Административное (государственное, управленческое) право – одна из базовых отраслей управления государством. Поэтому его функционирование должно основываться на четко оговоренных, соответствующих нормам легитимности правилах, имя которым «принципы административного права». В связи с этим важно четко знать, что подразумевают под собой базовые начала управленческого права, и какие функции оно призвано осуществлять.
Принципы и функции административного права.
Само понятие функции права подразумевает собой определенную сферу отношений, которую она регулирует. В административном праве ученые выделяют следующие четыре вида:
1. правоприменительная – управленческое право по своей сути является «проводником» идей и постановлений законодательной власти. Данная функция предоставляет субъектам отрасли полномочия по внедрению новых норм и/или изменений законодательства в повседневную юридическую и общественную практику;
2. правоустанавливающая – для осуществления первой функции субъекты данного права обязаны принимать и исполнять соответствующие подзаконные акты;
3. менеджерская (она же организационная) – направлена на формирование определенной вертикали и горизонтали государственной власти. Например, субъекты государственного права определяют, каким должен быть состав министерства или органа местного самоуправления. К слову сказать, сюда же может быть отнесена и координирующая функция, которую некоторые правоведы выделяют в самостоятельную. Заключается она в обеспечении взаимодействия среди органов государственной власти;
4. правоохранительная – обеспечение норм права от нарушения. Более полно данная функция раскрывается в т.н. «административном процессе».
Для осуществления функций государственного права, юридическая наука разработала, а впоследствии законотворческий орган закрепил, целый комплекс правил, называемый «принципы административного права». Теоретически их разделяют на 2 категории: общеправовые и специализированные. К I группе справедливо относят: «разделение властей», принцип законности, «прозрачности» (он же гласности), а также равенства всех перед законом и другие, закрепленные Конституцией государства.
Специализированные принципы административного права включают в себя следующие:
1. принцип ответственности – в данном случае речь дет не только об ответственности за административные правонарушения, но и о строгом следовании должностными лицами нормам государственного права и о неизбежном наказании за его умышленное неисполнение;
2. принцип единства административного регулирования – обозначает, что государственное право, в основе которого лежит императивный метод управления, должен осуществлять единый легитимный подход к регулированию общественно-государственных отношений
Таким образом, следует вывод о том, что принципы и функции административного права направлены на решение вопросов функционирования государства и обеспечения легитимности принимаемых действий. В случае же, когда они игнорируются, вступают в силу положения об административном процессе, имеющем свои специфические основы действия.
Принципы административного процесса.
Проводя аналогию с принципами материальной части рассматриваемой отрасли права, процесс располагает своими базовыми правилами, которые делятся на две категории: общепроцессуальные и специфические.
К общепроцессуальным следует отнести следующие – право на защиту, равенство перед законом, объективность, презумпция невиновности, соразмерность и гласность. А вот специфические принципы административного процесса содержат в себе особые правила, характерные только для государственного права:
1. законность и обоснованность – процесс возбуждается только на основании норм государственного права;
2. суверенность – базируется на принципе разделения властей и гласит, что на осуществление данного вида процесса не имеют право влиять представители других ветвей власти;
3. обеспечение публичных интересов – в данном случае общество и его интересы имеют приоритет перед отдельной личностью. Принцип спорный;
4. оперативность и экономичность – в виду того, что административные правонарушения наносят меньший вред обществу в целом, нежели уголовные, их рассмотрение происходит в «упрощенном порядке». Но при этом принципы судопроизводства, закрепленные в главном законе страны, должны быть признаны приоритетными.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что принципы административного права – это особая категория базовых правил поведения, вобравших в себя как общенациональные ценности, так и специфические принципы функционирования государственных управленческих органов.