Римас Туминас – талантливый режиссер известных театральных спектаклей и постановок. За его плечами – десятки сложных драматических картин, таящих в себе яркий глубокий смысл и интенсивный колоритный сюжет.
Какова творческая биография Римаса Туминаса? Чем примечателен его вклад в развитие отечественного театра? Каковы его будущие режиссерские планы и проекты? Об этом можно коротко узнать из нашей статьи, посвященной творчеству, биографии, личной жизни Римаса Туминаса.
Начало жизненного пути
Это произошло зимой 1952 года, в Кельме - небольшом городке Шяуляйского уезда Литовской Советской Социалистической Республики. В семье простых рабочих из старообрядцев родился будущий режиссер Римас Туминас.
В многочисленных интервью он не раз описывал свое детство – затерянный среди полей хутор, нищета и захолустье. Жили без света и прочих привычных коммуникаций. Правда, потом появилось электричество - два часа в сутки работал генератор какого-то соседа.
Однако воспоминания талантливого драматурга о своем детстве довольно приятные – свежий воздух, раздолье, беззаботность…
Среди других радостных моментов Римас Туминас упоминает религиозные праздники, которые сопровождались не только шумным весельем и вкусными обедами, но и карнавальными переодеваниями, зажигательными представлениями и юмористичными розыгрышами. Возможно, уже тогда, маленьким мальчиком наблюдая за народной самодеятельностью, Римас захотел связать свою судьбу с театральной деятельностью.
По воспоминаниям талантливого режиссера, с семилетнего возраста он стал устраивать короткие декламации, обучая соседских девчонок красноречивым и выразительным выступлениям. Это были первые спектакли Римаса Туминаса, которые он, босоногий мальчуган, ставил в холодных сенях своего маленького дома.
Начальное знакомство с театром
В четырнадцатилетнем возрасте подросток впервые побывал в настоящем театре. Весь класс их сельской школы поехал в столицу на театральную постановку "Кот в сапогах".
Как однажды признался сам Римас Туминас, спектакль ему не понравился. Во-первых, пьеса была слишком детской для парнишки, живущего самостоятельной жизнью. К слову, к тому времени юный Римас уже работал киномехаником и жил отдельно от родителей.
Во-вторых, эта пьеса была поставлена отвратительно. Актеры фальшивили, декорации страдали, происходящее на сцене казалось наигранным и… жалким. Другое дело – кино. Вот – настоящее искусство, вот – истинный прорыв в будущее!
Однако, несмотря на такое предубеждение к театру, в восемнадцатилетнем возрасте Римас Туминас поступил в Литовскую консерваторию, а затем окончил ГИТИС. Почему произошла такая перемена в мышлении молодого человека?
Подлинное призвание
А всему виной была первая любовь.
Однажды на хуторе поселилась семья, состоящая из четырех образованных и интеллигентных женщин – матери и трех дочерей. В самую младшую как раз и влюбился наш литовский герой. Она была самой миловидной, самой нежной, самой аристократичной.
Однако через год возлюбленная будущего режиссера вместе со своей семьей уехала в столицу и не вернулась, оставив в сердце молодого парня неизгладимый след. Неразделенная любовь пробудила в его душе творческий потенциал – юный Римас стал сочинять стихи, петь романсы и мечтать о славе.
Однако путь к известности был тернистым и нелегким. Сначала парень работал сварщиком и учился в вечерней школе. Затем полетел в столицу, поступать учиться на режиссера.
Уже в Вильнюсе, этом шумном и многолюдном городе, молодой человек встретил свою любовь. Он приехал к ней с душой нараспашку и розой в руках, а ее сердце оказалось уже занято. Тогда Римас Туминас решил стать известным театральным режиссером, чтобы девушка пожалела о том, от кого отказалась.
Годы учебы в академии
Конечно, учеба в академии была сложной и требовала стараний и усилий. Поначалу молодой человек относился к ней несерьезно и легкомысленно. Конечно, он хотел прославиться, да и творческие стремления просыпались в его душе.
С раннего детства юный литовец приобщался к искусству – рисовал, ваял фигурки, пел и декламировал стихи. Скорее всего, такой артистизм проявился в ребенке от матери – натуры творческой и неординарной, зарабатывающей на жизнь дизайном одежды и рисованием.
Остался Римас Туминас в академии только потому, что не захотел возвращаться ни с чем к себе в родную деревню, слышать за спиной чужие насмешки и пересуды. И правильно сделал, что остался.
Только в процессе обучения ему открылась вся глубина и монументальность истинной драматургии. В академии молодой человек открыл для себя Чехова и его серьезную, душевную драматургию. Именно в вузе Римас Туминас начал сочинять небольшие, но яркие и психологические этюды.
А потом было поступление в ГИТИС. Юного литовца приняли, даже закрыв глаза на двойку по истории СССР. Всех поразил его неординарный талант и глубина внутреннего мира.
Первые постановки начинающего мастера
Окончив обучение в Москве, Римас Туминас вернулся к себе на родину – в милую сердцу Литву, где и состоялся как талантливый режиссер-постановщик. Первым драматическим произведением выпускника ГИТИСа стал "Январь" – спектакль по пьесе Й. Радичкова.
Начиная с 1979 года Римас Туминас более двадцати лет проработал в столичном драматическом театре вначале простым режиссером, а затем художественным руководителем.
За время своего пребывания в этих должностях талантливый драматург поставил на сцене несколько десятков театральных пьес, самыми востребованными из которых являются “Снежная королева”, “Кошка на раскаленной крыше”, “Царь Эдип” и еще много других.
Личное детище
В 1990 году литовский постановщик организовал и возглавил собственный театр, названным Малым драматическим. На его сцене были показаны такие талантливые и запоминающиеся спектакли Римаса Туминаса, как “Три сестры”, “Вишневый сад”, “Маскарад”, “Ревизор” и другие из вечной театральной классики. Как видим, любовь литовского режиссера к российским писателям поистине безгранична. Передавая в своих постановках всю силу и великий смысл этих произведений, драматург не только поднимает серьезные гуманные вопросы, но и выставляет на всеобщее обозрение глубину человеческих эмоций, поступков и отношений.
На сцене Малого театра с успехом шли и личные пьесы Туминаса. Например, его спектакль “Здесь не будет смерти”, написанный в соавторстве с известным поэтом В. Кукуласом, произвел большое впечатление на зрителей и был по достоинству отмечен театральными критиками и средствами массовой информации.
Заграничные проекты
В этот период также Римас Туминас активно работал за рубежом. В Финляндии в начале 1990-х он поставил на сцене “Дон Жуана” Мольера и “Дядю Ваню” Чехова. Затем был опыт в Исландии - “Дон Жуан” и “Ричард III” (по мотивам великого Шекспира).
Из современных работ литовского режиссера за границей следует упомянуть “Ромео и Джульетту” и “Слугу двух господ” (2001 год, Польша), а также “Идиота” и “Вишневый сад” (2004 и 2006 гг. соответственно, Швеция).
Как видим, режиссера часто приглашают именно на серьезные классические постановки, так как он, как никто другой, может правильно и корректно, в свете современных условий, передать дух и атмосферу того времени, а также ярко и образно изобразить истинные человеческие чувства и стремления.
Работа в Российской Федерации
Начиная с 2007 года Римас Туминас работает в Москве, в театре им. Е. Б. Вахтангова. Здесь по приглашению российского Федерального агентства культуры и кинематографии он занимает ответственную должность худрука.
Под заботливым надзором литовского режиссера в театре были поставлены такие запоминающиеся, серьезные спектакли, как “Троил и Крессида” (Шекспир, 2008 год), “Дядя Ваня” (Чехов, 2009 год), “Маскарад” (Лермонтов, 2010 год), “Ветер шумит в тополях” (Сиблерайс, 2011 год), “Улыбнись нам, Господи” (Канович, 2014 год), “Минетти” (Бернахард, 2015 год), “Царь Эдип” (Софокл, 2016 год).
Среди всевозможных талантливых постановок обязательно следует упомянуть спектакль “Евгений Онегин”. Римас Туминас вложил в данную постановку всю свою душу, за что и удостоился премии “Золотая Маска” как лучший режиссер 2014 года.
Также стоит упомянуть, что на счету литовского художественного руководителя две работы совсем иного жанра. Это – оперы “Катерина Измайлова” (Шостакович) и “Пиковая дама” (Чайковский). Оба произведения поставлены на сцене Большого театра и были отмечены многими положительными отзывами и рецензиями.
Преподавательская работа
Начиная с 1979 года Римас Туминас занимается педагогической деятельностью. В Вильнюсской консерватории он значится как профессор театральных дисциплин. Также режиссер преподает в ГИТИСе, а с 2012 года принимает в своей Первой студии (при Вахтанговском театре) студентов из разных театральных учебных заведений.
Немного о личном
В отношении личной жизни Римаса Туминаса (жена, семья, хобби и увлечения) известно довольно много. Талантливый режиссер был женат два раза. Его первой супругой была Юрате Анюлите. В этом недолгом браке родилась дочь Моника.
Затем литовский постановщик женился во второй раз. Это счастливое событие произошло в 1982 году. Избранницей Римаса Туминаса стала актриса Инга Бурнейкайте. У супругов также родилась дочь, которая сейчас активно занимается актерской и режиссерской деятельностью.
Что еще можно сказать о личной жизни Римаса Туминаса? Он – очень открытый и общительный человек, любит анекдоты и хороший юмор. Поэтому во многих постановках режиссера часто встречается тонкий комизм и гротескные шутки.
Здоровье художественного руководителя
О состоянии здоровья талантливого худрука уже несколько лет переживает вся театральная страна. То, что Римас Туминас болен раком, стало известно в 2014 году. После чего режиссер проходил обследование и лечение в онкологической клинике Израиля, откуда был выписан в удовлетворительном состоянии, полон свежих сил и энергии.
В 2017 году возникли тревожные сообщения о сердечно-сосудистом заболевании Римаса Туминаса. После прохождения серьезного лечения он вновь вернулся к своей активной творческой деятельности.
Награды худрука
За свои труды и старания на театральном поприще режиссер был неоднократно отмечен премиями и наградами. Например, Госпремией РФ (1999 год), Орденами Почета (2017 год) и Дружбы (2010 год), премиями “Золотая Маска” и “Живой театр”.
Это, конечно же, не полный и не окончательный список вознаграждений талантливого театрального художественного руководителя. Впереди его ждет большой и напряженный труд. А мы будем ожидать ярких и незабываемых постановок.