Обучение является процедурой, в процессе которой происходит передача информации знаний от преподавателя к учащемуся. Этот процесс имеет целью формирование у студентов и учеников набора определенных знаний, навыков. Как правило, процесс обучения происходит в несколько этапов. На начальном этапе даются теоретические знания, затем предоставляется возможность их практиковать, а заключительной частью является контроль знаний и навыков.
Что такое методы обучения?
Под этим термином в педагогической науке понимается передача знаний от педагога к учащимся в процессе их взаимодействия, при котором происходит усвоение этих данных. Основные методы обучения разделяют на три категории: наглядные, практические и словесные. Словесное – это обучение, главным инструментом которого является слово. При этом задачей преподавателя является перенос информации при помощи слов. Данный метод обучения является ведущим и включает в себя следующие подтипы: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, а также работа с учебником.
Процесс усвоения знания может происходить и при выполнении упражнений, лабораторных работ, моделировании изучаемых ситуаций. Это обучение происходит при помощи практических методов. Наглядный способ подразумевает использование пособий и подручных материалов, которые отражают суть изучаемого явления. Наглядные методы разделяются на две большие категории: иллюстрации и демонстрации.
Эвристические системы обучения
Все большую популярность также приобретает эвристический метод. При этом преподаватель ставит определенный вопрос, а учащиеся ищут на него ответ. При помощи эвристического метода учащийся не получает готового ответа на вопрос, а учится искать его самостоятельно. К этому методу относятся исследования, конкурсы и сочинения.
Проблемный метод
Проблемное обучение – это метод, при помощи которого происходит разрешение учащимися поставленных перед ними проблемных ситуаций. Проблема активизирует мыслительный процесс, и школьник начинает активно искать способ решения. Этот метод позволяет научиться использовать нестандартные способы в решении задач, проявлять интеллектуальную, личностную и социальную активность.
Исследовательский метод
Как и в случае с проблемным методом, учащимся не сообщается готовый ответ или решение задачи. Знания добываются учениками самостоятельно. Педагог не только предварительно формулирует гипотезу. Учащиеся составляют план ее проверки, а также делают выводы. Это обучение позволяет получить основательные и глубокие знания. Учебный процесс при использовании исследовательского метода отличается интенсивностью, а также помогает учащимся обрести интерес к предмету. Этот метод не может применяться постоянно из-за больших временных затрат, поэтому обычно педагоги чередуют его с другими системами обучения.
Самые сложные навыки для школьника
Вместо этого стоит как можно чаще задавать вопросы: «Как?», «Почему?», «Как ты считаешь?», «Как бы ты это объяснил?». Самые сложные навыки для ребенка – это обучение чтению и письму. Письмо – это самая высшая психическая функция человека. И созревание этой функции всегда происходит постепенно. Поэтому никто не может дать гарантии того, что оно будет завершено к началу обучения в первом классе.
Вредит ли раннее обучение?
Некоторые исследователи считают, что раннее обучение может серьезно повлиять на развитие ребенка в будущем. Те дети, которые с возраста 4-5 лет проходили обучение грамоте и письму, начиная с подросткового возраста, показывали куда более низкие результаты. Они не проявляли активности в играх, не были спонтанными. Психологи полагают, что стремление к успеху в раннем возрасте может послужить развитию склонности к конкуренции и асоциальному поведению. Во время спонтанной игры, напротив, дети обретают навыки общения, сотрудничества, урегулирования конфликтов. Ребенку нужно не только обучение грамоте и арифметике, но и умение выстраивать отношения в коллективе. В дальнейшем это помогает эмоциональному развитию, которое также немаловажно.
Подготовка в школе – гарантия результата?
Нередко ребенок посещает подготовку к школе, учителя его хвалят. Но затем по каким-то причинам программа обучения начинает ему даваться все тяжелее и тяжелее. Однако даже посещение подготовки не во всех случаях гарантирует то, что ребенок будет с успехом осваивать текущую программу. Ведь он может пользоваться только тем материалом, который «зазубрил», впоследствии механически используя полученные знания.
При этом мозг ребенка не получает возможности освоить главные навыки: умение слушать и анализировать информацию, сопоставлять предметы, выбирать, рассуждать. Поэтому даже если первоклассник посещал подготовительные занятия, с началом обучения в школе необходимо продолжать оказывать помощь ребенку в освоении этих навыков. Чтобы обучение детей в первом классе было успешным, необходимо воздержаться от того, чтобы сообщать им готовые знания.
Как понять, готов ли ребенок к учебе?
Начало обучения в школе – это важное событие не только для детей, но и для родителей. Ведь им тоже приходится вложить немало сил: приобрести канцтовары, одежду, рюкзак, цветы для преподавателя, прийти на школьную линейку. Однако самое главное, что они должны сделать – это убедиться, готовы ли дети к обучению. По мнению психологов, есть несколько критериев для оценки готовности ребенка к школе.
- Уровень интеллектуального развития. Готовность ребенка по этому критерию определяется качеством его мышления, памяти и внимания.
- Мотивация. Чтобы выяснить, готов ли ребенок к школе по этому показателю, можно просто спросить, хочет ли ребенок идти в школу. Также необходимо выяснить, умеет ли малыш поддерживать разговор, соблюдать при необходимости порядок очереди.
- Критерий физической готовности. Здоровому ребенку гораздо легче приспособиться к условиям школьного обучения. Родителям необходимо не просто иметь на руках справку от врача, но и самим быть уверенными в том, что малыш готов к школе. Обязательно нужно проверить слух, зрение, внешний вид (выглядит ли ребенок здоровым и отдохнувшим), а также моторику.