Ботайская культура - археологическая культура энеолита. Одомашнивание лошади

В период 1981-1983 гг. большая группа учёных под руководством профессора В. Зайберта проводила археологические раскопки в районе села Ботай (Акмолинская область Казахстана). В процессе работ ими были обнаружены следы более 20 поселений, расположенных по берегам степных рек Тобол, Убаган, Тургай и датируемых эпохой энеолита (V-VI тысячелетие до н. э.). Когда-то в них жили люди, создавшие особую ботайскую культуру, названную так по месту её открытия. Углублённое изучение найденных в земле артефактов позволило с большей точностью установить её исторические рамки, ограничив их периодом 3700-3100 гг. до н. э.

Ботайская культура

Жилища людей той давней эпохи

Все поселения, ставшие предметом изучения профессора В. Зайберта и его коллег, имели весьма сходные черты. Так, установлено, что каждое из них состояло в среднем из 250 построек площадью от 20 до 70 м². Это говорит о том, что в тот удалённый от нас исторический период обитатели края предпочитали жить достаточно крупными общинами, наиболее многочисленная из которых находилась в так называемом Ботайском городище, следы которого были обнаружены учёными на расстоянии полутора километров от села Никольское, расположенного в Айыртауском районе Казахстана.

Дома древних поселян, состоявшие из жилых и хозяйственных помещений, располагались тесными группами и нередко имели между собой особые переходы. В центральной части построек находились непременные атрибуты человеческого жилья ─ очаги, следы которых хорошо сохранились благодаря скоплениям сажи. Ряд фактов указывает на то, что представители этой культуры эпохи энеолита предпочитали селиться родовыми общинами, каждая из которых состояла из 40-50 человек и составляла единую хозяйственную ячейку. Подтверждается это и наличием совместных разнополых захоронений, включавших в себя останки членов 3-4 отдельных семей.

Новый уровень прогресса

Любопытно отметить, что в более ранних поселениях, относящихся к периоду неолита и также обнаруженных на территории Акмолинской области Казахстана, преобладают орудия, связанные с рыболовством и охотой, тогда как в эпоху энеолита их сменили инструменты, использовавшиеся в скорняжном деле, обработке дерева и прочих ремёслах. Несмотря на то что основным материалом, из которого изготавливали необходимые для жизни предметы, оставались, как и в прежние века, камень, глина и кость, их обработка вышла на качественно новый уровень.

Акмолинская область Казахстан

Это была уже совершенно иная ступень развития общества. Таким образом, археологи группы профессора В. Зайберта имели возможность констатировать, что создатели ботайской культуры достигли весьма ощутимого прогресса по отношению к своим недавним предшественникам.

Изделия древних мастеров

Во время раскопок были обнаружены в большом количестве предметы, созданные древними мастерами. В их число вошли изделия не только из мягких материалов ─ кости, сланцев и известняка - но даже из гранита, что само по себе является существенным достижением для людей, не знавших железа. Среди найденных артефактов во множестве встречаются также предметы из керамики. Это всевозможные горшки, кувшины и чаши.

Отдельную часть археологической культуры энеолита составляют изделия из костей животных, также несущие в себе следы значительного технического прогресса. В частности, представляют интерес сельскохозяйственные орудия ─ косы и серпы, выполненные из лошадиных челюстей.

Лошадь и человек

Кроме того, в руках учёных оказались гарпуны, швейные иглы и шилья, а также широкий ассортимент примитивных деревообрабатывающих инструментов. Такой набор обнаруженных артефактов свидетельствует о развитии в условиях ботайской культуры домашних промыслов и повышении сельскохозяйственных навыков. Характерно, что поверхность многих предметов украшена декоративными орнаментами, подтверждающими тот факт, что в сознании людей, живших 5,5 тыс. лет назад, уже утвердились эстетические представления.

Лошадь и человек

Установлено, что жители той давней эпохи смогли сделать ещё один важный шаг на пути, ведущем к созданию цивилизации. Их вкладом в мировую историю стало одомашнивание лошади, без которой дальнейший прогресс был бы, по существу, невозможен. Во время раскопок поселений Ботая археологи обратили внимание на огромное количество костей животных, встречавшихся буквально везде: на поверхности и в глубине земли, на полу жилищ и в пустотах стен. Кроме того, целые завалы костей находились в хозяйственных ямах.

Такое наблюдалось и прежде, но в данном случае в глаза бросалось, что подавляющее большинство костей были лошадиными. Они составляли примерно 75-80 % от всех находок. Остальные же принадлежали диким животным: лосям, зубрам, косулям, зайцам и прочим трофеям древних охотников. Важно отметить, что в прежние эпохи отношения между человеком и лошадью не выходили за те рамки, которые были установлены первобытной природой, и они существовали независимо друг от друга. Древние люди рассматривали окружавший их животный мир лишь как потенциальную охотничью добычу.

Медный век Железный век

Создатели сбруи и кумыса

В процессе раскопок было установлено, что древние жители Акмолинской области являлись пионерами в использовании сбруи, о чём свидетельствовали многие сохранившиеся фрагменты этого, столь привычного в наши дни, атрибута коневодства. Кроме того, лабораторный анализ извлечённых из земли сосудов свидетельствует о том, что из кобыльего молока уже в ту эпоху люди умели делать кумыс.

Истоки культуры древнего Ботая

Отмечая в качестве основных занятий людей того исторического периода охоту, рыболовство и разведение лошадей, профессор В. Зайберт выдвигает гипотезу, согласно которой созданная ими культура зародилась в период раннего энеолита (IV-III тысячелетия до н. э.) на территории Южного Зауралья. К такому выводу он приходит на основании большого количества изначально сходных элементов, получивших в культуре Ботая дополнительное развитие.

Сходства и отличия элементов двух культур

Например, говоря о жилищах древних обитателей края, учёный указывает на их сходство с домами, в которых селились несколькими столетиями ранее жители Зауралья, создавшие также весьма своеобразную культуру, названную суртандинской. В обоих случаях речь идёт о землянках и полуземлянках, стены которых укреплялись каменными плитами, а в качестве крыши использовался бревенчатый накат. Сходным является и их внутреннее устройство, при котором в центре жилого помещения находился очаг, окружённый деревянными нарами.

Археологическая культура Энеолита

Во многом похожи и орудия туда: зернотёрки, скребки, молоты, ножи и так далее. Все они изготавливались в основном из костей животных, камня и обожжённой глины. В то же время, как отмечалось выше, изделия, созданные руками ботайских мастеров, отличались более высоким качеством изготовления.

Сопоставление археологических находок, полученных при раскопках разных поселений, позволило заключить, что в становлении ботайской культуры наиболее активную роль сыграли племена, обитавшие на территории, расположенной между реками Иртыш и Жайэк. Выполненные ими орудия труда и охоты значительно превосходят аналоги, найденные в других районах. Так же и среди костных останков, лошадиные здесь составляют несколько больший процент.

Научная проблема мирового масштаба

Как уже говорилось выше, результаты двухлетнего труда археологов позволили профессору В. Зайберту, специализировавшемуся на изучении жизни древних людей эпохи медного века (железный век также входил в круг его научной деятельности), выделить как особый феномен культуру, названную впоследствии ботайской. В дальнейшем многопрофильными исследованиями в этой области занялись учёные Москвы, Санкт-Петербурга, Алма-Аты и Екатеринбурга. Большую поддержку в работе им оказали зарубежные коллеги из нескольких американских и британских университетов.

Одомашнивание лошади

Поскольку изучение ботайской культуры позволяло более точно определить период, в который дикая лошадь была впервые одомашнена на территории Евразии, интерес к данной проблеме вышел за рамки отечественной науки. В последующие годы ей были посвящены несколько международных симпозиумов, в которых приняли участие ведущие специалисты Германии, Великобритании, США, Канады, Чехии, Ирана, а также ряда других государств.

Музей под открытым небом

На основании результатов, полученных отечественными и зарубежными учёными, был реализован проект, получивший название «Культурогенез казахов». В рамках этого мероприятия на озере Шалкар, расположенном недалеко от места производившихся раскопок, открыли своеобразный музей под открытым небом, частью которого стали два возведённых в натуральную величину макета ботайских жилищ. Воссозданные с соблюдением исторической достоверности, они поражают экскурсантов способностью людей, живших более 5,5 тыс. лет назад, создавать прочные и надёжные сооружения, служившие хорошей защитой от непогоды и диких зверей.

Позднее, уже в 2004 году, в макетах ботайских жилищ на озере Шалкар и ещё в нескольких, построенных непосредственно на месте проводившихся раскопок, были размещены многочисленные артефакты, обнаруженные учёными за два десятилетия до этого. Это вызвало широкий интерес у многих любителей истории, в результате чего несколько туристических бюро включили Ботай и прилегающие к нему территории в маршруты своих экскурсий. Даже по неполным данным участниками организуемых ими поездок ежегодно становятся не менее 100 тыс. человек.

Ботайское городище

Проект создания историко-культурного заповедника

Поскольку макеты древних жилищ, при всей их привлекательности, нельзя рассматривать как место постоянного хранения ценных экспонатов, для их размещения решением правительства Казахстана предусмотрено строительство в скором времени специального комплекса зданий. Они станут частью создаваемого в наши дни историко-культурного заповедника «Ботай», в котором, кроме объектов, связанных с раскопками 1981-1982 гг., войдут иные археологические памятники Северного Казахстана.

Известно, что медный век, железный век, а также последующие эпохи Древнего мира представляют большой интерес как для профессиональных исследователей, так и для простых любителей старины. В связи с этим была разработана специальная государственная программа, включившая в себя, кроме ряда мероприятий, направленных на сохранение исторических памятников, широкий комплекс новых археологических исследований. Предполагается также, что посетителям заповедника будет предоставлена возможность увидеть и наиболее впечатляющие природные объекты края.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.