Имя Эмиля Гилельса связывают с эпохой расцвета советского инструментального исполнительства. Он был одним из первых отечественных пианистов, которые стали лауреатами международных конкурсов фортепианного искусства.
Стиль игры Гилельса величественный, торжественный, сам по себе является одним из символов советского искусства.
Память о великом музыканте
Эмиль Гилельс родился в Одессе. Этот город отличается своей неповторимой культурой, особенным, легко узнаваемым колоритом. Здесь из поколения в поколение передаются устные рассказы о знаменитых одесситах, таких как Леонид Утесов, Михаил Жванецкий и многие другие. Одним из этих персонажей народных преданий является герой данной статьи.
О нём даже распевали на улицах шуточные песенки во времена, когда он стал знаменитым и покинул родной город. Сейчас же на родине пианиста Эмиля Гилельса есть его именная плита на местной Аллее звёзд.
Его совершенные интерпретации классических произведений музыкального искусства увековечены в записях, произведенных в ведущих студиях мира. Стиль игры Эмиля Гилельса остается современным и в настоящее время, поскольку именно сейчас не хватает той мощи грациозности и точности соблюдения всех нюансов в прочтении шедевров прошлых столетий, которым отличалось его исполнение.
Неповторимый музыкальный почерк
Педагог, занимавшийся с юным Эмилем, когда ему было 13 лет, так впоследствии отзывался о том наборе профессиональных задатков, которыми одарила Гилельса природа. У него от рождения были руки, по которым можно распознать будущего гениального пианиста. Также Эмиль был наделён абсолютным музыкальным слухом и исполнительским чутьем.
Сочетание таких данных, которыми наградил Всевышний этого потрясающего виртуоза, позволило ему впоследствии создать свой неповторимый стиль музыкального исполнительства, названный позже монументальным стилем советской эпохи. Если не вдаваться в специфические подробности, описывающие манеру игры, а говорить языком, понятным для большинства людей, не являющихся профессионалами в данной области, то его специфическую трактовку музыкальных произведений можно описать как энергичную, направленную на создание воодушевляющего и жизнеутверждающего настроения у слушателей.
Многие музыковеды говорят, что творческая индивидуальность исполнителя складывается из таких свойств личности, как характер и темперамент. Если рассмотреть игру такого всемирно признанного виртуоза, каким являлся Гленн Гульд, то можно провести безусловную параллель его манерной, изысканной игры с потрясающим чувством юмора, привычкой держать себя чуть-чуть чудаковато, с ироническим отношением к миру и самому себе. Полной его противоположностью является мировоззрение Гилельса. Пианист считал, что время требует от него особого мощного энергетического посыла.Связь биографии Эмиля Гилельса с его творчеством
По словам его близких, он был человеком немногословным, серьезным, которому, однако, не было чуждо некоторое ироническое отношение к себе и окружающим людям.
Его высокий рост, крупное, почти атлетическое телосложение полностью соответствуют тому фирменному звуку, которого он добивался, прикасаясь к клавишам своего инструмента. Этот стиль исполнителя являлся отражением его непростой, но в тоже время героической эпохи. Это было время грандиозных строек, зарождения большинства крупных промышленных предприятий Советского Союза. Значительным событием в жизни исполнителя стала Великая Отечественная война, когда он выступал перед сотнями и тысячами солдат на фронте. Вся суровость того времени, а также особенные черты индивидуальности пианиста отразились на его специфическом музыкальном почерке.
Специалисты говорили, что его стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественном инструментальном исполнительстве за всю историю существования Советского Союза.
Император клавиш
Самого Гилельса и звук, который он извлекал из фортепиано, можно сравнить по эффекту грандиозности и монументальности, который он производит на слушателя, с личностью Петра Первого. Таким Петр изображён на картине Валентина Серова "Петр Первый". Император - единственный персонаж полотна, который не сгибается под напором сильнейшего приморского ветра, и его гигантская фигура почти в два раза превосходит тщедушные и субтильные изображения придворных из его свиты. Данный эффект производится посредством отсутствия в игре Эмиля Гилельса какого-либо искусственного украшательства, манерности, чрезмерной искусственной красивости. Сдержанность, точность и напористость - вот что отличало исполнительство этого виртуоза.
Как отмечено во многих биографиях, Эмиль Гилельс вёл скромную жизнь, не любил общение с прессой. Те фотографии, которые сохранились в его архивах и которые представлены на обложках дисков, не отличаются позёрством или стремлениям внешними эффектами достичь внимания публики. Кажется, что всей своей жизнью Гилельс добивался того, чтобы сфокусировать внимание поклонников на его музыкальном творчестве, избавив тем самым их от каких-либо других отвлекающих факторов.
Детство музыканта
Гилельс, в отличие от многих своих коллег по сцене, появился на свет не в музыкальной семье, а в семье рабочего. Мать артиста была домохозяйкой и занималась воспитанием сына. Ей удалось привить мальчику любовь к искусству. Эмиль увлекался музыкой, театром, с большим интересом следил за зарождавшимся в то время советским кинематографом.
В очередной раз, проводя параллели с советской эпохой, которая воспитала пианиста, следует упомянуть: год рождения Эмиля Гилельса – 1916-й. То есть он появился на свет незадолго до Великой Октябрьской революции. Младшая сестра пианиста, Елизавета, тоже стала музыкантом. В качестве инструмента она выбрала для себя скрипку.
На доме, где родились одарённые дети, висит мемориальная доска.
Первые творческие успехи
В детстве Миля, как тогда все называли будущего музыканта, был настолько увлечен искусством и всем, что с ним связано, что порою организовывал театральные спектакли, в качестве актеров в которых участвовали ребята соседних дворов. Режиссером же данных представлений неизменно являлся он сам. Первым преподавателем музыки для юного дарования был уже упомянутый в этой статье, известный в то время в Одессе музыкальный педагог Ткач. Заслуга этого учителя была в том, что природные задатки мальчика очень скоро развились настолько, что к подростковому возрасту Эмиль был способен давать небольшие концерты, исполняя классические произведения крупных форм. После окончания музыкальной школы в пятнадцатилетнем возрасте Эмиль Гилельс поступает в Одесскую консерваторию. Одновременно с ним туда сдает вступительные экзамены еще один будущий виртуоз - всемирно известный пианист Святослав Теофилович Рихтер. В отличие от Гилельса, который с легкостью выдержал испытания, Рихтер экзамены провалил. Весь период обучения в консерватории Эмиль продолжал активную концертную деятельность.
Мировая слава
После получения диплома уже снискавший определенную известность в своём городе и в его окрестностях молодой исполнитель уезжает в Москву, где поступает в Московскую консерваторию по классу исполнительства. Его педагогом и наставником в течение 5 лет был известный музыкальный деятель Генрих Густавович Нейгауз.
У него в классе занимался и Святослав Рихтер, которого он называл своим любимым учеником, несмотря на его привередливость и некую музыкальную, как он выражался, строптивость.
Уже обучаясь в Одесской консерватории, Эмиль Гилельс стал победителем Всеукраинского конкурса исполнителей. Получая образование в Москве, пианист становился лауреатом всех крупных конкурсов страны. Его творческая деятельность имела поистине огромные масштабы. В гастрольный маршрут входили сотни городов Советского Союза. Он стал одним из первых советских музыкантов и первым пианистом страны, который выступал в Соединенных Штатах Америки.
Звукозапись в творческой биографии Гилельса
Эмиль Григорьевич широко известен своей деятельностью в области звукозаписи. Его интерпретации многих произведений музыкальной классики, в том числе всех концертов Бетховена, были записаны им и сохранены для потомства в потрясающем исполнении.
Он не раз вводил журналистов в заблуждение своей универсальностью. Критики, которые рукоплескали ему как бетховенисту, не знали, что делать, когда в скором времени выходила пластинка с потрясающим исполнением фортепианного концерта Моцарта, где Эмиль с присущим ему блеском играл свою партию.
Семья
Что касается личной жизни Эмиля Гилельса, то пианист впервые женился, еще будучи студентом Московской консерватории, на одной из своих сокурсниц. Первая жена Эмиля Григорьевича скоропостижно скончалась в молодом возрасте. Пианист, не дожив до 30 летнего возраста, остался вдовцом. Второй раз музыкант женился, когда ему было уже за сорок.
Его новая супруга, поэтесса Фаризет Хуцистова, не была профессиональным музыкантом, но с детства увлекалась искусством, в том числе музыкой, и живо интересовалась всем тем, что было связано с исполнительской деятельностью ее супруга. Дочь Эмиля Григорьевича от этого брака - Елена - стала пианисткой. Впоследствии она неоднократно выступала дуэтом со своим отцом.
Универсальный пианист
Исполнительская практика Эмиля Григорьевича Гилельса была также универсальна, как и его стиль, и техника. Он участвовал как в исполнении сольных музыкальных программ, так и играл партии фортепиано в концертах для фортепиано с оркестром различных композиторов.
Также пианист не обходил вниманием фортепианные дуэты и трио. Уже после смерти великого музыканта о творческой биографии и личной жизни Эмиля Гилельса его супруга написала книгу, которая называется «Мой Гилельс».
Правнук Шопена
Эмиль Гилельс скончался в конце восьмидесятых годов, не дожив всего несколько лет до распада Советского Союза - той страны, которая воспитала его, и которую он прославил своей деятельностью. Он был любимым пианистом трех правителей этой державы: Никиты Сергеевича Хрущева, Иосифа Виссарионовича Сталина и Леонида Ильича Брежнева. Наследие артиста включает в себя сотни записанных произведений, от музыки эпохи барокко и до творчества композиторов двадцатого века. Он прекрасно исполнял как Шостаковича, современником которого являлся, так и Баха, и Фредерика Шопена.
У академических музыкантов есть давняя традиция вести свою творческую родословную. То есть каждый студент консерватории или музыкального училища знает, у кого учился его преподаватель, преподаватель его преподавателя и так далее. Например, Александра Николаевна Пахмутова считает себя внучкой Римского-Корсакова, поскольку она училась композиции у Виссариона Шебалина, который, в свою очередь, занимался в классе Николая Андреевича. Следуя подобной логике, Эмиль Григорьевич Гилельс – правнук Шопена.
Знаменательная дата
В прошлом году широко отмечалось столетие со дня рождения пианиста. К этому событию фирма «Мелодия» выпустила коллекцию из пятидесяти дисков исполнителя, включая ранние, малоизвестные записи. В преддверии юбилея внук Гилельса - Кирилл, известный музыкант - дал несколько интервью различным средствам музыкальной информации. Продолжатель знаменитой династии также руководит архивом записей и фото Эмиля Гилельса.
Среди наиболее интересных вопросов о жизни Эмиля Григорьевича, которые журналисты задавали его внуку, был и такой: «Являлся ли Гилельс человеком с веселым характером?». Кирилл ответил, что дед, как любой одессит, ужасно любил анекдоты, но не пошлые. Ему нравились более тонкие шутки. Например, анекдоты на профессиональную тему, касающиеся искусства, культуры.
Казалось, ангелы спустились
С небес, услышав клавиш пенье:
Играл в притихшем зале Гилельс
И в душах пробуждал сомненья.