Стало привычным говорить о кризисе образования в России. Конечно, здесь не о высшем речь, а о среднем, школьном. С первым у нас как раз проблем нет. Согласно процентному соотношению, Россия – самая образованная страна: у нас больше всего людей в мире с высшим образованием. Есть чем гордиться. Но все равно возникает вопрос, «сдача» или «здача». Разберем последнее подробно.
Бич современности – правило: «как слышится, так и пишется»
Наверное, не будет преувеличением сказать, что главная характеристика нынешнего человека – это лень. Высокие технологии сделали нас малоподвижными: мы предпочитаем смотреть кино дома, а не в кинотеатре, читать книги с монитора, а не на бумаге, хотя у этого есть и экономическая причина. И печальнее всего то, что мы ленимся думать. Ведь вопрос, как правильно: "сдача" или "здача", возникает именно потому, что люди не утруждают себя заглянуть в словарь и увидеть там, что никакой буквы «з» нет в описываемом слове ни при каких условиях. Но критиковать мы все горазды. Лучше исследуем, почему возникает трудность.
Трудное, но полезное правило
Самое первое, что следует запомнить: приставки «з» в русском языке не существует. Сомневающегося человека может смутить следующее правило: буква «з» пишется в приставках перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и гласными, а буква «с», соответственно, перед глухими согласными (п, ф, к, т, ш, с, ч, щ, ц, х).
Конечно, без самих приставок и примеров нельзя обойтись, вот они главные герои повествования (сначала «звонкие», потом «глухие»):
- без-;
- раз-;
- из-;
- воз-;
- вз-;
- низ-;
- чрез-.
Примеры: безответная любовь, разодетая свекровь, избавитель, возвращение, взлет, низвергаетесь, чрезмерность.
Далее – не то чтобы антагонисты, но побратимы:
- бес-;
- рас-;
- ис-;
- вос-;
- вс-;
- нис-;
- чрес-(черес-).
Примеры: растолкать, истолковать, восходить, вскармливание, ниспадать, чересчур.
Примечания к правилу
Они не менее важны, чем само правило, более того, именно в них скрыт ответ на вопрос, как пишется, «сдача» или «здача».
- Правило не распространяется на приставку «с». Она не уступает никому места, ей совершенно все равно, какая буква после нее, звонкая или глухая. Пример: «Сгори, но сделай, сработай все до конца». Все глаголы в предложении подтверждают исключение.
- Приставка «с» входит в состав следующих слов: «несдобровать», несдержанный», «несговорчивый» (естественно, перечень неполный). В этом случае опасность другого рода: можно ошибиться не только с «з», но и перепутать с приставкой «нис». Но морфемный разбор, например, последнего слова («несговорчивый») придет на помощь: тут приставки «не» и «с», «говор» – корень, «чив» – суффикс, «ый» – окончание. Основа слова, как известно, это все, кроме окончания.
- Примечание №3 не относится к теме непосредственно, но из правил пунктов не выкинешь, поэтому стоит помнить об одном нюансе: не следует путать корень «низ» и приставку «низ». Например: «низкорослый хоббит», но «низложение короля».
- Последнее, крайне важное для нас обстоятельство: слова, в которых буква «з» – часть корня, под правило не подпадают. Эти исключения всем хорошо известны: «здание», «здесь», «здоровье». У последнего термина множество производных, о которых тоже стоит помнить.
Надеемся теперь, вопрос, как писать, «сдача» или «здача», отпадет сам собой.
Как запомнить?
Русский язык – один из самых сложных. Поэтому заранее можно пожалеть тех, кто не осваивал родной язык в школе, а иностранцам остается пожелать больше рвения и любви к «великому и могучему». Никаких особенных приемов здесь не требуется. Алгоритм такой:
- Надо понять морфемный состав слова, то есть вызывающая сомнения буква – часть корня или приставка? Если второе, то посмотреть, на глухую или звонкую букву начинается корень, соответственно: если глухая согласная, то пишется «с», если звонкая согласная или гласная – «з».
- Тем, кому не нужно решать трудной задачи под первым номером, а мучает вопрос: "сделать" или "зделать", "сдача" или "здача", нужно только вспомнить примечания к общему правилу. И осуществить правильный выбор. И да, здесь же стоит помнить, что отдельной приставки «з» нет в русском языке.
Хотелось бы сказать читателю, что можно обойтись без зубрежки, но нам совестно его обманывать. Врожденной грамотностью (о ней речь чуть ниже) обладает мало людей, остальным знание достается трудом и терпеньем.
Врожденная грамотность: миф или реальность?
Простите за штамп в заголовке, но тут он как нельзя кстати. Довольно много людей считают, что существует врожденная грамотность. Но, как бы ни было обидно, термин неверный. Лучше заменить прилагательное на «интуитивная». Можно развить в себе интуитивную грамотность. То есть человек сможет, не заглядывая в словарь, сказать, какой вариант верный: «сдача» или «здача» денег, к примеру. Образованный человек испытывает бессознательную тревогу: во втором слове есть какой-то изъян. Но с подобным знанием не рождаются. Люди с раннего детства читают, за годы тренировок у них формируется языковое чутье. Последнее и называется врожденной грамотностью. И даже те, кто утверждают, что они обладают подобной «суперспособностью» просто забыли или не берут в расчет свое детское чтение. Правда, кажется, что как бы феномен ни назывался, он распространяется только на орфографию: человек, который много читает, запоминается правильное графическое изображение слов. Но с пунктуацией справиться значительно труднее: слишком много тонкостей. Поэтому просто нет другого выхода, кроме как учиться и учиться, осваивать родной или иностранный русский язык.