Декоративные элементы являются важной составляющей художественного образа архитектурного сооружения. Каждый архитектурный стиль имеет свой особый набор декоративных деталей. Одной из них является замковый камень. Его значимость архитекторы обычно показывали через крупный размер.
Что такое замковый камень в архитектуре?
Так в строении принято называть сильно выступающий из плоскости стены элемент, венчающий арку или арочный свод. Он имеет обычно клинообразную форму. Выполняется из дорогих материалов. Кроме того, декоративный замковый камень имеет и функциональное значение - укрепляет арочную конструкцию в самом неустойчивом, непрочном ее месте.
Камень как символ
Выражение "замковый камень" со временем вошло в нашу обыденную жизнь и стало символом прочности и устойчивости, основанной на самом важном, центральном элементе всей "конструкции". Например, в политике - общество, которое прочно держится за счет сильной и мудрой власти правителей. В христианстве "замковым камнем" часто называют Библию как основу религиозного вероучения и факт о воскресении Иисуса Христа как фундамент религии. В случае опровержения или неприятия этого факта сама христианская религия была бы обречена.
История
Арочные конструкции впервые были использованы в строительном искусстве этрусками. Их переняли позже древние римляне и почитали за чудо. Именно потому церемонию закладки в арочную конструкцию замкового камня они сопровождали ритуальными действитями. Изготавливали эту деталь римляне из дорогих пород камня, дерева. В то время замковый камень не накладывался на конструкцию арки. Он клином вбивался в нее таким образом, чтобы он стал ее распоркой и принял на себя большую часть нагрузки свода на опоры.
Замковый камень: вид, назначение
Что касается декоративного убранства сооружения, то замковые камни бывают простыми, состоящими из трех частей клиновидной формы, центральная из которых выступает больше, чем боковые. Часто украшаются рельефом или маскароном - рельефным изображением морды животного или лица человека.
Животные мотивы в оформлении замковых камней имели символическое значение, сходное по смыслу с древними оберегами, изображавшимися на "полотенцах" - досках, соединяющих стык причелин кровли торцевого фасада избы. В обоих случаях они выполняли защитную функцию. А еще на замковом камне мог помещаться знак, содержащий информацию об авторе здания. Что-то наподобие клейма или монограммы. Эта традиция сохраняется с эпохи Средневековья. Наиболее распространено изображение львиных морд. Ведь именно львы были традиционным символом стойкости, силы, мужества и храбрости, а также власти в средневековых городах. Они охраняли вход в дома вельмож и изображались даже на входных ручках.
Использование в стилевых направлениях Петербурга
Возникший на берегу Невы новый европейский город Санкт-Петербург на первом этапе имел мазанковую и деревянную застройку. Однако после 1718 года на Васильевском острове, а чуть позже на левом берегу, стали возводить каменные типовые дома по проекту первого архитектора города Доменико Трезини. Стиль Петербурга первой четверти XVIII века принято называть петровским или ранним русским барокко. Одним из характерных декоративных элементов были простые оконные наличники с "ушками" по углам. Другим - замковый камень по центру верхней перекладины наличника или над ней. Этот декоративный камень в то время был весьма лаконичен и, как правило, не украшался никакими изысками.
В эпоху Елизаветы Петровны замковые камни стали иметь более декоративный облик. Они украшались вертикальными желобками, гербами и рельефными украшениями, орнаментами, а подчас и вовсе заменялись на лепнину. В этот период фасады зданий прорезывались окнами разнообразной формы, в том числе и в виде полуциркульной арки, где и находил свое "пристанище" замковый камень. К слову, он впервые и стал использоваться именно на арках такого типа - еще в древние эпохи, обычно в классической архитектуре.
С 1830-х годов в Петербурге классицизм, в декоре которого замковые камни выполнялись в основном в виде маскарон, постепенно сменился следующим стилем - эклектикой.
В рамках этого стиля существовало направление "историзм", возрождавшее в новых сочетаниях и смыслах декоративные элементы прежних архитектурных стилей. На зданиях этого периода также можно встретить разнообразные виды декоративных замковых камней.А в начале XX века в архитектуре северного модерна замковые камни стали оформляться и с использованием растительных и зооморфных мотивов.