Одно из вкусных воспоминаний детства многих наших сограждан - сладости под названием "Большевик". Кондитерская фабрика была открыта французами до революции и приучила россиян к сладким изыскам, а после 1917 года стала эталонным предприятием.
Французская кондитерская
Желание быстрого заработка привело семью французского парфюмера Адольфа Сиу в столицу России в 1853 году. Капитал планировалось заработать продажей духов и одеколонов, но ситуация сложилась совсем иначе, когда за дело взялась мадам Эжени Сиу. Именно благодаря ее идее и предприимчивости в стране появилась старейшая кондитерская фабрика «Большевик» (Москва). Первый магазинчик открылся на Тверской в День святой Екатерины в 1855 году. Ручное производство европейских сладостей было налажено в соседнем с магазином помещении, весь штат сотрудников состоял из кондитера и подмастерья.
В первый день работы супруги получили фантастическую по тем временам выручку – почти 123 рубля, следующий день абсолютно не порадовал, товара было продано всего на 3 рубля. Но первый успех был воодушевляющим, и дело стало развиваться. Довольно скоро купцы стали считать делом престижа покупку дорогих французских конфет, а магазин приобрел популярность у большинства москвичей. За шесть лет, пока развивалось кондитерское дело, отец семейства достиг вершин карьеры в парфюмерном представительстве и стал директором-распорядителем французской компании, но без сожаления оставил большой пост по истечении контракта, полностью погрузившись в дела семейного бизнеса.
В 1881 году Адольф Сиу полностью передал управление компанией сыновьям, основав Торговый дом «А. Сиу и Ко». Семейное дело получает огромный толчок к развитию - было решено построить огромную кондитерскую фабрику с оснащением, которого еще не видывали в России. Проект поручают разработать архитектору Оскару Дидио. Первое здание из красного кирпича было сдано 1 октября в 1884 году. Оно было удивительным – ко входу вела роскошная лестница, перед ней установлен фонтан, ажурные кованые решетки служили дополнительным украшением. Изюминкой всего сооружения стала полная электрификация производства, для чего в подвалах были установлены динамо-машины. Когда наступал вечер, москвичи приходили посмотреть на светящееся чудо, и фабрика быстро стала новой достопримечательностью столицы.
В конце 19 века наступил расцвет предприятия – работало 20 цехов, выпускавших более 2 тысяч наименований продукции. Мармелад, пастила, печенье, торты и конфеты разлетались во все концы России, в дальнее и ближнее зарубежье. С увеличением объемов поставок требовались и дополнительные площади для цехов. Братья сумели скупить близлежащие участки и расширить производство, построив новые помещения. На заводе братьев Сиу трудилось уже более 1200 сотрудников. С 1903 года компания заняла лидерскую позицию в масштабах страны. Для доставки продукции во все уголки столицы младшим братом Адольфом была организована собственная розничная торговая сеть в виде передвижных повозок. Свежую выпечку, пирожные, конфеты москвичи могли приобрести в любом районе города.
Кроме готовых кондитерских изделий, в цехах производили и паковали кофе, какао, закрывали горячий шоколад в жестяные банки для путешественников – братья привнесли много новшеств на кондитерский рынок. Самым обширным в мощностях фабрики был карамельный цех, где впервые были выпущены конфеты с начинками из коньяка, варенья, фруктов, пралине и многого другого. Упаковка продукции иногда являлась произведением искусства, над ее оформлением часто трудились именитые художники. Активное продвижение на рынок породило первые маркетинговые уловки, применяемые и поныне – некоторые виды продукции дополнялись календарями, тематическими печатными сериями, посвященными деятелям литературы, искусства, стимулируя потребителей становиться коллекционерами.
Царское печенье
К празднованию 300-летия царствования династии Романовых (1913 год) готовилась вся страна, кондитеры выпускали приуроченную к дате продукцию. Производители старались выделиться любыми способами - готовили особую упаковку, разрабатывали новые виды сладостей, снижали стоимость на товары. Компания «А. Сиу и Ко», будучи лидером рынка, подготовила к событию три новых продукта – конфеты «Сусанин», одеколон в хрустальном флаконе и печенье «Юбилейное».
Современный «Большевик» (кондитерская фабрика) до сих пор выпускает этот вид печенья, прославивший семью Сиу. Печенье стало легендарным почти сразу после выпуска, оно пользуется популярностью и сегодня, рецепт бережно хранится в компании. В 1913 году предприятие получило долгожданное звание – поставщик Двора Его императорского Величества. Вплоть до 1917 года компания не знала провалов и постоянно наращивала мощности. Новое время и сменившийся государственный строй никак не повлияли на популярность сладостей, а фабрика оставалась лидером отрасли.
После революции
В 1917 году все быстро изменилось – владельцы иммигрировали, сотрудники и революционеры опечатали помещения. Постепенный запуск начался с 1918 года. По инициативе Ленина, в 1920 году предприятие получило новое название - «Большевик».
Кондитерская фабрика начинает наращивать обороты лишь с 1923 года, в это время уже работали все имеющиеся цеха. В 1927 году предприятие переходит в ведение треста "Моссельпром" и сосредотачивается на выпуске мучных кондитерских изделий – спросом пользуются бисквиты, вафли, печенье. Руководство фабрики обязали не только возобновить выпуск всей дореволюционной продукции, но и внедрять новые рецептуры. Первой ласточкой модернизации стала механическая штамповка пряников.
Темпы наращивания производства не снижались, начались социалистические соревнования, механизация труда была поставлена на поток и стала первейшей обязанностью всего промышленного комплекса страны. В 1940 году на фабрике выпустили более 54 тонн готовой продукции, что составило 984% в сравнении с показателями 1913 года.
С началом войны «Большевик» (кондитерская фабрика) отправляет на фронт печенье, сгущенное молоко, галеты, часть цехов занимается производством ампул для зажигательной смеси, флегмализаторов, пламягасителей, шьют рукавицы и телогрейки, начат выпуск дешевого мыла. Но даже в такое трудное время были найдены возможности для реконструкции одного из цехов, где установили аппаратуру для производства тарталеток, «Швейцарского рулета», петифуров, печенья с прослойкой.
Сразу после войны начались работы по запуску всех мощностей. «Большевик» (кондитерская фабрика), постоянно наращивая производство, оставался эталоном кондитерской промышленности в стране. Из цехов выходила лучшая продукция и самый широкий ассортимент, который распространялся по всему Советскому Союзу.
Третий цех носил название «Венский» и был на предприятии привилегированным, с его конвейеров выходили пирожные, торты, ассортимент насчитывал 18 наименований, а объемы выпуска исчислялись тоннами. Часть продукции отправлялась в Кремль, лидерам партии, делегатам слетов, съездов. Предприятие гордилось своими традициями – рецептура многих сладостей имела столетнюю историю, а многие семьи династиями работали на фабрике.
Новые времена
При очередной смене социального строя «Большевик» (кондитерская фабрика) также почувствовал ветер перемен. Вышедшие на рынок иностранные гиганты составили жесткую конкуренцию. В 1997 году 87% акций приобрела французская компания Danone, пожелав вдохнуть новую жизнь в российскую фабрику. Были предприняты попытки к переименованию предприятия, но маркетинговые исследования продемонстрировали высокий уровень доверия потребителей к старому названию, и его было решено оставить.
Компания начала восстанавливать уровень выпуска, но финансовый кризис 1998 года обвалил спрос на кондитерские изделия. В начале нового века ситуация выровнялась за счет экспансии продукции на региональные рынки, страны СНГ и ближнее зарубежье. В 2007 году группа Danone продала бисквитный бизнес американской компании Kraft Foods. Новые владельцы, оценив перспективы развития производства в центре Москвы, пришли к выводу о невыгодности такого положения и перенесли производственные мощности в город Собинка (Владимирская область). Весь исторический производственный комплекс и новые цеха в Собинке являются собственностью компании «Крафт Фудс Рус».
Продукция из Собинки
Новый «Большевик» (кондитерская фабрика) был открыт в октябре 2009 года. Инвестиции в производственный комплекс составили 1,5 миллиарда рублей. Мощности расположены на 15 гектарах и представляют собой 6 линий по производству печенья и бисквитов. Штат сотрудников состоит из 350 человек, проектная мощность производства – 40 тысяч тонн готовой продукции в год.
Ассортимент выпускаемых изделий:
- Печенье «Юбилейное» в трех линейках (традиционное, со злаками, с фруктами и ягодами).
- Бисквитное печенье «Медвежонок Барни», belVita, TUC, Alpen Gold Chocolife, OREO.
«Большевик» в Собинке: отзывы
Печенье «Юбилейное» некогда было признанным лидером спроса среди населения. Его выпускали и после распада СССР в неизменно большом количестве. Сегодня рецептура претерпела изменения, в конечный продукт стали добавлять ягоды, злаки, покрывать глазурью. По отзывам потребителей можно сказать, что немногому количеству людей нравится современное печенье «Юбилейное», выпускаемое на фабрике «Большевик» в городе Собинка компанией «Мон'дэлис Русь». Редкие отзывы рассказывают о большом выборе в линейке традиционного печенья, приятном вкусе. Большее количество положительных оценок выставлено другой продукции – бисквитному печенью «Барни».
В отрицательных отзывах ведется эмоциональный рассказ о загубленной рецептуре любимого печенья, пишутся призывы к производителю вернуть традиционную рецептуру. Потребители отметили, что «Юбилейное» из Собинки описывается в рекламных проспектах как продукт, созданный из натурального сырья, хотя данные на упаковке противоречат этому утверждению Часть оставивших отзывы покупателей решили отказаться от этой продукции в пользу другого производителя.
"Венский цех"
Когда в 2012 году «Большевик» (кондитерская фабрика) был приобретен компанией Kraft Foods, семья московских юристов сумела вывести из активов и выделить в отдельное предприятие знаменитый «Венский цех», где производился легендарный ассортимент пирожных и тортов. Сейчас это производство находится в Лефортово. Вместе с техническим оснащением нынешние владельцы Маргарита Данелия и Леонид Седов выкупили и весь архив рецептур. Решение возродить традиционные кондитерские продукты отчасти было продиктовано ностальгическими воспоминаниями – детство супругов прошло у метро «Динамо», где был фирменный магазин фабрики «Большевик», мимо которого без покупок никто не проходил.
Сейчас «Венский цех» производит почти весь классический ассортимент, которым славилась кондитерская фабрика «Большевик». Продукция создается по сохранившимся советским рецептам, в соответствии с ГОСТами. Вместе со знакомыми с детства тортами и пирожными в компании производят 80 наименований сладостей, принимают заказы на индивидуальное изготовление тортов к торжествам, реализуют готовые изделия в розничной сети крупных магазинов Москвы и Санкт-Петербурга.
Полакомиться изысканными десертами можно в фирменных кафе, одно из них уютно устроилось на историческом месте расположения фабрики, где теперь устроен бизнес-центр с тем же названием, что было и у кондитерской фабрики (ОАО) «Большевик». «Венский цех» предлагает посетителям торты «Сказка», «Прага», «Идеал», пирожные «как в детстве», вкуснейший кофе и чай.
Отзывы о продукции
Редко можно встретить человека, кому неизвестна кондитерская фабрика «Большевик». Торты, пирожные, десерты сопровождали детство и праздничные дни большинства жителей Советского Союза. Сегодня высокий уровень качества поддерживает компания «Венский цех», выпускающая огромный ассортимент кондитерских изделий, в том числе и «те самые» сладости.
Отзывы о продукции с положительными оценками рассказывают, что приобретенные в фирменных магазинах пирожные и торты на миг возвратили покупателей в детство, напомнив своим вкусом все лучшее, что происходило в жизни. Отмечается высокая насыщенность вкуса, сохранение рецептуры и оформления.
Магазины кондитерской фабрики понравились посетителям красотой и изяществом дизайна, внутренней атмосферой и возможностью попробовать весь ассортимент за чашкой ароматного кофе. В рассказах упоминается вежливость персонала, желание помочь с выбором, хорошее знание всего ассортимента и доброе отношение к покупателям. Лояльные потребители уверены, что при производстве кондитерских изделий используются только натуральные ингредиенты, косвенным подтверждением этого предположения служит высокая калорийность тортов и пирожных, короткий срок хранения - сейчас таких рецептур нет.
Отрицательные оценки адресованы продукции, приобретенной в розничной сети супермаркетов. Часто нельзя понять, о каком производителе идет речь, эксплуатировать тему ностальгии в кондитерском деле выгодно. Самые требовательные покупатели, разбираясь в вопросе, отметили, что торты и пирожные, приобретенные в фирменных кондитерских, по вкусовым качествам гораздо лучше, чем те, что продаются в магазинах.
Мало кому понравилось, что в продукции присутствует большое количество жирного кремаю Могие считают, что это устаревший подход к десертам. Есть отзывы, где владельцев упрекают, что натуральное сливочное масло было заменено на пальмовое, что сразу снизило качество всего ассортимента. Есть жалобы на несвоевременную доставку заказных тортов к назначенному времени, претензии к производителю по поводу отступления от ГОСТа и высокой стоимости.
Вакансии и отзывы о работодателе
Компания «Венский цех. Большевик» (кондитерская фабрика) вакансии открывает по многим направлениям, что связано с расширением производства и увеличением точек поставок готовой продукции. Осенью 2017 года на предприятие приглашают кондитеров, заведующих производством, технологов, торговых представителей в Подмосковье, продавцов-консультантов и бариста в фирменные кондитерские. Сотрудникам обещают стабильную заработную плату, отпуск 2 раза в год, социальный пакет и многое другое.
Кондитерская фабрика «Большевик» вакансии в Москве предлагает для жителей столицы и Подмосковья, обещая комфортные условия труда и дружный коллектив. Отзывы сотрудников рассказывают, что заработная плата поступает регулярно в точно обозначенные даты месяца. Многие рассказали, что график работы довольно напряженный, но те, кто хочет получить солидный оклад, премии и не страшится усталости, всегда получают достойное вознаграждение.
Как дополнительный приятный бонус оценена возможность приобретать кондитерские изделия с существенной корпоративной скидкой. Отмечается, что в цехах уделяют внимание гигиене, постоянно работают уборщицы, для работников предусмотрена комната отдыха и столовая. Общение в среде коллектива доброжелательное, высшее руководство внимательно к нуждам сотрудников и часто реагирует на замечания.
В негативных отзывах ведется речь, что обещанный уровень заработной платы не соответствует реальному положению, а штрафы снимаются за малейшую оплошность. Есть единичные рассказы об отсутствии у работников ночных смен санитарных книжек, присутствуют жалобы на отсутствие вентиляции и узкие проходы в цехах. Большинство сотрудников считают, что 12-часовой рабочий день – это слишком большая нагрузка, которая не дает должной финансовой отдачи или карьерного роста.
Полезная информация
Адрес кондитерской фабрики «Большевик» - Владимирская область, город Собинка, улица Мира, строение 2.
Компания «Венский цех» располагается в Москве на улице Красноказарменной в доме 15, строение 1. Магазин-кондитерская «Большевик» приглашает посетителей за покупками на Ленинградский проспект в дом 15, строение 1. Сейчас в здании старой фабрики проводят экскурсии. Чтобы добраться сюда, нужно доехать на метро до станции "Белорусская", откуда еще одну остановку предолеть на автобусе (№№ 27, 82, 84 и др.), выйти на "Улице Правды".