Легендарная лётчица Марина Раскова

Среди женщин-героев 2-й мировой особо выделяется лётчица Марина Раскова, к сожалению, не дожившая до Победы. Легендарный штурман, майор ВВС РККА в мирное время поставила множество авиационных мировых рекордов, а в годы ВОВ организовала три женских авиаполка, один из которых известен как «Ночные ведьмы».

Марина Раскова

Биографическая справка

Марина Михайловна Раскова появилась на свет 28.03.1912 года в семье оперного певца Михаила Дмитриевича Малинина. Её мать работала учителем. Девочка рано лишилась отца, погибшего в результате дорожно-транспортного происшествия в 1919 году. Параллельно со средней школой она посещала занятия в консерватории, готовясь пойти по отцовским стопам, но жизнь решила иначе.

Смерть кормильца вынудила Марину очень рано, уже в 17-летнем возрасте, забросить учёбу и пойти работать на Бутырский химзавод, чтобы помочь матери и брату Роману, будущему радиоинженеру. Там же она познакомилась со своим будущим мужем — инженером Сергеем Ивановичем Расковым. Через год после заключения брака родилась дочь Татьяна. Однако отношения в семье не заладились, в результате чего произошли серьёзные изменения в биографии Марины. Расков не понимал увлечения жены авиацией, и это обстоятельство в конечном итоге привело в 1935 году к разрыву отношений.

Марина Михайловна Раскова биографическая справка

Ближе к небу

Вскоре девушка сменила род деятельности и стала чертёжницей в лаборатории аэронавигации Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Помимо своих прямых обязанностей она посещала лекции и изучала различные приборы, используемые в авиации. Эти знания впоследствии ей очень пригодятся.

Как и всю советскую молодёжь, Марину Раскову заинтересовало лётное дело. Молодая женщина читала много технической литературы и занималась науками. Вскоре на неё обратил внимание преподаватель академии Беляков и помог ей добиться желаемого. Раскова окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, успешно сдала экзамены и впервые для женщины получила квалификацию штурмана.

Первые задания

Прокладывание новой пассажирской гидроавиалинии Одесса-Батуми требовало вмешательства первоклассных специалистов для предварительного изучения местности. Марина Раскова работала в тяжёлых климатических условиях, по нескольку часов подряд находясь в воздухе, чтобы сделать аэрофотосъёмку и описание участков трассы.

Сдав экзамены, она стала инструктором в академии. Среди учеников, внимательно слушающих лекции Марины по основам тактики воздушного боя и лётного дела, были офицеры сухопутной армии. Затем курсанты под её руководством шли на практические занятия, во время которых Раскова выступала в роли штурмана тяжёлого бомбардировщика. Начальник академии, ценивший свою неутомимую сотрудницу, однажды спросил у неё, чего она желает больше всего? Раскова призналась, что её самое заветное желание — научиться управлять самолётом.

биография Марина Расков

Авиация как призвание

Марина Раскова окончила школу лётчиков при только что созданном (1935 г.) Центральном аэроклубе. Её успехи были столь велики, что ей поручили заниматься подготовкой праздничных воздушных парадов в Москве на 1 Мая. Сама Раскова также участвовала в парадах за штурвалом своего самолёта. Её приглашали в качестве консультанта в НКВД, ей посвящали газетные статьи. Марина не останавливалась на достигнутом и всё время стремилась совершать новые достижения, постоянно увеличивая длину своих полётов.

1938-й стал годом удивительного рекорда: в сентябре сверхдальний бомбардировщик АНТ-37 «Родина» совершил перелёт без пересадок из столицы СССР на Дальний Восток (почти 6500 км). В составе экипажа, кроме Марины Расковой, были ещё две женщины – Гризодубова и Осипенко – будущие Герои Советского Союза. Тем не менее самолёт не смог долететь до конечного пункта назначения (Комсомольск-на-Амуре) из-за недостатка топлива. Вынужденная посадка на фюзеляж с риском для кабины штурмана заставила Гризодубову приказать Марине выпрыгнуть с парашютом. Отважная женщина провела одна десять дней в тайге, среди диких зверей, практически без еды, но сумела выжить и даже написать воспоминания во время своего пребывания на больничной койке. Правительство СССР наградило почётными наградами Марину Михайловну Раскову – орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Марина Михайловна Раскова награды

Сороковые, роковые

С 1938 года женщина-лётчица руководила Управлением международных воздушных линий СССР, при этом работая в Особом отделе авиауправления НКО СССР. С первых дней войны Раскова стала добиваться разрешения сформировать женские боевые эскадрильи. Связи в правительстве сделали своё дело: разрешение было получено в кратчайший срок. Желающих туда записаться было много во всей стране. В октябре 1941 года благодаря ей были укомплектованы три авиаполка, личный состав которых включал только женщин. Наиболее прославился 588-й ночной бомбардировочный, получивший знаменитое прозвище «Ночные ведьмы». Сама майор Раскова получила командование 587-м полком.

К сожалению, Герой Советского Союза Раскова Мария Михайловна не успела внести весомый личный вклад в Победу. 4 января 1943 она вылетела к месту расположения эскадрильи. Погодные условия в тот день были крайне неблагоприятными, но Марину это не остановило. Неподалёку от села Михайловка близ Саратова её самолёт разбился. Отважная лётчица, ещё при жизни ставшая легендой, погибла, исполняя свой долг перед Родиной. Она удостоилась чести быть похороненной у Кремлёвской стены.

Герой советского союза Раскова Мария Михайловна

Никто не забыт

Память о Марине Расковой жива во многих уголках нашей страны. В её честь были названы населённые пункты, авиационное училище в Тамбове, многочисленные улицы, а также выпущены почтовые марки с её портретом. Героиня с непростой судьбой, живой пример того, как добиться небывалых высот в своей профессии, она навсегда осталась в летописях России.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.