В наши дни для того, чтобы личность полноценно развивалась, необходимо расширять профессиональные способности и личные качества индивида.
Уровень интеллекта
Психическая работа мозга человека полностью зависит от уровня интеллекта, который содержит в себе способности к познанию, логике, анализу информации. У людей с высоким уровнем интеллектуальной лабильности имеются способности к качественному и адекватному реагированию на изменение обстоятельств, к приобретению новых и полезных навыков, а также к принятию нестандартных решений.
Профессионал, который использует свои сильные стороны на полную мощность, может скрыть и преодолеть недостатки, получая необходимый результат, а также переключая собственное внимание и действуя без ошибок.
Определение термина «лабильность»
Лабильность в переводе с латинского языка обозначает "скольжение, неустойчивость". Под термином принято понимать максимальную подвижность и неустойчивость психики, физиологического состояния или температуры тела. Также лабильность – это подвижность нервной и мышечной ткани, которая характеризуется величайшей частотой, с помощью которой ткань может возбуждаться в ритме раздражений.
Само понятие является довольно распространенным, как правило, им обозначают подвижность и переменчивость различных процессов в организме. В этом смысле лабильность не всегда является положительным качеством. В психологии данный термин определяет неустойчивость эмоциональных состояний и звучит как «эмоциональная лабильность».
Интеллектуальная лабильность
Она является одной из разновидностей лабильности, включает в себя способность молниеносного переключения внимания, а также быстрого перехода от решения одной задачи к другой без допущения ошибки.
Интеллектуальная лабильность зависит от нейрофизиологических особенностей строения коры головного мозга. Это биологический детерминированный процесс, на который обучение и практика никак не влияют. На уровень интеллектуальной лабильности воздействует скорость возбуждения и торможения в нейронах, степень уравновешенности данных процессов.
Чем выше показатель лабильности у человека, тем мозг будет быстрее реагировать на полученную информацию и производить координирование психомоторных реакций. Можно сказать, что уровень лабильности является показателем определения скорости и точности восприятия, а также обработки получаемой информации.
Автор методики «Интеллектуальная лабильность» – Козлова В. Т.
В тесте целый ряд простых упражнений, которые проговаривает экспериментатор. Для того чтобы подумать над каждым заданием, испытуемому дается 4-5 секунд. Перед тем как приступить к решению, экспериментатор предупреждает о начале теста и о том, что нужно внимательно отвечать на каждый пункт, указанный на бланке. Перед началом проведения методики на интеллектуальную лабильность человек, на которого возлагаются полномочия экспериментатора, должен предварительно просмотреть все пункты и на протяжении всего теста четко и понятно проговаривать номера квадратов, где располагаются предложенные задания.
Тест на интеллектуальную лабильность проводится для того, чтобы спрогнозировать успешность в профессиональном обучении, освоении различных видов деятельности и оценке качества трудовой практики. Проводимый тест должен проходить с высокой концентрацией внимания и большой скоростью действий. Тест на интеллектуальную лабильность может проводиться как в группе, так и в частном порядке. За отведенное время испытуемые выполняют ряд несложных заданий, которые находятся на специальном бланке.
Методика интеллектуальной лабильности не является нормированной. В литературе по психологии для определения уровня интеллектуальной лабильности, как правило, приводят огромное количество критериев соотношения испытуемых по 4 различным категориям с разными показателями лабильности. Их выделяют с помощью объема неправильных ответов при решении теста.
Итоги прохождения теста
Оценку испытуемым начисляют по количеству неправильных ответов. К ошибочному результату относят сделанное с ошибкой или не сделанное, а также пропущенное задание. Тест хорош тем, что он требует немного времени для проведения и подведения итогов. После его прохождения можно точно спрогнозировать профессиональную пригодность каждого испытуемого.
Итог прохождения теста:
- от 1 до 4 неправильных ответов – прекрасные данные к обучению, лабильность на высоком уровне;
- от 5 до 9 – у испытуемого лабильность на среднем уровне;
- 10-14 неправильных ответов – сложности при обучении, низкий уровень лабильности;
- от 15 и выше – сложно обучаемый испытуемый.
Данной методикой рекомендуют пользоваться детям, начиная с 12-13 лет. Сравнивая и сопоставляя количество полученных неправильных ответов с количеством правильных, можно сделать вывод о том, какие параметры требуют развития (скорость или точность) при выполнении упражнений теста.