Полуакустическая гитара Gibson ES-335: история, характеристики и интересные факты

Каждый, кто хоть немного увлекается гитарами, наверняка знаком с брендом Gibson. Эти гитары признаны лучшими гитаристами со всей планеты и оказали, пожалуй, наибольшее влияние на индустрию в целом, шагая вровень с другим гигантом этой сферы – Fender. Инструменты компании являются премиальным продуктом, рассчитанным на профессионалов разных жанров, обеспечивая разноплановое, но всегда глубокое и насыщенное звучание. Универсальность, прекрасный дизайн и внимание к деталям стали визитной карточкой гитар, носящих гордое имя Gibson. В данном материале речь пойдет о гитаре, которая покорила сердца всех музыкантов прошлого столетия – Gibson Memphis ES–335. Это универсальная полуакустическая гитара, давшая новую жизнь рок-н-роллу и рок-музыке в целом.

Gibson ES-335

Характеристики Gibson ES-335 Studio

Корпус наполовину цельный (цельнокорпусной вариант), наполовину акустический (пустотелый вариант).

Гриф – вклеенный.

Отверстия для колков в Gibson ES-335 были стандартными, в роли самих колков выступали Kluson Deluxe.

Мензура – 24.75 (629 миллиметров).

Дека гитары выполнена из клена (имеется сердцевина также из клена).

Гриф выполнен из махагони.

Накладка на гриф выполнена из палисандра.

Тип бриджа – Tune-O-Matic.

Звукосниматели – два хамбакера (сдвоенные датчики).

Цветовые решения варьируются, наиболее распространенный и популярный вариант – Gibson Memphis ES-335 Vintage Sunburst.

Gibson ES-335 Memphis

История гитары

Первая гитара из серии ES-335 появилась в далеком 1958 году и была сконструирована на базе собственной гитары Леса Пола – The Log, которая была создана еще в компании Epiphone. Новая модель значительно отличалась от той гитары, в первую очередь своей усложненной и более продуманной конструкцией. Президент компании Тед МакКарти решил поместить кленовую сердцевину в обычную пустотелую гитару, чтобы сохранить свойства акустического инструмента и цельнокорпусного. Базовая модель шла в натуральном цветовом решении с двумя датчиками и эфами. Многим музыкантам гитара пришлась по вкусу в базовой комплектации, но нашлось немало тех, кто начал вручную модифицировать гитару Gibson ES-335 на свой лад, добавляя дополнительные датчики и другую электронику. По ходу истории появились официальные модификации и различные вариации инструмента, о которых и пойдет речь ниже.

Модель 330

Одновременно с базовой моделью ES-335 в свет вышла более дешевая версия этой гитары – ES-330. Несмотря на то что визуально два инструмента выглядят почти идентично, они имеют ряд конструктивных особенностей, которые кардинально влияют на их звучание. Первое важное отличие – отсутствие в гитаре кленовой сердцевины, что делает ее значительно легче, а звук «анплаггед» (без усиления) очень ярким и насыщенным. В качестве звукоснимателей используются одиночные датчики P-90. Звук у этой модели дерзкий и в то же время нежный, наиболее близкий к звучанию группы The Beatles. И это неспроста, ведь именно The Beatles всем составом закупили себе аналог этого инструмента под другим именем – Epiphone Casino.

Gibson Memphis ES-355 Vintage Sunburst

Модель 345

Еще одна модификация, выпущенная в 1985 году, но уже более дорогая. По сути, это одно и то же, конструкция гитары не отличается. Разница заключается в наличии дополнительного многопозиционного переключателя, который позволяет задействовать отдельные катушки. Это, в свою очередь, дает возможность разнообразить звучание гитары. Из других интересных деталей можно выделить выходной стерео-джек и позолоченную фурнитуру. Одним из владельцев гитары был знаменитый музыкант Фредди Кинг, который вдохновил Эрика Клэптона.

Модель 355

А это, что называется, топовая модель в базовой линейке. Эта полуакустическая гитара имела ряд незначительных отличий и один важный элемент, отличающий ее от других вариаций на тему ES-335. Речь идет о тремоло Bigsby, дающем музыкантам еще больший простор для творчества как раз за счет возможности изменения тона прямо во время игры. Именно благодаря этой особенности гитара стала наиболее популярной в серии. Гитаристы со всего мира отреагировали на эту новинку. Одним из самых известных музыкантов, отдавших предпочтение именно этой модели, стал Джонни Марр, а также Бернард Батлер и Ноэль Галлахер, которые были поклонниками Марра.

ES-335, гитара Gibson

Модель King Lucille – знаменитый «кастом»

Знаменитый гитарист Би Би Кинг всю жизнь играл на различных гитарах Gibson до тех пор, пока не приобрел собственный инструмент. Позднее, в 1958 г., Кинг открыл для себя обновленную линейку инструментов из серии Gibson ES-355. Этот инструмент был наиболее подходящим под его требования. Тонкий гриф, малый вес, легкий доступ к высоким ладам. Эти элементы стали основополагающими при выборе гитары. Позднее именно эта гитара послужила основной для появления совместной разработки Gibson и Би Би Кинга – Gibson ES King Lucille. В одном из своих интервью Кинг рассказал, что имеет проблемы со слухом и плохо слышит низкие ноты, зато прекрасно различает высокие и любит их куда больше, отчего выбор пал именно на Gibson ES-355. Несколько лет спустя представители Gibson нагрянули к Кингу и предложили ему разработать именную модель ES-355. Кинг попросил дизайнеров убрать отверстия-резонаторы, так как он не очень любил чрезмерную отдачу и желал самостоятельно контролировать уровень шумов. Также был заменен струнодержатель, который во время игры царапал руку музыканту, на более удобный вариант, на котором также отсутствовал механизм микроподстройки. Кинг был старомоден и любил работать с колками, настраивая инструмент.

Gibson ES-335, отверстия для колков

Существует красивая легенда, которая гласит, что на одном из концертов Кинга случился пожар. Виновниками его стали мужчины, во время драки задевшие бочку, наполненную керосином. Здание воспламенилось, началась эвакуация, а Кинг оставил в нем любимую гитару. На следующий день музыкант узнал, что перепалка между мужчинами завязалась из-за девушки по имени Люсиль. Отсюда и возникло название для инструмента.

Модель Trini Lopez

Эта модель была создана по заказу Трини Лопеза в 1961 году, как раз в эпоху его наибольшей популярности. Лопез попросил заменить эфы на гитаре на ромбовидные вырезы. То же самое проделали и с разметкой ладов. Голова грифа была заменена и по форме напоминала хоккейную клюшку (наподобие Gibson Firebird). На такой же гитаре играл Ноэль Галлахер, использующий ее в Oasis в период с 2000 года.

Модель Tom DeLonge, или Серия ES в металле

Говоря о гитарах из серии ES-335, мы в первую очередь представляем себе блюзменов и поклонников джаза и уж никак не металлистов или рокеров. Виной тому, безусловно, имидж гитары и сами музыканты, а не какие-то конструктивные особенности или неподходящая электроника. Gibson пытались изменить ситуацию, выпуская подписную модель Тома Делонга, которая оснащалась лишь одним датчиком в области струнодержателя, явно созданного для того, чтобы на нем «нарезать» металл. Появились и другие модификации, еще более «злые», с теми же гладкими чертами, но совершенно иным характером. Подобную в свое время использовал основатель группы Nine Inch Nails. Из новшеств, примененных в этих гитарах, стоит отметить наличие новой накладки на гриф, очень ровной, внешне напоминающей палисандр, дающей большую атаку в сравнении с классическим вариантом гитары.

Gibson ES-335 Studio

Многие доморощенные музыканты были возмущены тем фактом, что кто-то пытается извлекать тяжелое звучание из классической полуакустической гитары. Якобы инструмент предназначен совсем для другого, и не стоит мучить его тяжелой музыкой. На деле все их доводы и страхи безосновательны, и далеко за примером удачного применения полуакустических гитар в тяжелом роке ходить не нужно. Достаточно вспомнить Уэса Борлэнда из Limp Bizkit, который выдавал «жирный» звук на своей полуакустической Yamaha. Еще один камень в огород «метальных» образцов Gibson ES-335 – отсутствие некового датчика, но разве это не то, что нужно настоящему металлисту? Играя с перегрузом, никто и не думает о нековом датчике, а также о всевозможных тонкостях настройки тембра. Для металлиста главное - погромче и драйвовее.

Вместо заключения

Итак, что мы получаем в итоге. Легендарная гитара, которая зародилась как неплохое решение для блюзменов, в итоге стала нетленной классикой, подходящей под множество стилей и направлений в музыке, включая такие неожиданные, как металл и хардкор, как бы ни было сложно в это поверить. Gibson ES-335 – это уникальный, впечатляющий инструмент, мечта всех гитаристов и просто отличная «рабочая лошадка» на все случаи жизни, которая к тому же открывает большой простор для музыкальных экспериментов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.