Поведение человека в конфликтной ситуации: модели и основные рекомендации их преодоления

Поведение человека в обществе определяется множеством как внешних, так и внутренних причин. С одной стороны, своеобразным "рычагом", который запускает деятельность человека во внешнем мире, являются мотивы, потребности и ценностные ориентации. Но с другой, социум часто их определяет и формирует. Поэтому поведение человека в обществе является очень сложным и постоянно изменяющимся. Особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях.

Модели поведения человека в подобных случаях могут быть различными. Дело в том, что конфликт всегда означает особое противостояние, когда стороны не смогли договориться между собой. Дальнейшее же поведение человека будет определяться одной из выделенных социальными психологами моделью.

Первой стратегией является следующая. Поведение человека достаточно активное, поскольку он обижается, злится и раздражается. Эмоциональный компонент подталкивает его постоянно к поступкам, которые выражаются либо в конструктивных действиях, либо (чаще) в агрессивных (вербальных и невербальных). Поэтому подобная стратегия поведения сможет стать как полезной при разрешении конфликта, так и затягивающей его. Базовая рекомендация в данном случае - стараться относиться к возникшей ситуации более просто.

Поведение человека в рамках второй модели характеризуется следующими тенденциями. Человек постоянно злится и обижается, но ничего не делает для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. Если субъект выбирает подобную стратегию, то это может привести к формированию уныния, депрессии и психосоматическим заболеваниям.

В третьей модели поведение человека отличает то, что он уходит от конфликта и старается ничего не делать. Субъект не злится, а также устраняется от всего. Более того, он даже не обижается. Возникает своеобразная отгороженность от травмирующей ситуации. Полная, натренированная или натуральная - это не важно. Главным является то, что в такой ситуации до человека бывает очень сложно "достучаться".

Четвертая модель поведения в конфликтной ситуации характеризуется тем, что субъект не сердится и не обижается. Но он предпринимает ряд активных действий для того, чтобы измененить ситуацию. Человек абсолютно трезво оценивает возникший конфликт, стараясь дать отпор при необходимости и разрешить проблему с минимальным количеством потерь как для себя, так и для окружающих.

При пятой модели поведения человек начинает изменять не ее, а свое отношение к ней. В основе же лежит понимание того, что ситуацию сразу изменить нельзя. Поэтому основной стратегией становится изменение себя. Человек начинает успокаиваться, приводить себя и свои мысли в порядок. Он пытает выделить то, что является приоритетным, к чему можно относиться спокойно, а на что следует очень жестко ответить.

Поэтому, если выделять основные рекомендации, как выходить из конфликта, то нужно быть уверенным в том, что самой лучшей моделью является активная позиция и четвертая модель поведения. Поскольку она подразумевает наличие активных действий по тому, чтобы изменить имеющуюся ситуацию.

Рекомендуется найти основные причины конфликта, попытаться рационально выявить основные подходы к его разрешению. Далее же самое главное - договориться со своим оппонентом.

Необходимо стараться избегать открытых конфликтных ситуаций. Но при их возникновении следует максимально и четко регулировать поведение, а также ограничивать эмоциональные свои потери. В противном случае конфликтная ситуация будет развиваться постоянно по нарастающей линии. 

Будьте спокойны, уверены в себе и разумно подходите к любой конфликтной ситуации, и тогда она благополучно разрешится.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.