежками.

Муха готова

В этот пример якобинской вышивки можно добавить прозрачный круглый бисер, вышивая крылья (крепить его на петли шва). Такой способ создаст игру оттенков и более плавный их переход. На маленькие стежки перекрестьев нитей на тельце подойдёт круглый бисер белого или бежевого цвета.

Где взять вдохновение?

Начать вышивание кажется довольно простой задачей. Но чтобы это занятие принесло удовольствие и обеспечило усидчивость, стоит начать с простой, но интересной схемы, которая бы понравилась с первого взгляда. В мире издано множество книг с уроками якобинской вышивки и разнообразными примерами. Можно черпать творческое вдохновение оттуда.

Со временем придёт опыт и в вышивке на ткани работ по собственным эскизам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
я люблю вышивать гладью меня научила мама сейчас вот хочу снова вспомнить былое но мне больше нравится этнос как быть?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.