Законодательные органы субъектов РФ: структура и полномочия

В каждом регионе РФ есть законодательный орган, сформированный на представительной основе. Эти институты являются постоянно действующими. Рассмотрим подробнее особенности законодательных органов субъектов РФ.

законодательные органы субъектов рф

Общие сведения

Наименование и структуру законодательного органа субъект РФ определяет самостоятельно. При этом учитываются национальные и исторические традиции и условия.

Названия законодательных органов субъектов РФ различны. К примеру, в Санкт-Петербурге – это Законодательное собрание, в Ямало-Ненецком АО – Госдума, в Самарской обл. – Губернская дума, в Карачаево-Черкесской республике – Народное собрание, в Хакасии – Верховный совет.

В ряде субъектов РФ законодательный орган имеет сложное наименование. Например, в Адыгее – Хасе, в Башкортостане – Курултай, в Якутии – Ил Тумэн.

Структура

Как правило, законодательные органы субъектов РФ однопалатные. Однако в ряде регионов эти институты состоят из 2 палат (например, в Тыве, Свердловской обл.). Ту палату, которая непосредственно принимает законы, именуют нижней. Верхняя, в свою очередь, рассматривает принятые законопроекты, одобряет или отклоняет их.

Формирование законодательных органов субъектов РФ

Избрание депутатов в региональные представительные органы осуществляется населением соответствующего субъекта тайным голосованием. Не менее половины законодательного органа субъекта РФ (если двухпалатный – не меньше 50 % от одной из палат) должно баллотироваться по единому округу пропорционально общему числу голосов, которые были отданы за списки кандидатов от избирательных блоков, объединений.

правовой статус законодательного органа субъекта рф

Число депутатов определяется в уставе (конституции) региона:

  • В Свердловской обл., например, в законодательном органе работает 49 человек: в Палате представителей – 21, в Облдуме – 28;
  • в Оренбургской обл. – 47;
  • в Курганской обл. – 33;
  • в ЯНАО – 21;
  • в ХМАО – 25;
  • в Коми-Пермяцком АО – 15.

Правовой статус законодательного органа субъекта РФ

Рассматриваемые институты власти обладают правами юрлица. У каждого законодательного органа есть своя гербовая печать.

Вопросы, касающиеся материально-технического, финансового, информационного, организационного, правового обеспечения своей работы, представительные органы решают самостоятельно. Затраты на деятельность законодательного органа субъекта РФ предусматриваются отдельной строкой (статьей) регионального бюджета.

Полномочия

Все они подразделяются на три крупных блока:

  1. Сфера государственно-правового устройства.
  2. Социально-экономическое и финансовое направления.
  3. Внешние и международные отношения.

Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ в сфере государственно-правового устройства включают в себя:

  1. Принятие конституции (устава) региона, внесение в нее поправок.
  2. Законодательное регулирование по вопросам, находящимся в ведении субъекта и совместном ведении с РФ.
  3. Толкование законов.
  4. Контроль соблюдения и исполнения положений конституции (устава), других нормативных актов, бюджета, порядка распоряжения региональной собственностью.
  5. Административное и муниципально-территориальное разделение субъекта.
  6. Законодательную инициативу в ФС РФ.
  7. Установление правил созыва и проведения референдума в регионе, выборов, в том числе и в муниципальные органы.
  8. Утверждение планов управления субъектом, структуры высшего регионального исполнительного института власти.
  9. Одобрение кандидатуры в высшую исполнительную структуру.
  10. Снятие с поста высшего должностного лица региона (президента, главы администрации, губернатора).
  11. Учреждение госнаград субъекта, установление почетных и специальных званий.

Финансовое и социально-экономическое направление

формирование законодательного органа субъекта рф

В этих сферах реализуются следующие полномочия законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ:

  1. Утверждение бюджета и отчета о его исполнении.
  2. Установление сборов и налогов, отнесенных к ведению субъекта, определение порядка их взимания.
  3. Утверждение программ по социально-экономическому развитию региона.
  4. Определение порядка формирования и деятельности валютных и внебюджетных фондов региона, утверждение отчетов о расходовании их средств.
  5. Утверждение правил управления и распоряжения региональной собственностью, в том числе паями/акциями/долями в капиталах товариществ, обществ, прочих хозяйствующих субъектов.

Внешние и международные отношения

В этих сферах законодательный орган субъекта РФ вправе одобрять проекты соглашений органов госвласти и федеральных структур о разграничении предметов ведения, утверждать международные и внешнеэкономические договора с участием региона.

Конституция РФ, федеральное законодательство, уставы и прочие нормативные документы наделяют рассматриваемые институты и многими другими полномочиями.

Состав

Работой законодательного органа руководят председатель и заместители. Их выбирают из числа депутатов. Председатель и заместители выполняют свои обязанности до формирования законодательного органа нового созыва.

Представительные институты некоторых субъектов включают в состав коллегиальные органы: президиумы или советы. Они координируют работу комиссий и комитетов, подготавливают пленарные заседания.

полномочия законодательного представительного органа власти субъектов рф

Председатель

Он ведет заседания, координирует работу комиссий, комитетов, подписывает акты органа законодательной власти субъекта РФ, а также руководит аппаратом. Председатель подотчетен представительному органу. Снятие с должности осуществляется тайным голосованием на заседании. Председатель вправе и добровольно оставить пост. Для этого он подает заявление.

Если законодательный орган состоит из двух палат, организация их работы возлагается или на председателя, или руководителей палат, выбираемых в этих целях.

Заседания палат

Как правило, они проводятся раздельно. Совместные заседания организуются для заслушивания докладов, посланий главы региона, уставного суда, правительства, выступлений иностранных представителей. Могут рассматриваться другие вопросы, предусмотренные в уставе или конституции региона.

Предварительное обсуждение и подготовка законопроектов, постановлений осуществляется комиссиями и комитетами. Они образуются из числа депутатов. Эти комиссии и комитеты считаются постоянными. Для решения отдельных вопросов могут формироваться временные структуры. Правовое положение, порядок образования, деятельности комитетов и комиссий устанавливаются положениями о них, регламентами работы представительного органа либо его палат.

Заседания и сессии считаются основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного института власти. Первые организуются по мере необходимости.

Нередко в законодательстве закрепляется периодичность созыва заседаний/сессий. К примеру, в уставе Тюменской обл. закреплено, что заседания Облдумы проводятся не реже 1 р/мес. Как правило, они носят открытый характер. В некоторых случаях, закрепленных законодательством, заседания могут быть закрытыми.

законодательный орган субъекта рф вправе

Правомочность заседания определяется уставом/конституцией, законом региона. Ее следует отличать от правомочности самого представительного органа. Законодательный институт власти региона вправе организовывать и проводить заседания, принимать решения на них, осуществлять свою деятельность и в других формах, если в его составе присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного уставом/конституцией.

Депутаты

Они являются полномочными представителями народа. В большинстве регионов депутаты законодательных органов осуществляют деятельность на постоянной профессиональной основе. В некоторых субъектах депутаты совмещают законотворческую деятельность с другой работой.

Нормативными актами предусмотрено несколько ограничений для депутатов. Так, в течение всего срока полномочий эти лица не вправе осуществлять другую оплачиваемую деятельность, кроме преподавательской, творческой, научной. Кроме того, депутату запрещено замещать государственные, муниципальные (выборные в т. ч.) должности, являться депутатом других законодательных органов либо другой палаты.

Гарантии неприкосновенности

Привлечение депутата к административной либо уголовной ответственности, арест, задержание, обыск, допрос, а также совершение иных уголовно- или административно-процессуальных действий, проведение оперативно-розыскных и иных процессуальных мероприятий в отношении него, транспортных средств (служебных и личных), его багажа, корреспонденции, средств связи, документов осуществляется в особом порядке. Специальные правила устанавливаются федеральными законами.

Возбуждение уголовного производства в отношении депутата, привлечение его в статусе обвиняемого осуществляется по решению прокурора субъекта РФ в соответствии с заключением судебной коллегии.

акты органов законодательной власти субъектов рф

По представлению прокурора суд формулирует заключение об отсутствии или наличии в действиях депутата признаков преступления. Рассмотрение представления производится в закрытом заседании. При этом депутат, в отношении которого оно было внесено, а также его защитник и прокурор присутствуют на слушании. Заседание проводится не позднее 10 суток с даты поступления заявления.

Нюансы

Депутата нельзя привлечь к административной либо уголовной ответственности за высказанное мнение, выраженную во время голосования позицию, иные действия, соответствующие его статусу, в т. ч. по истечении срока полномочий. Это правило, однако, не распространяется на случаи, когда депутат допустил оскорбление, клевету или другие нарушения, санкции за которые установлены в федеральном законодательстве.

Нормативные и другие документы представительных органов

Законодательные институты регионов принимают акты по предметам, отнесенным к их ведению, а также совместному ведению с РФ. В число нормативных документов входят законы, уставы, конституции, заявления, обращения, постановления.

 структура законодательного органа субъекта рф

Акты, принимаемые законодательным органом по предметам совместного ведения с РФ, не должны противоречить федеральному законодательству, актам Правительства и Президента. При несоответствии применяются положения нормативных документов федеральных институтов власти.

После принятия законы направляются главе региона. Он их подписывает, а затем обнародует. При наличии оснований глава региона может воспользоваться правом отлагательного вето: вернуть законопроект с мотивированным обоснованием своего решения или с предложением о внесении корректировок.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.