Уже сегодня грандиозную петербургскую стройку видно за много километров – практически с любого конца города при подходящей точке обзора. Проект, изначально планировавшийся в непосредственной близости от центра города, был в 2011 году перенесен в район северо-западной части Петербурга, к Финскому заливу, и получил название «Лахта-центр». Адрес здания «Газпрома» в Санкт-Петербурге – Лахтинский пр., д. 2, к. 3.
Интеграция в городской ландшафт
Стоит вспомнить, что изначально комплекс должен был размещаться в Красногвардейском районе, в устье Охты, однако бурная реакция общественности, позиция ЮНЕСКО и другие факторы способствовали переносу стройки в район залива. Основным камнем преткновения стало несоответствие высоты здания «Газпрома» в Санкт-Петербурге существующему высотному регламенту, из-за чего потенциальная доминанта города резко контрастировала с объектами культурного наследия 18-19-го веков. В 2008-2009 году в Петербурге проходил ряд митингов и иных мероприятий, направленных на отмену реализации проекта. Позиция участников сводилась к тому, что «Лахта-центр» в случае возведения разрушит облик города.
В результате решено было построить комплекс в Приморском районе, вдали от исторического центра. В данном районе высота «Лахта-центра» никого не смущает, как предполагают создатели проекта, размещение столь значительного комплекса в районе с большим количеством свободных территорий должно дать толчок развитию инфраструктуры Приморского района.Объекты в составе центра
Площадь будущего общественно-делового центра вместе с сопутствующими постройками составит более 400 тысяч квадратных метров, треть из которых займут офисные помещения.
В составе «Лахта-центра» в СПб запланированы культурные и торговые пространства, научно-образовательный, медицинский и конгресс-центры, спортивные залы, панорамная площадка и другие объекты.
Значительное внимание уделено экологической составляющей проекта. Вокруг небоскрёба выделены пространства под зеленую зону, соединенную пешеходным маршрутом с парком 300-летия Петербурга. Предусмотрены особые способы утилизации мусора и отходов на территории комплекса, а вся территория застройки располагается на месте промышленного склада песка, устранение которого само по себе способствует улучшению экологии.
На сегодняшний день высота «Лахта-центра» составляет более 340 метров, и до «потолка» ещё далеко. Ранее самым высоким зданием в городе, не считая телебашни, являлась Башня «Лидер», располагающаяся неподалёку от метро «Московская». Она имеет высоту чуть менее 150 метров и уже более чем в два раза уступает строящемуся зданию «Газпрома».Транспортная ситуация
Активное строительство здания «Газпрома» в Санкт-Петербурге ведется уже около пяти лет и должно быть полностью завершено ко второй половине 2018 года. К этому времени должны быть решены все потенциальные проблемы с транспортом и создана необходимая инфраструктура.
В обозримом будущем в шаговой доступности от комплекса запланировано строительство станции метро. Ориентировочно, она должна быть запущена к 2025 году. Кроме того, рассматривается возможность размещения дополнительной железнодорожной платформы на одном из существующих направлений, а также введение дополнительных электричек в пиковое время.Вдоль Финского залива протянется велодорожка, а для автомобилистов, во избежание транспортного коллапса, создадут новые магистрали.
Эффективность
Известно, что здания с оригинальной архитектурой не предоставляют ста процентов полезной площади. В случае со зданием «Газпрома в Санкт-Петербурге» используемыми окажутся пространства, лежащие ниже высотной отметки в 400 метров. Шпиль останется «необитаемым» и послужит эстетическим целям, создавая визуальную цельность комплекса и формируя представление ещё одного символа культурной столицы. Напомним, что общая высота комплекса составит 462 метра.
Расположение здания вдали от исторического центра имеет ряд логистических преимуществ. С одной стороны, это наличие свободных пространств для парковки и формирования дополнительных элементов инфраструктуры, с другой – оптимизация транспортной ситуации, которая непременно осложнилась бы при размещении комплекса в районе устья Охты, где предполагалось изначально.
Поскольку традиционно поток машин по Приморскому шоссе направляется утром к центру города, а вечером – обратно, движение в сторону «Лахта-центра» будет находиться в противофазе к основному. Это способствует некоторой разгрузке центра города или, во всяком случае, не усугубит проблему трафика.Безопасность
После событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке вопрос надежности и устойчивости высотных зданий в экстремальных ситуациях встал особенно остро. Здание «Газпрома» в Санкт-Петербурге проектировалось таким образом, чтобы железобетонное ядро постройки выдерживало нагрузку даже при разрушении всех десяти опор внешнего контура. При этом никоим образом не страдает ни внешний вид здания, ни эффективность использования свободной площади.
При строительстве были учтены все факторы, так или иначе влияющие на безопасность эксплуатации центра. Устойчивость здания на петербургских глинах обеспечивается более чем двумя тысячами свай длиной до 65 метров, проблема оледенения наклонной поверхности верхней части башни и шпиля решается установлением особой системы подогрева, что крайне актуально в условиях СПб. В «Лахта-центре» на случай пожара и задымления предусмотрены особые безопасные зоны и лифты для эвакуации людей с верхних этажей. Будет использоваться и особая система утилизации отходов. Благодаря ей снизятся выбросы углекислого газа, а объём вывозимого мусора уменьшится на порядок относительно традиционных способов утилизации.В заключение
Здание «Газпрома» в Санкт-Петербурге успело прославиться ещё до начала строительства надземной части - благодаря технологиям, используемым при заливке фундамента, «Лахта-центр» успел попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Сроки сдачи объекта остаются неизменными, и к середине 2018 года комплекс уже должен радовать глаз петербуржцев и гостей города. А новым символом Петербурга ему, кажется, уже удалось стать.