Антропософия - это... Известные последователи учения

В переводе с греческого слово "антропософия" означает "человекомудрость" или "человекознание". Другими словами, можно сказать, что это духовная наука, которая открывает людям методы духовного познания и саморазвития с помощью мышления. Нередко её называют гётеанством ХХ века. Это объясняется тем, что антропософия опирается на учение Гёте. Что же это за мистическая наука? Узнаем из нашей статьи.

антропософия это

Антропософия и теософия

Несмотря на то, что гётеанство ХХ века выделилось именно из теософии, эти два учения разительно отличаются друг от друга.

Антропософия – это мудрость, которая приобретается человеком сознательно и направлена на познание себя.

Теософия (в переводе с греческого – «богомудрость») – это знания, которые даются Высшими Силами, то есть получаемые подсознательно.

Неудивительно, что эти две науки возникли в определённом порядке: сначала теософия, а затем антропософия. Всё дело в том, что для того чтобы познать себя, очень важно наладить контакт с Высшими Силами.

Что такое антропософия? Определение значения этого слова не составляет труда, в особенности тем, кто знает греческий язык. Так, «антропос» – человек, а «софия» - мудрость. В названии и кроется весь смысл учения – путь саморазвития человека при помощи мышления.

Зарождение антропософии

Учитывая прошлый опыт всех мистических знаний, можно смело заявить, что ни одно из них не возникло просто так. На то были определенные причины, которые подвигли общество к постижению того или иного учения. Антропософия – это мистическое знание, которое откололось от теософии в начале ХХ века в Германии. Рудольф Штайнер возглавлял одно из германских отделений теософии.

Следует отметить, что его деятельность всегда основывалась не столько на самом учении, сколько на личных ощущениях и исследованиях. В некоторой степени Штайнер не доверял основательнице теософии Елене Блаватской и на то были веские основания: в 1913 году руководство организации провозгласило, что Джидду Кришнамурти должен стать новым перевоплощением Христа.

Рудольф Штайнер был полностью не согласен с данной идеей и поэтому ушел из этой организации. С группой учеников он основал течение, которое получило название "антропософия". Течение существует по сей день.

Штайнер был очень амбициозной и волевой личностью. Сообщество теософии сковывало его, не давая свободы. Отделившись и создав собственное учение, он смог реализовать себя как архитектор, философ, мистик, оккультист и драматург.

наука о духе

Зарождение вальдорфской педагогики

Создав свое собственное сообщество, Штайнер стремился распространить знания по всему миру. Он читал лекции на различных предприятиях и фабриках, рассказывая о принципах антропософии и разбирая проблемы сотрудников.

Так, на одном из семинаров, который проходил на территории сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», были затронуты проблемы обучения и воспитания детей. Он рассказывал о том, что в раннем возрасте намного проще открыть себя как личность и познать суть науки о духе. Ребенок – это чистый лист бумаги, на который нужно записывать только необходимую информацию.

Рабочие сигаретной фабрики во многом были согласны с Штайнером, ведь именно с детей начинается развитие нации. Сложно сломать стереотипы и внедрить новые знания, когда дети посещают обычную школу. Было решено открыть новое учебное заведение для детей рабочих, в котором бы малыши обучались по новой методике, основанной на антропософии. Так, первую школу открыл Эмиль Мольт – руководитель сигаретной фабрики, и именно в честь него она получила название Вальдорфская школа Штайнера.

Основные положения науки о духе в вальдорфской педагогике

Несложно догадаться, что антропософия изучает развитие человека в духовной сфере. Для детей такое воспитание особенно важно. Штайнер считал, что каждый ребенок – это личность, которая требует индивидуального подхода. В первую очередь, стоит обращать внимание на способности ребенка, данные ему природой. Такой способ обучения исключает принуждение детей к той или иной деятельности. Очень важно развивать в них веру в собственные силы и способы самопознания - это станет хорошим фундаментом для изучения обычных школьных предметов.

андрей белый

Наука о духе позволяет раскрыть себя как личность, поверить в собственные силы и значимость. Принципы обучения в вальдорфской школе достаточно просты: ребенка уважают, воспитывают в нем любовь к духовным ценностям. Родителей также включают в рабочий процесс. Они регулярно ходят на родительские собрания и активно участвуют в жизни школы и детей. Для того чтобы ребенок развивался как личность, ему необходимо уделять достаточное количество внимания. Ни одна школа не сможет дать ему должное образование и воспитание, если в процесс не будут включены родители.

Вальдорфская школа работает по двум направлениям: в первом упор делается на развитие творческих способностей: рисование, танцы, игра на музыкальных инструментах; во втором же воспитывают духовные ценности в ребенка. Наставники и учителя помогают деткам формировать их внутренний мир и мировоззрение согласно учению Штайнера.

Параллельно дети изучают традиции и культуру. Это дает понять ребенку, что он не один в большом мире, вокруг есть много интересного и необычного.

В целом, вальдорфская школа очень сильно отличается от обычных. Дети чувствуют себя, как в одной большой семье. Школьные постановки, которые проводятся в них регулярно, помогают детям раскрыться, стать более раскрепощенными и уверенными в себе, не бояться выступать перед публикой.

Гёте и антропософия

Несмотря на то что учение возникло только в ХХ веке, её нередко называют «гётеанство». Секрет кроется в том, что все идеи антропософии основаны на немецкой классической философии и в том числе на естественнонаучных работах Гёте. Можно сказать, что именно он вдохновил Штайнера и указал на путь познания духовного мира. Важно заметить, что Гёте состоял в масонстве, а значит обладал некоторыми тайными мистическими знаниями, недоступными для обывателей.

Философские взгляды этого мыслителя четко прослеживаются в произведении, над которым он работал всю жизнь. «Фауст» - это трагедия, где хорошо описана битва Бога и Сатаны за человеческую душу. Главный герой произведения - Фауст, тщательно ищет путь к открытию смысла жизни. Он понимает, что только самосовершенствование и самоотдача могут привести к тому, о чем он мечтает. Вторая часть трагедии – это мысли писателя о естественных науках и его научное исследование духовного мира. В ней Гёте зашифровал глубокие символические и мистические ассоциации.

Архитектурный образ Вселенной

Штайнер был не только философом, мистиком, оккультистом, архитектором и драматургом, но и автором пьес-мистерий. Для их постановок он решил построить здание, которое впоследствии назвали Гётеанум. Спустя некоторое время, идея стала более масштабной. Гётеанум стал центром антропософского движения, он располагался в городе Дорнах в Швейцарии. Само здание и окружающие его строения символизировали модель Вселенной. Штайнер был уверен, что человек и вся система мироздания очень тесно связаны между собой. Для того чтобы познать себя, необходимо понимать всю сущность Вселенной и быть с ней одним целым.

К 1920 году постройка здания была закончена - это был уникальный проект органической архитектуры. В его возведении принимали участие ученики и последователи Штайнера. В 1923 году в результате поджога здание сгорело, но поскольку оно было застраховано, его отстроили заново. Новый Гётеанум в Дорнах был гораздо больше и вместительнее прежнего. Там часто собирались приверженцы науки, которые обсуждали антропософию, делились своими открытиями и впечатлениями. Кроме того, как и предполагалось с самого начала, в Гётеануме ставили пьесы-мистерии, в которых играли последователи Штайнера.

антропософское общество

В центре антропософского движения собиралось достаточно много народа. Они слушали лекции, смотрели пьесы и просто общались. На сегодняшний день Гётеанум считается памятником истории и культуры. Здесь проводятся различные фестивали, мероприятия и конференции. Как правило, туристы часто посещают это место, особенно их интересует великолепная органическая архитектура.

Первопричина бытия

Антропософия – это теория, которая основывается на том, что дух – это первопричина бытия. Из него состоят все материальные объекты, явления и процессы, воспринимаемые человеком при помощи органов чувств. Развивая их, можно улучшить свои экстрасенсорные способности, проникнуть в потусторонний мир и пообщаться с его "обитателями". Конечно же, совершенствование органов чувств – задача не из легких. Штайнер разработал целый комплекс специальных упражнений. Первостепенной задачей оставалось изучение и понимание гётеанства ХХ века.

В антропософии Рудольфа Штайнера есть определенные требования, которые должен выполнять каждый. Без них познать учение невозможно. В основном все правила направлены на самодисциплину.

Так, первым требованием является упорядочивание своих мыслей. Именно с этого начинается любое духовное развитие. Следует быть господином своих мыслей, очистить свой ум от бесконечного потока ненужной информации и прислушаться к тишине внутри себя. В течение месяца, каждый день, необходимо выполнять такое упражнение (около 10 минут): сесть в удобную позу, закрыть глаза и попытаться остановить поток мыслей. Кажется, что всё банально просто, но уже после первой минуты человек начинает понимать, какой бардак происходит в его голове. В современном мире это называется внутренним диалогом, который нужно останавливать.

Второе требование – придумать для себя задание и выполнять его каждый день в одно и то же время. Так, например, поливать определенное растение каждый день в течение месяца, но при этом не забывать о первом требовании.

Третье правило – научиться видеть положительные вещи в любой ситуации. Чтобы не происходило с человеком, он должен тщательно анализировать и выделять для себя плюсы и минусы. Причем научное исследование духовного мира следует начинать именно с поиска положительных вещей, стараясь не так остро реагировать на отрицательные.

Медитации

Среди упражнений для развития духовности выделяют два наиболее важных. Они основываются на проговаривании определенных слов. Первое необходимо выполнять утром, сразу после пробуждения, а второе – следом за ним. Очень важно, чтобы в период медитации не было посторонних мыслей, а человека никто не отвлекал.

Итак, проснувшись рано утром, не вставая с кровати, необходимо улыбнуться новому дню, отбросить все печали и тревоги. В течение пяти минут повторяйте про себя эти строки. Очень важно, чтобы они звучали не только в голове, но и в сердце. Проникнитесь ими:

В чистых лучах света
Блистает Божество мира.
В чистой любви ко всем существам
Излучается божественность моей души.
Я покоюсь в Божестве мира.
Я обрету себя самого
В Божестве мира.

центр антропософского движения

Второе упражнение немного сложнее, его необходимо повторить 4 раза. Для начала необходимо освоить технику дыхания: вдох – 2 секунды, выдох – 4 секунды, задержка дыхания – 6 секунд. На последнем этапе необходимо сосредоточить внимание в области третьего глаза и произнести про себя «Я есмь». Затем, сделав вдох, выдох и задержав дыхание, сконцентрироваться на точке внутри гортани и мысленно сказать «Оно мыслит». Третий раз, выполняя данную технику, при задержке дыхания нужно прочувствовать свои кисти рук, как в них поступает энергия, и произнести «Она чувствует». Здесь подразумевается, что «Она» – это мировая душа. На четвертой задержке сосредоточьтесь на всем своем теле и скажите «Он волит». Выполняя регулярно эти упражнения, вы почувствуете сильный поток энергии.

Известные последователи учения

Путь Штайнера был достаточно тяжелым и сложным. Многие считали антропософию ложной эклектичной наукой. Кроме того, противники учения утверждали, что Рудольф Штайнер создал секту. Конечно, у любой эзотерической науки есть как свои противники, так и почитатели. Отметим, что Штайнер был весьма яркой личностью и многие считали, что он обладает даром гипноза. И в самом деле, те, кто присутствовал на его лекциях, были словно зачарованы его словами, мимикой, жестами. Казалось, что в этом человеке все идеально.

Маргарита Сабашникова, Анна Алексеевна Тургенева (Бугаева), Андрей Белый, Максимилиан Волошин – известные последователи Штайнера, которые помогали ему со строительством Гётеанума. Так, например, Волошин вырезал причудливые узоры на деревянных арках и стенах, а его супруга Маргарита Сабашникова выполнила красивую роспись на малом куполе. Анна Алексеевна (Ася) Тургенева – первая жена Андрея Белого, была одной из самых способных учениц Штайнера. Вместе со своим супругом они ездили за своим духовным учителем. Ася решила, что антропософия – это её призвание и с радостью занималась медитациями и другими упражнениями этого учения.

Андрей Белый и его супруга были не только последователями Штайнера, но и его хорошими друзьями. Однако духовное самосовершенствование поставило под угрозу их семейную жизнь - их брак начал медленно разрушаться, а Андрей чуть не сошел с ума. Как же это произошло?

Безразличная Ася Тургенева

В 1914 году, 23 марта, был заключен брак между Анной Алексеевной Тургеневой и Борисом Николаевичем Бугаевым (настоящее имя Андрея Белого). Они много путешествовали, и вот, приехав в Кельн, познакомились с Рудольфом Штайнером. Многие считали, что Ася никогда не любила Белого и всегда вела себя с ним слегка высокомерно. Возможно, именно по этой причине Андрей так сильно любил её. Ася была немного необычной девушкой: она слышала разные звуки, которые никто не слышал, и видела вещи, скрытые от многих глаз. Познакомившись поближе со Штайнером, она прониклась идеей антропософии и навсегда осталась в Гётеануме. Она настолько посвятила себя этому учению, что очень сильно отдалилась от супруга.

дорнах швейцария

Всё изменилось, когда Ася приняла новый духовный путь аскезы - с Белым они стали жить как брат с сестрой. Влюбленный мужчина очень долго мучился и переживал, но в итоге покинул Дорнах и уехал в Москву. Там его жизнь не была сладкой. Он голодал, много трудился и бредил своей возлюбленной. Уже через много лет, когда они встретились, Ася сказала ему, что он предал её, их идеалы и отшатнулся от учителя. Вероятно, они были слишком разные, и даже один духовный путь так и не смог их объединить.

Основные тезисы антропософии

Штайнер утверждал, что антропософское общество – это единое знание, которое базируется на определенных тезисах и правилах. Выполняя их, можно развиваться дальше в свободном направлении.

Данное учение – это путь познания, который соединяет духовное в человеке и Вселенную в одно целое. Настоящим антропософом может стать только личность, которая стремится найти ответы на вопросы о сущности человека и мироустройства - это жизненно важная задача посвященного. Антропософия дает знания, полученные духовным путем. Такой переход можно назвать границей, но не потому, что на этом путь заканчивается, а потому, что открывается чувственное восприятие и перспектива познания духовного мира. Штайнер сравнивает подобную трансформацию с рыбой в воде. Когда рыба доплывает до берега, она вынуждена повернуть назад, так как не может существовать вне воды. Душевные силы, дающие возможность жить в стихии, которая не охватывается чувственным восприятием – это и есть существование за пределами физических возможностей.

Каждому человеку необходимы духовные познания, чтобы быть уверенным в своем чувствовании и успешно развивать волю. Многие ощущают величие, мудрость и красоту нашего мира, но при этом не получают ответа на вопрос о своем происхождении и существовании. Именно постоянная жажда знаний и отличает антропософа от других людей.

Интересно, что все основные тезисы не имеют под собой каких-либо научных доказательств и основаны лишь на фантазии Штайнера. До сих пор остается открытым вопрос: был ли это дар с небес или просто шарлатанство?

Критические публикации о деятельности Штайнера

Некоторые считают, что антропософия - это секта. Но есть ли для этого какие-либо основания? Так, например, русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев считал, что это учение настолько поглощает людей, что не они владеют оккультными силами, а, наоборот, неведомые силы владеют людьми. Он не признавал Рудольфа Штайнера как посвященного человека, обладающего оккультными знаниями. Скорее, считал его безблагодатным, гипнотизёром и психологом, который при помощи своего учения разлагает целостность человеческой души.

Отдельно следует выделить совместимость антропософии и христианства, поскольку именно вокруг этого вопроса возникает наибольшее количество споров.

Так, Штайнер утверждал, что целью данной науки не является основание новой религии. Антропософия помогает религиозно настроить душу человека и привести её к Христу. Но можно ли, придерживаясь этого учения, прийти к Богу? Вот, что на это отвечает Штайнер: «Странную ошибку совершают те, кто борется с духовной наукой с точки зрения христианства. Пусть однажды спросят у духовной науки, борется ли она с тем, что можно найти внутри христианства! Она подтверждает все, на чем зиждется христианство. Но к этому она добавляет и нечто другое. Запрещать это другое не значит настаивать на христианстве, но это значит настаивать на ограниченности христианства». Получается, что, по мнению Штайнера, если христианин не согласен с учением, то это является ошибкой. Но в тоже время постулаты учения противоречат тому, что написано в Библии.

что такое антропософия определение

Многие русские философы считают, что Штайнер использовал идею христианства для того, чтобы привлечь как можно больше людей в своё сообщество, но на самом деле его философия далека от истинного религиозного учения. Кроме того, некоторые приверженцы теософии уверены, что антропософия – лжеучение, созданное темными силами. Они считали, что Штайнер был одержим Дьяволом, что им руководило злое существо, которое продвигало это в нужном направлении.

Противники антропософии также уверены, что пожар, в котором сгорел первый Гётеанум, был уничтожен Чистым Лучом. Иными словами, именно Господь Бог пожелал сжечь праведным огнем храм нечестивцев.

Подводя итог, можно сказать, что антропософия, теософия и агни-йога – это достаточно схожие религиозно-мистические учения. Каждое из них помогает не только прийти к Богу, но и открыть в себе определенные таланты и способности. Конечно же, вокруг антропософии и основателя этой теории существует много мистического и до сих пор непонятно, что делает это учение интересным. Важно помнить, что каждый человек вправе сам решать, во что ему верить и к чему стремиться.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.