ГАЗ 3103: две попытки создать новую "Волгу"

К середине 80-х годов Горьковский автозавод выпускал легковые автомобили ГАЗ 2410 и 3102, конструкция которых не сильно отличалась от машин образца первой половины 70-х. Заводу срочно требовался новый перспективный автомобиль среднего класса.

Первый вариант

Задача создания нового поколения «Волги» в виде технического задания появилась в начале 1986 года. Предусматривалось создание нескольких вариантов машины с кузовом седан – ГАЗ 3103 с новым для завода передним приводом и двух вариантов машин с полным приводом под индексами ГАЗ 3104 и 3105. Последний вариант позиционировался как более престижный и дорогой и проектировался под установку шести- и восьмицилиндровых моторов.

ГАЗ 3103

Конструктивно новый автомобиль не имел общих черт с прежними моделями ГАЗ. Концепция машины предусматривала оригинальную компоновку и конструкцию узлов и агрегатов трансмиссии, независимые подвески спереди и сзади. Благодаря этому салон стал длиннее почти на 300 мм при увеличении базы всего на 70 мм. Фото ГАЗ 3103 первого поколения ниже.

Однако многое из этих планов осталось нереализованным. До мелкосерийного производства дошел лишь люксовый вариант с V-образной «восьмёркой» под капотом. Первый вариант ГАЗ 3103 «Волга» остался только в виде прототипов.

Вторая попытка

В 90-е завод продолжал выпускать наследников 24-й «Волги». Модернизированный ГАЗ 31029 имел устойчивый сбыт, что позволило заводу запустить в серию малотоннажный грузовик «Газель».

После этого начались работы по улучшению характеристик текущей версии легкового автомобиля. В результате этих работ в 1997 году на конвейер встал ГАЗ 3110. Параллельно шла разработка совершенно новой модели. В 1998 на выставке «Мотор-шоу 98» был показан прототип автомобиля с передним приводом под обозначением ГАЗ 3103. Параллельно был представлен вариант 3104 с полным приводом и еще один концептуальный седан ГАЗ 3111.

3103 ГАЗ

Машина получила положительные оценки и завоевала несколько призов от организаторов выставки и автомобильной прессы. Несмотря на это, автомобиль повторил судьбу своего предшественника. Активные доработки продолжались до 2000 года, но в серию машина так и не попала. Не дошел до конвейера и вариант 3104 с полным приводом. Всего было собрано два выставочных прототипа. Самым «везучим» оказался ГАЗ 3111 – он производился мелкими сериями до 2004 года и разошелся тиражом около 500 штук.

Технические особенности

Новая машина была немного длиннее предшественников. Для улучшения аэродинамики лобовое стекло сложной криволинейной формы имело большой угол наклона. За счет увеличенной до 2870 мм колесной базы автомобиль имел просторный пятиместный салон. О размерах салона говорит такой факт, что панель крыши была почти на 300 мм длиннее, чем на ГАЗ 3110. При этом багажник машины имел объем более 700 литров, что является очень хорошим показателем для машин такого класса. Запасное колесо располагалось под полом багажника.

ГАЗ 3103 фото

Машину в базовом варианте предполагалось оснащать достаточно современным 130-сильным мотором ЗМЗ 406. Вторым вариантом двигателя должен был стать дизель ГАЗ 560, производство которого активно осваивалось в то время. При компоновке моторного отсека была предпринята попытка максимально сместить двигатель за ось передних колес, ближе к моторному щиту. Из-за этого усложнилась конструкция агрегатов трансмиссии. Редуктор главной передачи удалось разместить только сбоку под двигателем. Выходной вал пятиступенчатой коробки передач связан с редуктором пластинчатой цепью.

Подвеска автомобиля

Передняя подвеска также не имела ничего общего с предшественниками. Подвеска оснащалась двойными рычагами, но при этом из-за особой геометрии верхнего рычага шаровая опора располагалась над колесом.

Рычаги и двигатель крепились на отдельном подрамнике. Такая конструкция позволяла обеспечить плавность работы подвески. Подобное решение уже применялось на многих машинах иностранных фирм и зарекомендовало себя с положительной стороны. Задняя рычажная подвеска также устанавливалась на подрамнике.

Хорошая аэродинамика и современный двигатель позволяли развивать почти двухтонному автомобилю максимальную скорость - свыше 210 км/час. Разгон до 100 км/час занимал менее 12 секунд.

Комфорт для водителя и пассажиров

В базовой комплектации машина оснащалась дисковыми тормозными механизмами на всех колесах с антиблокировочной системой. Система разрабатывалась специалистами германской компании «Бош» специально под параметры ГАЗ 3103. Безопасность при авариях обеспечивали две подушки безопасности, которые предполагалось ставить на все версии машины. Конструкторы применили рулевой механизм с гидроусилителем и регулируемую в двух направлениях рулевую колонку.

газ 3103 волга

Дополнительный комфорт в салоне обеспечивался системой кондиционирования воздуха, штатной аудиосистемой. Сиденья, боковые стекла и зеркала могли иметь электропривод регулировок. На ГАЗ 3103 «Волга» широко применялись комплектующие от иностранных поставщиков. Импортными были сиденья, комбинация приборов, передняя и задняя светотехника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.