Согласно закону, который вступил в силу 01.01.2006 г., главой администрации города может быть не только избранный человек, но и «наемный». Такой менеджер работает по контракту.
Сити-менеджер - это лицо, назначенное на должность главы администрации города. Контракт подписывается на срок, установленный уставом городской администрации. Выбирается такой руководитель на основании конкурса. Договор может быть заключен не меньше чем на два года.
Требования к кандидату
Должность сити-менеджера предполагает наличие прав и обязанностей, которые связаны с принятием решений общегородского уровня. Для того чтобы будущий руководитель максимально эффективно выполнял свою работу и был полезен вверенному ему территориальному субъекту, он должен соответствовать определенным требованиям.
Наиболее значимые:
- наличие права избираться и избирать;
- возраст от 25 лет;
- высшее профессиональное образование;
опыт работы от трех лет на муниципальных или государственных должностях или на руководящих позициях государственной или муниципальной службы; - положительные рекомендации с предыдущих мест работы;
- знание регионального и федерального законодательства;
- наличие заключения от государственной экспертной комиссии о том, что есть возможность выполнять должностные обязанности главы администрации по вопросам осуществления государственных полномочий, которые передаются органам самоуправления законодательством.
Проведение конкурса
Назначению на должность предшествует конкурс. Сити-менеджер выбирается согласно порядку, который устанавливается местным представительным органом муниципального образования.
Обязанности
Большой объем обязанностей выполняет сити-менеджер. Глава администрации контролирует этот процесс.
Обязанности, которые должен выполнять контрактный управляющий, могут варьироваться, однако большая их часть одинакова для всех городов России.
В должностные обязанности входит:
- публикация постановлений, адресованных администрации города, по тем вопросам местного значения;
- выпуск постановлений, которые относятся к осуществлению некоторых государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- выпуск распоряжений, адресованных администрации города, по вопросам организации рабочего процесса самой администрации;
- принятие мер по вопросам обеспечения и защиты интересов муниципального образования в судебных процессах, государственных органах и арбитражном суде;
- разработка проекта бюджета, проектов программ, а также планов в вопросах социально-экономического развития;
- управление и распоряжение сметой доходов и расходов городской администрации;
- решение вопросов и организация налоговой политики города;
- управление вопросами городского имущества, планом муниципального образования, городского хозяйства;
- назначение на должности и снятие с должности тех сотрудников службы, которые ему подчиняются.
Отчетность
Сити-менеджер - это сотрудник, который несет большую ответственность не только перед вышестоящим руководством, которое заключило с ним договор, но и перед всем городом и его жителями.
В связи с этим он обязан ежегодно предоставлять отчетность о результатах своей деятельности городской думе.
Кроме того, законодательство четко регламентирует разрешенные виды занятий для менеджера. Так, предпринимательской деятельностью и любым видом бизнеса заниматься он не вправе.
Основные направления деятельности
Новый сити-менеджер назначается на пост или контракт продляется с сотрудником, который удовлетворил всем запросам, - не столь важно. Важно то, что в любом случае деятельность специалиста будет связана с определенными моментами.
Основными направлениями деятельности являются:
- соблюдение регламентов и требований администрации города;
- соблюдение правил внутреннего распорядка, правил этикета;
- выполнение всех норм делопроизводства;
- работа по рассмотрению жалоб, обращений, писем, ходатайств, предложений, прочих документов, которые поступают в администрацию;
- обработка документации от объединений, граждан, организаций, предприятий или учреждений в электронном или устном и письменном видах;
- организация необходимых мероприятий, которые сопровождают представление к награде;
- подготовка проектов представления к награде;
- занятие подготовкой штатного расписания, разработкой оргструктуры, контроль соблюдения разработанных схем;
- обеспечение контроля, а также участие в составлении планов работы городской администрации;
- занятие координацией работ по вопросам материально-технического обеспечения города;
- организация необходимых совещаний, в том числе с участием городского главы;
- организация деятельности различных органов, которые создаются в период избирательной кампании;
- оказание содействия комиссиям в вопросах проведения выборов;
- выступление председателем комиссии по жилищным вопросам, кадровому резерву, эвакуационной комиссии, поставкам товаров и выполнению работ или оказанию услуг для администрации.
Даже такие моменты, как разработка символики города, печать и подготовка сувенирной продукции, входят в сферу ответственности менеджера.
Взаимодействие
Работа сити-менеджером предполагает взаимодействие с представительным органом муниципального образования, которому он подчиняется и перед которым отчитывается.
Если в городе организована схема, в которой участвуют и мэр, и сити-менеджер, то первый в данной ситуации - глава города, политик, осуществляющий руководство городом. Мэр коммуницирует с Советом депутатов города. Его функции - представительские.
Сити-менеджер - это исполнитель. Он отвечает за сложившуюся ситуацию в ЖКХ, энергетике, транспорте. В его задачи входит организация соответствующей работы городского хозяйства, исполнение бюджета и управление муниципальной собственностью.
В своей работе менеджер руководствует Конституцией Российской Федерации, уставами и законами, Уставом города, а также нормами морали и этики.
За разглашение государственной тайны, личной информации граждан или другой информации, которая носит конфиденциальный характер, несет ответственность в соответствии с установленной в законодательстве нормой.
Преимущества позиции
Пост сити-менеджера обладает рядом преимуществ.
Наиболее значимые плюсы:
- требования, которые предъявляются к претенденту, обеспечивают определенный уровень кандидатов;
- контракт, который заключается с сотрудником, прописывается четко и без расплывчатых полномочий;
- отбор кандидата на основе конкурса не требует финансовых расходов такого же размера, какие необходимы для организации выборного процесса;
- в случае, когда сотрудник не выполняет свою работу или не будет удовлетворять требованиям, его можно уволить, а конкурс на замещение провести заново;
- главе администрации не нужно будет выполнять церемониальные обязанности;
- управляющий должен быть полностью аполитичен и беспристрастен в принятии решений;
- при выявлении неэффективности работы новой системы всегда можно откатить систему управления к предыдущей версии, такое мероприятие не потребует дополнительных расходов, а управление перейдет в руки мэра.
Оплата
Сити-менеджер - это не только большая ответственность, но и достойное вознаграждение. Если сотрудник выполняет свои должностные обязанности в соответствии с ожидаемым уровнем, а результаты работы являются высокими и имеют положительную динамику, то оплата совершается по нескольким статьям, каждая из которых состоит из суммы с несколькими нулями.
Оплата состоит из:
- оклада;
- надбавки, которая каждый месяц полагается работникам муниципальных служб;
- прибавки за выслугу;
- ежемесячной премии;
- надбавки за работу с определенными сведениями, которые являются государственной тайной;
- премии, полагающейся за выполнение сложных и особо важных заданий;
- материальной помощи и разовой выплаты при уходе в отпуск.
Недостатки
Как и каждое решение, переход к новой системе управления сопровождается как хвалебными отзывами, так и критикой. Если судить объективно, то назначение сити-менеджера для города может нести в себе определенные минусы.
Отрицательными моментами могут быть:
- управляющий не подчиняется населению;
- сотрудник не связан с долгосрочными планами;
- четко прослеживается зависимость менеджера от того губернатора и городского совета, который инициировал его найм;
- часто возникают конфликты с главами администраций.
Опыт в России
Впервые в мире должность менеджера, который управляет городом по контракту, появилась в 1908 году в американском городке Стаунтоне.
В октябре 2003 года в Российской Федерации был издан приказ, в котором разрешалась такая контрактная форма управления. К 2009 году насчитывалось более 9000 муниципальных образований, которые на практике использовали такую систему управления.
На данном этапе в России такой подход используется в таких городах: Тюмень, Курган, Пермь, Тула, Приозерск, Мурманск, Барнаул, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Норильск, Благовещенск, Оренбург, Орел, Тамбов, Тобольск, Кострома, Братск, Нефтеюганск, Ноябрьск, Улан-Удэ, Элиста, Азов, Асбест, Ефремов, Серпухов, Липецк, Подольск, Балашиха, Химки.