Дома Волкова, Осипова или Морозова. В каждом российском городе сохранились купеческие дома, которые и сегодня, помимо исторической ценности, выполняют какую-либо иную функцию. Это может быть музей, дом творчества, библиотека. Купеческие дома образуют целые жилые улицы. Выстроенные «на совесть» много лет назад, они и сегодня пригодны для проживания.
Городское купечество
Это сословие людей, занимающихся торговлей. Они являлись связующим звеном между производством и рынком. Накапливая капитал на перепродаже купленной продукции, они развивали российскую экономику. Все купечество делилось на три гильдии в зависимости от размера состояния.
В крупных городах богатые купцы, стремясь к самоутверждению, строили особняки и заводили обстановку барского быта, подражая дворянскому сословию. В малых городах – строили добротные дома-усадьбы на центральных улицах. До сих пор в малых городах, как напоминание о прошедших годах, стоят купеческие дома Волкова, Пескова или Кутакова.
Купеческие фамилии
Но какими бы качествами и талантами не был наделен «фабрикант», каким бы ценителем произведений искусства он не являлся, каким бы культурным багажом не обладал, он далеко не сразу, а то и вовсе никогда, не был принят «на равных» в среде дворянского сословия.
Нам известны многие купеческие фамилии, которые остались в истории, благодаря благородству и щедрости их обладателей. Это Демидовы, Морозовы, Третьяковы, Мамонтовы и многие другие. И, тем не менее, на приобретение ими особняков, принадлежащих ранее дворянским семьям, по городам ходили такие недобрые эпиграммы:
«Сей замок навевает много дум,
Мне прошлого невольно стало жалко:
Там, где царил когда-то русский ум,
Царит теперь фабричная смекалка».
А, возможно, это была простая зависть. Ведь в малых городах строительство купеческих домов, конечно, попроще, тоже не вызывало восторга большинства жителей. Но эти дома сегодня – история города.
Фамилия Волковы – очень распространенная в России, нередко встречалась она и в купеческой среде. В каждом городе были свои купцы и дома Волковых-однофамильцев. Познакомимся с некоторыми из них.
Волковы из Вологды
Братья Павел и Александр, купцы 1-й гильдии, вели активную торговлю в XIX веке. Александр Евстафьевич занимался благотворительностью: жертвовал деньги для церкви, на попечение раненых и больных, построил лечебницу. За это награжден золотой медалью, избирался в гласные губернского Собрания, в городскую Думу, был городским Головой.
Его сыновья, Николай и Сергей, продолжили дело отца. Николай Александрович поступил на службу в городскую Думу, а с 1893 занимал пост городского Головы. При нем в городе появились телефон, водопровод, электричество, была введена последовательная нумерация домов.Основной доход он, конечно, получал не от государственной службы, а от торговых дел, что позволяло ему широко заниматься благотворительностью. Николай Александрович, его брат и вся семья записаны в потомственные почетные граждане города Вологды.
Семья имела несколько домов в городе, один из которых был каменным. До сегодняшнего дня сохранился только один дом Волкова в Вологде, который является памятником деревянного зодчества XIX века.
Волковы из Новозыбкова
Небольшой городок Новозыбков в XIX веке получил мощный толчок к прогрессивному росту, а потом и к известности, когда здесь стала активно развиваться спичечная промышленность. Ее основателями стали Ф. Марютин из Вязьмы и местный купец Максим Маркович Волков. Спичечная фабрика (на фото) и торговый дом «Волков и сыновья» вскоре стали известны по всей России.
Ежегодный рост производства, а значит, рабочих мест и прибыли сделали к концу века Новозыбковский уезд самым крупным производителем спичек в империи.Максим Маркович является изобретателем зажигательной массы спичек без фосфора. Чтобы зажечь массу, нужно провести ею по шероховатой поверхности. Вскоре его продукция стала поставляться за границу, а в 1908 году торговый дом Волковых в Новозыбкове совместно с фабрикантами Осиповыми создали спичечную российскую монополию «РОСТ». Конечно, все они были благотворителями города.
Волковы из Глазова
Отправляя своего сына-наследника Александра в поездку по России в 1837 году, император Николай I сказал ему: «Невозможно управлять страной, которую не знаешь». В той продолжительной поездке будущий император Александр II проезжал и через удмуртские уезды Вятской губернии.
Хоть и повелел Николай I, «чтоб видели вещи так, как они есть», к приезду наследника в каждом городе велась бурная подготовка. Так было и в Глазове: спешно ремонтировали дороги, готовили перевозы через реку Чепцу, в селеньях наводили чистоту.В город въехали ночью, и наследник сразу отправился в квартиру, в купеческий дом Волкова. Ижевск был следующим городом, намеченным для посещения.
На крыльце городской Голова встречал Александра с хлебом-солью, а в доме – все купеческое семейство. Стол был накрыт для ужина, в центре стояли две чепецкие стерляди, поразившие наследника своими размерами.
Уезжая, цесаревич подарил купцу дорогой перстень и дал 300 рублей для бедных жителей города Глазова. А дом купца Ивана Волкова, давший ночлег будущему «царю-освободителю», стоит до сих пор. Ему почти два века.О Волковых
Купеческие дома Волковых сохранились во многих городах России: Омске, Каинске, Саратове, Нижнем Тагиле. Есть дом-музей в Финляндии. О каждом из этих купцов можно рассказать свою историю. В каких-то городах остались только деревянные или каменные дома, связанные с именем последнего владельца, а где-то осталась добрая память о делах для родного города.