Что такое ортодоксальная церковь?

Нередко доводится слышать выражение «греко-кафолическая ортодоксальная правоверная церковь». Это вызывает немало вопросов. Как православная церковь может быть в одно и то же время католической? Или слово «кафолическая» означает нечто совершенно другое? Также не совсем понятен термин «ортодоксальный». Его применяют и к евреям, тщательно придерживающимся в своей жизни предписаний Торы, и даже к светским идеологиям. К примеру, можно услышать выражение «ортодоксальный марксист». В то же время в английском и других западных языках «ортодоксальная церковь» является синонимом «православной». В чем же здесь секрет? Мы попробуем прояснить неясности, связанные с ортодоксальной (православной) церковью в этой статье. Но для этого нужно вначале четко определить термины.

Ортодоксальная церковь

Ортодоксия и ортопраксия

Иисус сказал Своим ученикам: «Того, кто разделяет Мои заповеди и живет согласно им, Я уподоблю разумному человеку, построившему дом на камне. А того, кто разделяет заповеди, но не исполняет их, Я уподоблю безрассудному человеку, строящему жилище на песке» (Матф. 7:24-26). Что эта фраза имеет общего с ортодоксией и ортопраксией? Оба термина содержат в себе греческое слово orthos. Оно означает "правильный, прямой, правый". Теперь рассмотрим разницу между ортодоксией и ортопраксией.

Греческое слово doxa означает "мнение, учение". А «праксия» отвечает русскому термину "практика, деятельность". В свете этого становится понятным, что ортодоксия означает правильную доктрину. Но достаточно ли этого? Те, кто слушает и разделяет учение Христово, могут называться ортодоксами. Но в ранней церкви акцент ставился не на правильность доктрины, а на соблюдение заповедей – «праведной жизни». Однако в конце третьего века стал создаваться канон, религиозный догмат. Ортодоксальная церковь стала ставить во главу угла именно разделение верного учения, «правого прославления Бога». А как же исполнение заповедей? Ортопраксия как-то постепенно отошла на второй план. Неуклонное следование всем идеологическим предписаниям Церкви исторически оказалось важнее.

Русская ортодоксальная церковь

Ортодоксия и гетеродоксия

Как мы уже упоминали, сам термин появился в христианстве в конце третьего века. Он употребляется апологетами, в том числе Евсевием Кесарийским. В своей «Истории Церкви» автор называет Климента Александрийского и Иринея Лионского «послами ортодоксии». И сразу же это слово употребляется как антоним к термину «гетеродоксия». Он означает «иные учения». Все взгляды, которые церковь не принимала в свой канон, она отбрасывала как еретические. Со времен правления Юстиниана (VI век) термин «ортодоксия» употребляется достаточно широко. В 843 году церковь постановляет первое воскресенье Великого поста именовать днем триумфа Ортодоксии.

Другие христианские учения, даже если их последователи непреклонно следовали заповедям Иисуса и исполняли их, были осуждаемы на Соборах. Гетеродоксию все чаще начинают именовать ересью. Последователей таких христианских деноминаций преследуют такими репрессивными институциями, как инквизиция и Синод. В 1054 году произошел окончательный раскол между западным и восточным направлением христианства. Термином «ортодоксальная церковь» стало называться учение патриарха Константинопольского.

Греко отродоксальная церковь

Кафоличность – что это?

Христос сказал своим ученикам: «Там, где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них буду» (Матф. 18:20). Это означает, что церковь есть везде, где существует хоть одна, даже самая малочисленная община. «Кафоличность» - слово греческое. Оно означает «всецелый», «всеобщий». Тут также можно вспомнить завет, который Иисус дал своим апостолам: «Идите, проповедуйте всем народам». В географическом смысле кафоличность означает «всемирность».

В отличие от современника ранней церкви, иудаизма, который был национальной религией евреев, христианство претендовало на охват всей ойкумены. Но универсальность кафоличности имела и другой смысл. Каждая часть церкви обладала всей полнотой святости. Это положение разделяли оба направления христианства. Римская церковь стала называться католической (кафолической). Но ее канон утверждал верховную власть папы как викария Христа на земле. Греко-кафолическая ортодоксальная церковь тоже претендовала на распространение по всему миру. Однако, хоть во главе ее и стоял патриарх, поместные церкви имели полную независимость друг от друга.

Греко кафолическая ортодоксальная церковь

Православие и католицизм

Все христианские деноминации по определению претендуют на распространение своей религии по всей земле, вне зависимости от национальной принадлежности верующих. И в этом смысле православие, католицизм и протестантизм придерживаются единого мнения. Что же такое русская ортодоксальная церковь? Этому вопросу следует уделить более пристальное внимание. Но пока что мы сосредоточимся на проблеме разницы между православной и католической церквями.

До начала второго тысячелетия ее не существовало вовсе. Поэтому апологеты христианства первых веков, Отцы церкви и святые, жившие до 1054 года (окончательного раскола), почитаются как в католицизме, так и в православии. Начиная с конца первого тысячелетия римская курия притязала на все большую власть и желала подчинить себе остальные епископства. Процесс взаимного отчуждения увенчался Великой Схизмой, в результате которой Папа и Патриарх Константинополя назвали друг друга раскольниками. Четвертый Латеранский Собор Римской Церкви определил православных как еретиков.

Греческая ортодоксальная церковь

Хиротония

В ортодоксальной православной церкви, так же как и в католицизме, большое значение уделяется таинству рукоположения. Это слово, как и многие другие церковные термины, происходит из греческого языка. Обряд хиротонии возводит человека в сан священничества, дает ему благодать Духа Святого и право совершать литургию.

Считается, что церковь Божию учредил Сам Господь в день Пятидесятницы. Тогда апостолы исполнились Святого Духа. По заповеди, данной им Христом, они отправились в разные уголки земли, чтобы проповедовать новую веру «всем языкам». Апостолы передавали благодать Духа Святого своим преемникам через рукоположение.

После великого раскола епископы католической и православной церквей «евхаристически не сообщались». То есть они не признавали уделенные оппонентами таинства действенными. После Второго Ватиканского Собора между этими церквями было достигнуто «частичное евхаристическое общение». Поэтому в некоторых случаях служатся совместные литургии.

Российская ортодоксальная церковь

Как образовалась русская ортодоксальная церковь

Традиция утверждает, что на славянских землях проповедовал и распространял христианскую веру апостол Андрей Первозванный. До земель, где сейчас располагается Российская Федерация, он не дошел, но крестил народ в Румынии, Фракии, Македонии, Болгарии, Греции, Скифии.

Киевская Русь приняла христианство греческого образца. Патриарх Константинополя Николай Второй Хрисоверг рукоположил в первого митрополита Михаила. Это событие произошло в 988 году, при правлении князя Владимира Святославовича. Долгое время митрополия Киевской Руси оставалась под юрисдикцией греческой ортодоксальной церкви.

В 1240 году произошло нашествие татаро-монгольских орд. Митрополит Иосиф был убит. Его преемник, Максим, перенес свой престол во Владимир на Клязьме в 1299 г. А его наследники во Христе, хоть и именовали себя «митрополитами Киевскими», на самом деле проживали на территории Московского удельного княжества. В 1448 году произошло полное отмежевание Московской митрополии от Киевской постановлением Собора, где главенствовал епископ Рязанский Иона, провозгласивший себя «Митрополитом Киевским» (но фактически — Московским).

Ортодоксальная православная церковь

Киевский и Московский патриархат – есть ли разница?

Произошедшее событие осталось без благословления Патриарха Константинопольского. Через десять лет следующий Собор уже отчетливо выразил полный отрыв от Киева. Преемник Ионы, Феодосий, стал именоваться «митрополитом Московским и всея Великой России». Но эту религиозно-территориальную единицу целых сто сорок лет не признавали другие православные церкви и не вступали с ней в евхаристическое общение.

Только в 1589 году патриарх Константинопольский признал автокефалию (автономию в лоне православной церкви) за Московской митрополией. Это случилось после захвата османами Царьграда. Патриарх Иеримия Второй Транос по приглашению Бориса Годунова приехал в Москву. Но оказалось, что гостя стали силой принуждать рукоположить местного никем не признанного митрополита на главу церкви. После полугодового заключения в темнице Иеремия посвятил московского митрополита в патриархи.

Позже, с усилением роли России (и одновременным упадком Константинополя как центра восточного христианства) стал насаждаться миф о Третьем Риме. Московский патриархат, хоть и был частью ортодоксальной церковью греческого обряда, стал претендовать на главенство среди прочих. Он добился упразднения Киевской митрополии. Но если не принимать во внимание споры по поводу хиротонии Московского патриарха, то в плане вероисповедания эти церкви ничем друг от друга не отличаются.

Догматы, разделяющие православие и католицизм. Филиокве

Что же исповедует ортодоксальная церковь? Ведь, судя по названию, во главу угла она ставит «правильное прославление Бога». Ее канон состоит из двух больших частей: Священного Писания и Священного Предания. Если с первым всё ясно – это Ветхий и Новый Заветы, то что же такое второй? Это постановления всех Вселенских Соборов (от самых первых до Великой Схизмы и затем только ортодоксальных церквей), жития святых. Но главным документом, используемым в литургии, является Никео-Цареградский Символ веры. Он был принят на Вселенском Соборе 325 года. Позже католическая церковь приняла догмат филиокве, утверждающий, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына, Иисуса Христа. Православие не принимает этот принцип, но разделяет неделимость Троицы.

Символ веры

Греко-ортодоксальная церковь учит, что спасти душу можно лишь в ее лоне. Первый символ – вера в единого Бога и в равенство всех ипостасей Троицы. Далее религия почитает Христа, сотворенного до начала времен, пришедшего в мир и воплотившегося в человеке, распятого во искупление первородного греха, воскресшего и грядущего в Судный День. Церковь учит, что первым ее священником был Иисус. А потому и она сама свята, едина, кафолична и непорочна. Наконец, на Седьмом Вселенском Соборе был принят догмат о почитании икон.

Литургия

Ортодоксальная церковь проводит богослужения по византийскому (греческому) обряду. Оно предполагает существование закрытого иконостаса, за которым осуществляется таинство евхаристии. Причащение совершается не облаткой, а просфорой (квасным хлебом) и вином (преимущественно кагором). Литургическое богослужение состоит из четырех кругов: суточного, седмичного, неподвижного и подвижного годовых. Но некоторые ортодоксальные церкви (например, Антиохийская и Русская православная за рубежом) с ХХ века стали использовать латинский обряд. Богослужения проводятся на синодальном варианте старославянского языка.

Российская ортодоксальная церковь

После Октябрьской революции Московский патриархат находится в долгом каноническом и юридическом конфликте с Константинополем. Тем не менее в России православная церковь является крупнейшей религиозной общиной. Она была зарегистрирована как юридическое лицо, а в 2007 г. государство поручило передать ей все имущество религиозного назначения. РПЦ МП утверждает, что ее «каноническая территория» распространяется на все республики бывшего СССР, за исключением Армении и Грузии. Это не признается православными церквями в Украине, Беларуси, Молдове, Эстонии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 4
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Ортодоксальный - это правоверный. И не следует натягивать одно понятие на другое.
Копировать ссылку
0
Согласен, но для других было бы хорошо подтверждать всё это сносками. Откуда взято и где конкретно написано. Это просто необходимо. Пускай каждый будет знать, откуда, что взято. Так интересней.
Копировать ссылку
0
Неправильно. Для того, что бы церковь приносила доход, необходимо повесить эту церковь на плечи государству. Сделать это можно следующим образом - формально отделить церковь от государства. В таком случае - церковь будет обладать огромным влиянием, но при этом формально бюджет церкви не будет зависеть от бюджета государства. Это лишь формально, но при этом патриарх будет иметь косвенное влияние на многих высоких чиновников. Этого достаточно, что-бы церковь жила безбедно.
Копировать ссылку
0
Не совсем всё правильно. Очень поверхностно.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.