В каждом регионе РФ есть законодательный орган, сформированный на представительной основе. Эти институты являются постоянно действующими. Рассмотрим подробнее особенности законодательных органов субъектов РФ.
Общие сведения
Наименование и структуру законодательного органа субъект РФ определяет самостоятельно. При этом учитываются национальные и исторические традиции и условия.
Названия законодательных органов субъектов РФ различны. К примеру, в Санкт-Петербурге – это Законодательное собрание, в Ямало-Ненецком АО – Госдума, в Самарской обл. – Губернская дума, в Карачаево-Черкесской республике – Народное собрание, в Хакасии – Верховный совет.
В ряде субъектов РФ законодательный орган имеет сложное наименование. Например, в Адыгее – Хасе, в Башкортостане – Курултай, в Якутии – Ил Тумэн.
Структура
Как правило, законодательные органы субъектов РФ однопалатные. Однако в ряде регионов эти институты состоят из 2 палат (например, в Тыве, Свердловской обл.). Ту палату, которая непосредственно принимает законы, именуют нижней. Верхняя, в свою очередь, рассматривает принятые законопроекты, одобряет или отклоняет их.
Формирование законодательных органов субъектов РФ
Избрание депутатов в региональные представительные органы осуществляется населением соответствующего субъекта тайным голосованием. Не менее половины законодательного органа субъекта РФ (если двухпалатный – не меньше 50 % от одной из палат) должно баллотироваться по единому округу пропорционально общему числу голосов, которые были отданы за списки кандидатов от избирательных блоков, объединений.
Число депутатов определяется в уставе (конституции) региона:
- В Свердловской обл., например, в законодательном органе работает 49 человек: в Палате представителей – 21, в Облдуме – 28;
- в Оренбургской обл. – 47;
- в Курганской обл. – 33;
- в ЯНАО – 21;
- в ХМАО – 25;
- в Коми-Пермяцком АО – 15.
Правовой статус законодательного органа субъекта РФ
Рассматриваемые институты власти обладают правами юрлица. У каждого законодательного органа есть своя гербовая печать.
Вопросы, касающиеся материально-технического, финансового, информационного, организационного, правового обеспечения своей работы, представительные органы решают самостоятельно. Затраты на деятельность законодательного органа субъекта РФ предусматриваются отдельной строкой (статьей) регионального бюджета.
Полномочия
Все они подразделяются на три крупных блока:
- Сфера государственно-правового устройства.
- Социально-экономическое и финансовое направления.
- Внешние и международные отношения.
Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ в сфере государственно-правового устройства включают в себя:
- Принятие конституции (устава) региона, внесение в нее поправок.
- Законодательное регулирование по вопросам, находящимся в ведении субъекта и совместном ведении с РФ.
- Толкование законов.
- Контроль соблюдения и исполнения положений конституции (устава), других нормативных актов, бюджета, порядка распоряжения региональной собственностью.
- Административное и муниципально-территориальное разделение субъекта.
- Законодательную инициативу в ФС РФ.
- Установление правил созыва и проведения референдума в регионе, выборов, в том числе и в муниципальные органы.
- Утверждение планов управления субъектом, структуры высшего регионального исполнительного института власти.
- Одобрение кандидатуры в высшую исполнительную структуру.
- Снятие с поста высшего должностного лица региона (президента, главы администрации, губернатора).
- Учреждение госнаград субъекта, установление почетных и специальных званий.
Финансовое и социально-экономическое направление
В этих сферах реализуются следующие полномочия законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ:
- Утверждение бюджета и отчета о его исполнении.
- Установление сборов и налогов, отнесенных к ведению субъекта, определение порядка их взимания.
- Утверждение программ по социально-экономическому развитию региона.
- Определение порядка формирования и деятельности валютных и внебюджетных фондов региона, утверждение отчетов о расходовании их средств.
- Утверждение правил управления и распоряжения региональной собственностью, в том числе паями/акциями/долями в капиталах товариществ, обществ, прочих хозяйствующих субъектов.
Внешние и международные отношения
В этих сферах законодательный орган субъекта РФ вправе одобрять проекты соглашений органов госвласти и федеральных структур о разграничении предметов ведения, утверждать международные и внешнеэкономические договора с участием региона.
Конституция РФ, федеральное законодательство, уставы и прочие нормативные документы наделяют рассматриваемые институты и многими другими полномочиями.
Состав
Работой законодательного органа руководят председатель и заместители. Их выбирают из числа депутатов. Председатель и заместители выполняют свои обязанности до формирования законодательного органа нового созыва.
Представительные институты некоторых субъектов включают в состав коллегиальные органы: президиумы или советы. Они координируют работу комиссий и комитетов, подготавливают пленарные заседания.
Председатель
Он ведет заседания, координирует работу комиссий, комитетов, подписывает акты органа законодательной власти субъекта РФ, а также руководит аппаратом. Председатель подотчетен представительному органу. Снятие с должности осуществляется тайным голосованием на заседании. Председатель вправе и добровольно оставить пост. Для этого он подает заявление.
Если законодательный орган состоит из двух палат, организация их работы возлагается или на председателя, или руководителей палат, выбираемых в этих целях.
Заседания палат
Как правило, они проводятся раздельно. Совместные заседания организуются для заслушивания докладов, посланий главы региона, уставного суда, правительства, выступлений иностранных представителей. Могут рассматриваться другие вопросы, предусмотренные в уставе или конституции региона.
Предварительное обсуждение и подготовка законопроектов, постановлений осуществляется комиссиями и комитетами. Они образуются из числа депутатов. Эти комиссии и комитеты считаются постоянными. Для решения отдельных вопросов могут формироваться временные структуры. Правовое положение, порядок образования, деятельности комитетов и комиссий устанавливаются положениями о них, регламентами работы представительного органа либо его палат.
Заседания и сессии считаются основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного института власти. Первые организуются по мере необходимости.
Нередко в законодательстве закрепляется периодичность созыва заседаний/сессий. К примеру, в уставе Тюменской обл. закреплено, что заседания Облдумы проводятся не реже 1 р/мес. Как правило, они носят открытый характер. В некоторых случаях, закрепленных законодательством, заседания могут быть закрытыми.
Правомочность заседания определяется уставом/конституцией, законом региона. Ее следует отличать от правомочности самого представительного органа. Законодательный институт власти региона вправе организовывать и проводить заседания, принимать решения на них, осуществлять свою деятельность и в других формах, если в его составе присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного уставом/конституцией.
Депутаты
Они являются полномочными представителями народа. В большинстве регионов депутаты законодательных органов осуществляют деятельность на постоянной профессиональной основе. В некоторых субъектах депутаты совмещают законотворческую деятельность с другой работой.
Нормативными актами предусмотрено несколько ограничений для депутатов. Так, в течение всего срока полномочий эти лица не вправе осуществлять другую оплачиваемую деятельность, кроме преподавательской, творческой, научной. Кроме того, депутату запрещено замещать государственные, муниципальные (выборные в т. ч.) должности, являться депутатом других законодательных органов либо другой палаты.
Гарантии неприкосновенности
Привлечение депутата к административной либо уголовной ответственности, арест, задержание, обыск, допрос, а также совершение иных уголовно- или административно-процессуальных действий, проведение оперативно-розыскных и иных процессуальных мероприятий в отношении него, транспортных средств (служебных и личных), его багажа, корреспонденции, средств связи, документов осуществляется в особом порядке. Специальные правила устанавливаются федеральными законами.
Возбуждение уголовного производства в отношении депутата, привлечение его в статусе обвиняемого осуществляется по решению прокурора субъекта РФ в соответствии с заключением судебной коллегии.
По представлению прокурора суд формулирует заключение об отсутствии или наличии в действиях депутата признаков преступления. Рассмотрение представления производится в закрытом заседании. При этом депутат, в отношении которого оно было внесено, а также его защитник и прокурор присутствуют на слушании. Заседание проводится не позднее 10 суток с даты поступления заявления.
Нюансы
Депутата нельзя привлечь к административной либо уголовной ответственности за высказанное мнение, выраженную во время голосования позицию, иные действия, соответствующие его статусу, в т. ч. по истечении срока полномочий. Это правило, однако, не распространяется на случаи, когда депутат допустил оскорбление, клевету или другие нарушения, санкции за которые установлены в федеральном законодательстве.
Нормативные и другие документы представительных органов
Законодательные институты регионов принимают акты по предметам, отнесенным к их ведению, а также совместному ведению с РФ. В число нормативных документов входят законы, уставы, конституции, заявления, обращения, постановления.
Акты, принимаемые законодательным органом по предметам совместного ведения с РФ, не должны противоречить федеральному законодательству, актам Правительства и Президента. При несоответствии применяются положения нормативных документов федеральных институтов власти.
После принятия законы направляются главе региона. Он их подписывает, а затем обнародует. При наличии оснований глава региона может воспользоваться правом отлагательного вето: вернуть законопроект с мотивированным обоснованием своего решения или с предложением о внесении корректировок.