Петербургский метрополитен - один из старейших в России. Его структура охватывает даже отдаленные уголки города, а вскоре этот процесс затронет и пригороды - полным ходом идет строительство веток в сторону Пушкина и к железнодорожным станциям "Боровая" и "Шушары". Правда, эти ближайшие пригороды уже таковыми не считаются - они вошли в границы современного мегаполиса, но разве для петербуржцев это что-то меняет? Главное - вырисовывается тенденция.
Исторические места
Станция "Звенигородская" (СПб, метро) находится в Семеновском округе Санкт-Петербурга. Ранее, в XIX веке, здесь располагались плац и казармы Семеновского, Егерского и Московского полков. В середине века на плацу проводились публичные казни, например, буташевичей-петрашевцев или народовольцев. Место публичных казней вскоре было переоборудовано под временный палаточный рынок, а еще позже - в ипподром. Именно на этом ипподроме в конце века состоялся исторический футбольный матч.
Именно отсюда началась история столичной железной дороги: сначала конной - до Царского Села, а затем паровозной - до Витебска. Во второй половине XIX столетия был возведен Витебский железнодорожный вокзал.
Место между ипподромом и вокзалом в конце XIX - начале XX веков использовалось для ярмарок, балаганов, катаний на каруселях и т. д. А затем на пустующем месте плаца были возведены казармы для Железнодорожного батальона и Автомобильной роты, Военно-автомобильная школа и типография.
В годы блокады Ленинграда ипподром был уничтожен, а в послевоенное время на свободных территориях было сооружено здание Театра Юных Зрителей имени Александра Брянцева и станция метро "Пушкинская".
История строительства
Через 53 года после открытия "Пушкинской" с другой стороны ТЮЗа была открыта и станция "Звенигородская" петербургского метрополитена. Это радостное для петербуржцев событие произошло 20 декабря 2008 года. Станция метро "Звенигородская" - один из крупных пересадочных узлов метрополитена. С нее можно попасть на красную Кировско-Выборгскую ветку, перейдя на "Пушкинскую". "Звенигородская" находится на фиолетовой Фрунзенско-Приморской линии и располагается между станциями "Садовая" и "Обводный канал".
История сооружения станции метро "Звенигородская" восходит еще к 1980-м годам, однако начатое тогда строительство было заморожено. Мэр города, Валентина Ивановна Матвиенко, включила проект в свою предвыборную кампанию и выполнила обещание, данное горожанам.
"Звенигородская" - станция глубокого заложения (ее глубина - около 57 м) и связана с внешним вестибюлем наклонным ходом с эскалатором. Станция пропускает 650 тысяч пассажиров в месяц.
Проект с 1980-х годов претерпел изменения: были учтены особенности грунта и возведена опорная стена. Своды внутреннего вестибюля покоятся на колоннах. Поэтому станция относится к разновидности колонно-стеновых. Расстояние между осями колонн - 3,8 м в продольном и 8 м - в поперечном направлении.
Кроме того, перепланирован был и вариант внешнего выхода станции метро "Звенигородская": первоначально предполагали построить двухэтажное здание в стилистике казарм Семеновского полка, которые ранее находились на этом месте, но в итоге сделали его внутри современного строения, где на втором этаже расположился торговый комплекс.
Особенности декоративного убранства
Декор станции решен в бело-зеленых с золотом тонах. В качестве облицовочного материала для стен и колонн использован гранит "Кашина гора" и мрамор "Коелга" и "Индиана Грин" из Индии. Наборный пол также выполнен из красного индийского гранита "Империал Ред" в качестве окантовки и темно-зеленого индийского гранита "Ракхи Грин" с цветными вставками. Над проемами между колоннами располагаются полукруглые окна с молочным стеклом и золочеными решетками.
История России в мозаиках "Звенигородской": нижний вестибюль
Мозаичное оформление станции метро "Звенигородская" также связано с историей Семеновского полка. Место Семеновского полка в российской истории очень важное. Именно с него и еще одного - Преображенского полка Петр I начал формирование русской армии. В 1683 году по его указу из сел Семеновское и Преображенское были набраны рекруты, на основе которых были созданы потешные полки для забав Петра Алексеевича. Они позже и стали основой пешего войска Петровской армии, прославляя Российское государство своей отвагой и мужеством.
На торцевой стене внутреннего вестибюля размещено мозаичное панно из смальты, изображающее семеновцев в форме имперской эпохи: синий (васильковый) кафтан европейского покроя с разрезами по бокам и сзади (боковые разрезы дополнены складками, а сзади - декоративными петлями) с широкими красными обшлагами на рукавах и красной подкладкой, красный камзол с металлическими, как и у кафтана, пуговицами и красные до колен панталоны с медными пуговицами по бокам, голубые чулки до колен, черная треуголка из шерстяной ткани и черные же башмаки. Весь костюм отделан золотым позументом и белым гарусным шнуром. Во главе солдат их командир, одетый в кафтан красного цвета. Над полком в небе полощутся флаги и знамена. На некоторых изображены святые, на правом - архангел Михаил, великий полководец, а на центральном в синем круге Богородица с сыном Иисусом.
История России - в мозаиках "Звенигородской": верхний вестибюль
Темой главного панно, расположенного в верхнем вестибюле, самого большого в петербургском метро, стала Полтавская баталия. Именно это событие, в результате которого и родилась русская армия, по мнению его создателей Александра Кировича и Егора Александровича Быстровых, стало едва ли не самым важным в истории государства российского.
Именно победа под Полтавой перевернула отношение Европы к нашей стране. Во главе русского войска - Петр I и первый фельдмаршал России Борис Петрович Шереметьев. Цвета для мозаики были выбраны неслучайно: именно охру, красный, желтый, коричневый и синий использовали в иконографическом творчестве.
Мозаика собрана из небольших фрагментов, навариваемых на металлический каркас.