Как многих манят перспективы, которые предлагает нам разработка мобильных приложений! Люди, обладающие познаниями в этой области, неплохо зарабатывают, пользуются уважением и обладают статусом. Неудивительно, что многие желают влиться в это общество. Но с чего начать свой путь? Как осуществляется разработка приложений для мобильных устройств? Что нужно знать и уметь, чтобы преуспеть в этой области?
Общая информация
Мобильная разработка создаётся волной новых предпринимателей, которые извлекают выгоду из своих приложений. Крупные компании на этом рынке получают колоссальные прибыли. Привлекателен такой рынок ещё и тем, что мобильная разработка на нём может осуществляться не только большими организациями, но и отдельными людьми и маленькими командами. Количество пользователей мобильных устройств уже перевалило за миллиард и продолжает уверенно расти. Так что у всех желающих есть место для того, чтобы развернуться. Благо разработка мобильного приложения под iOS и "Андроид" – это не тайна за семью печатями.
Подготовка
Допустим, у человека есть, как он считает, отличная идея. Он уверен в том, что созданное приложение станет прибыльным и популярным. Выясняет, что его разработка обойдётся, допустим, в 200 тысяч рублей. Но вот незадача – каждый день на рынке появляются сотни новых приложений. Сможет ли его идея выделиться среди них? Окупятся ли вложенные инвестиции? Большинство новичков осуществляют поверхностную оценку вроде опроса друзей и близких, проверки магазинов приложений и прочие сомнительные по эффективности моменты.
После этого принимается решение (как правило, оптимистичное), и начинается реализация. К счастью, мобильная разработка предлагает способ проверки ценности идеи для приложения, что называется, «микротестированием». И прежде чем рассматривать увлекательный процесс создания, давайте немного поговорим об оценке реалистичности.
Микротестирование
Этот подход позволяет избегать провальных идей, которые для разработчиков кажутся превосходными, и одновременно даёт возможность уверенно говорить об успехе для действительно стоящих задумок. Условно здесь выделяется три этапа:
- Создание целевой страницы.
- Небольшая рекламная компания.
- Анализ результатов.
Использование такого небольшого микротестирования может подтвердить или опровергнуть интуитивные намерения.
Создание целевой страницы
Это важный шаг. По сути, будет создана отдельная страница, где будет представлено приложение. Там будут описаны его преимущества, ключевые свойства, перечислены проблемы, которые оно поможет решить. Для лучшего эффекта целевую страницу необходимо разрабатывать так, словно приложение уже существует. С добавлением большой кнопки, предлагающей приобрести его в магазине. Желательно нарисовать несколько красочных рисунков, которые подтолкнут людей к решительным действиям. На этом этапе важно имитировать опыт, который получат покупатели во время приобретения приложения.
Небольшая рекламная кампания
Как только целевая страница готова, необходимо привлечь на неё посетителей. Можно воспользоваться бесплатными возможностями, такими как делиться ссылками в социальных сетях, в различных тематических группах разработчиков и прочее. Но самое главное – это запустить платную рекламную кампанию. Ведь в таком случае можно ещё подсчитать уровень возврата инвестиций. Даже небольшая рекламная кампания позволит получить четкое представление о том, сколько придётся выложить из своего кармана для привлечения потенциального покупателя.
Кстати, давайте рассмотрим небольшую ситуацию, что может иметь место в реальности. Мы создали целевую страницу и запустили рекламную кампанию. Чтобы привлечь одного пользователя, на неё мы тратим по двадцать рублей. Из десяти человек на кнопку нажимает пять. Таким образом, мы получаем ситуацию, когда одна установка приложения обходится нам в сорок рублей.
Анализ результатов
Как только на целевой странице появятся первые пользователи, нужно начинать отслеживать их поведение. Внимание следует обращать на то, сколько приходит в расчете на одну денежную единицу; время, проведённое на сайте; количество людей, нажавших на кнопку. Для этого можно использовать сервис Google Analytics или что-то аналогичное. Справедливости ради следует отметить, что этот тест не даёт на 100% достоверных данных. Но его объективность по сравнению с восхищением друзей и близких значительно выше. Желательно проводить эксперимент хотя бы несколько дней, пока не будет набрано хотя бы 20 кликов по кнопке.
Сфера деятельности
Разработка мобильных приложений процветает на нескольких рынках. Самыми популярными являются Android и iOS. Для каждого рынка следует выпускать своё приложение. Благодаря микротестированию можно оценить, стоит ли реализовывать идею. Но с чего начать деятельность? Если говорить об Android, то он, безусловно, поможет завоевать аудиторию – во всём мире, в том числе и у нас, больше всего пользователей именно этой операционной системы. Но больше всего денег зарабатывают на владельцах iOS. При этом следует понимать, что эти группы не только разняться по своему качеству, но и требованиям. Так, приложение, которое смогло покорить "Андроид", может провалиться в iOS. Также необходимо обдумать, как будет осуществлена практическая реализация.
Какую схему создания выбрать?
Здесь есть три варианта:
- Мобильные сайты (веб-приложения). По сути, это просто подгонка декстопных разработок под условия мобильных устройств. Их использование сопровождается значительными сложностями в плане заработка и определёнными неудобствами в плане комфорта.
- Гибридные приложения. Это более приятный вариант, когда есть доступ к дополнительному интерфейсу программирования операционной системы, можно присылать уведомления и размещать продукт в магазинах. Но при этом основное содержимое всё так же располагается на серверах. Благодаря этому можно вносить косметические изменения без выпуска новых версий продукта. Достаточно просто загрузить их на сервер. В целом это хороший способ проверить бизнес-идею или начать виртуальное предпринимательство.
- Нативные приложения. Это наиболее ресурсоемкий вариант, но он является и одновременно наиболее функциональным в плане использования базовых возможностей конкретной операционной системы. Закономерный результат – нативные приложения выигрывают в функционале и скорости работы сравнительно с п.1 и п.2. Такой подход у большинства компаний, которых сложно представить в подобном амплуа. Например – Facebook.
Но это всё была присказка. Сейчас мы перейдём непосредственно к самому интересному. А именно – к созданию мобильного приложения.
Проектирование/дизайн
Первоначально разрабатывается техническое задание на разработку мобильного приложения. В нем должен быть указан весь конечный функционал. Также для лучшего видения широко используются прототипы. После того как оговорена техническая часть, заключается договор на разработку мобильного приложения. Причем в нём должна обязательно оговариваться документация, где содержатся все требования.
Когда начинается проектирование, то необходимо позаботиться о принципах построения взаимодействия разрабатываемого приложения с пользователем. Например, для "Андроид" делаем квадратные кнопки, а для iOS они будут уже круглыми. Нужно создать и макеты, что будут отображать логику переходов. Необходимо продумать расстояние отступов, размеров, визуальные эффекты, механику анимации и прочее. Впрочем, этот этап можно пропустить, если в проекте работает по одному дизайнеру и разработчику, сидящих рядом. Кроме этого, следует уделить внимание нарезке графики. Она должна содержать по минимуму нужных графических ресурсов, чтобы приложение не стало слишком тяжелым. Следует продумать отображение для экранов с разным расширением.
Реализация и тестирование
После того как всё спроектировано и есть дизайн, мобильная разработка переходит на следующий этап. В данном случае приложением занимаются программисты. Это не значит, что архитектура и пользовательский интерфейс уже закончены. Возможно, что во время работы в голову придёт интересная идея, и в изначальный план будут внесены коррективы.
Как только разработка завершена, то начинается тестирование. Существует немало способов определить качество работы. Условно можно выделить механический и автоматизированный. В первом случае всем занимается человек, который вручную проверяет на телефонах, как работает приложение. Автоматизация предполагает использование специальных сервисов и приложений. Они могут проверять работу на различных версиях операционной системы или же на соответствие определённым правилам. По мере выявления ошибок они должны устраняться.
А что потом?
Вот и завершена разработка приложения для мобильных устройств. Теперь его можно загружать в магазин. Для удобства можно подключить специализированный сервис статистики, который позволит иметь представление о количестве скачанных приложений и иных действий пользователей. Кстати, следует понимать, что людям более свойственно оставлять негативные комментарии. Если у человека всё хорошо, то он чаще всего будет просто использовать приложение. А вот в случае значительной ошибки или проблемы после обновления, допустим, активность комментаторов возрастает в разы.
Для исправления ситуации можно внедрять в программу предложение оставить положительный комментарий или написать разработчику о проблемах. Эффект от такого довольно сильный, главное – правильно обдумать этот диалог для пользователя. И тогда разработка мобильных приложений оценивается по достоинству, а вот недочеты идут мимо официальной статистики магазинов.
О чем нужно помнить?
Существует множество различных специфических моментов. Вот некоторые из них:
- На каждой платформе пользователь ожидает богатое приложение. Поэтому мобильная разработка под Android должна коррелироваться с тем, что предлагается для iOS. Пользователи не принимают во внимание тот факт, что для этого необходимо создавать приложение с нуля.
- Чем выше популярность платформы, тем большее количество конкурентов будет у вас. Разработка мобильных приложений для Windows и под iOS даст различный эффект в случае успеха и продвижения. Поскольку в первом случае аудитория является незначительной, то разрекламировать свой продукт и привлечь пользователей будет проще. Но вот потолок у него сильно ограничен. Тогда как мобильная разработка под iOS предоставит доступ к значительным человеческим ресурсам, готовым выкладывать деньги. Поэтому здесь придётся конкурировать с большим количеством других людей и организаций.
- Следует понимать, как происходит выбор человека. Первоначально потенциальных клиентов не интересует конкретное приложение, они просто просматривают список. Иконка, оценка, описание и картинки – вот и всё, что он видит. Если всё прилично, то почему бы и не воспользоваться?
Важные социальные факторы
Следует помнить о следующих вещах:
- Важности топа. Попасть в него – безусловно, хорошо. А закрепиться в топе магазина – это залог успеха. Почему это так важно? Когда человек хочет что-то скачать, то он заходит именно в топ магазина. И чем выше в нём расположено приложение, тем больше шанс, что оно получит ещё одного пользователя. Это своеобразный замкнутый круг. Поэтому туда сложно попасть. Так, приложение попадает на первое место, его видит множество пользователей, скачивают его, оно держится на первом месте и так по инерции.
- Нет возможности общаться с пользователями посредством магазина. Всё, что доступно на данный момент, – это написание отзыва, который не очень информативен, хотя выражен красочно (и, учитывая ситуацию, негативно), и ответ разработчика, весьма ограниченный по количеству символов. Поэтому желательно прорабатывать возможность выхода на контакт. Иначе – потеря репутации.
- Необходимо обеспечить комфортную работу пользователя с приложением. Так, разработка мобильных приложений под Android или iOS всегда должна сопровождаться указанием минимальных требований к устройствам, на которых они будут запускаться. Лучше программными методами ограничить возможность людей ознакомиться с творением, нежели читать горькие отзывы о том, что ничего не запускается, не работает и вылетает.
Вот, в общем-то, и всё, что необходимо знать о разработке мобильных приложений, чтобы начать свой путь в эту область.