ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» (АМЗ) занимает уникальное положение среди всех предприятий оборонного сектора страны. Это единственное в Российской Федерации крупносерийное производство колесных бронетранспортеров всех мастей. В его цехах выпускают и легендарные БТР-80/82, являющиеся щитом и мечом мотострелковых частей, и ультрасовременные бронированные внедорожники класса «Тигр». В целом, модельный ряд насчитывает десятки модификаций самой разнообразной военной и пожарной автотехники.
![ОАО Арзамасский машиностроительный завод](http://fb.ru/misc/i/gallery/30534/2124206.jpg)
Начало пути
Арзамасский машиностроительный завод, фото продукции которого не оставит равнодушным ценителей военной техники и истории, был основан в 1972 году. В то время Арзамас (не путать с Арзамасом-16) был отсталым провинциальным городком, где даже уличного освещения почти не было.
После создания предприятия сюда устремились специалисты со всех уголков СССР, и совместными усилиями с горожанами облагородили «Нижегородскую окраину». За прошедшие десятилетия Арзамас разросся вширь и ввысь и сегодня является городом-стотысячником, удобным для жизни.
![Арзамасский машиностроительный завод](http://fb.ru/misc/i/gallery/30534/2124211.jpg)
Через тернии к звездам
Становление Арзамасского машиностроительного завода было непростым. В военном ведомстве предприятие не рассматривали как приоритетное. В результате чего администрация регулярно сталкивалась с недостатком финансирования, нехваткой оборудования, квалифицированных кадров. В 70-е годы здесь выпускали амортизаторы для бронемашин, собираемых на Горьковском автозаводе.
Первоначально изделия АМЗ вызывали нарекания из-за невысокого качества изготовления. Чтобы улучшить ситуацию и повысить ответственность работников, в середине 70-х годов по ходатайству первого директора В. А. Шилова на производстве была внедрена система военного контроля качества – так называемая «военприемка».
Главная же страница в истории Арзамасского машиностроительного завода была открыта в 1980 году. Правительство приняло принципиальное решение разместить сначала пробный военный заказ на изготовление бронетранспортеров, а позже перенести производство БТР с нижегородского автозавода ГАЗ в Арзамас.
![Арзамасский машиностроительный завод фото](http://fb.ru/misc/i/gallery/30534/2124209.jpg)
Слом парадигмы
До 90-х годов Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ) был плотно загружен работой. Здесь массово выпускали неприхотливые и надежные БТР-80 различных модификаций, специальный транспорт. Параллельно осуществлялись социальные и культурные проекты, строились новые микрорайоны.
Однако жизнь в начале 90-х внесла свои поправки в долгосрочные планы завода. На волне идей «Перестройки» была принята масштабная конверсионная программа, предполагавшая снизить выпуск вооружения, частично заменив его «ширпотребом». К концу 1991 года объем военной продукции на АМЗ составил порядка 70%, годом позже – менее 40%.
Время решений
Впрочем, руководству хватило воли и выдержки выстоять в неожиданных экономических реалиях. Пока производственные мощности освобождались под товары народного потребления, инженеры Арзамасского машиностроительного завода совместно со специалистами ГАЗа разрабатывали с заделом на будущее целое семейство перспективных колесных вездеходов широкого назначения. Это машины с независимой подвеской колес, которые не страшатся бездорожья, зарослей, ям, колдобин и даже поваленных деревьев. Данная техника востребована в добывающих компаниях, среди геологов, работников водно-лесного хозяйства, путешественников-экстремалов. Отдельно для лесозаготовок сконструирован оборудованный манипулятором сортиментовоз.
Несмотря на усилия администрации, основная производственная деятельность – выпуск БТР – была фактически свернута. Пик падения пришелся на 1995 год, когда изготовление бронетехники снизилось в 6 раз относительно «тучных» 80-х. Существование Арзамасского машиностроительного завода становилось бессмысленным. Каким-то чудом директору В. И. Тюрину удалось убедить МО РФ разрешить продавать бронетехнику на экспорт. Это и спасло предприятие.
![Арзамасский машиностроительный завод АМЗ](http://fb.ru/misc/i/gallery/30534/2124212.jpg)
День сегодняшний
Нельзя говорить, что завод на данный момент миновал подводные рифы. Однако являясь крупнейшим производителем колесной бронетехники, АМЗ с большей уверенностью смотрит в будущее. События последних лет показали важность легкобронированной высокоманевренной техники в региональных конфликтах. И здесь Арзамасскому машзаводу есть что предложить.
Во-первых, коренным видоизменениям подвергся старичок БТР-80. На его основе создана модель за номером 82, лишенная многих недостатков машины предыдущего поколения. В бронетранспортере повышена защита экипажа, улучшена эргономика, установлено новое оборудование. Возросла (и значительно) огневая мощь благодаря применению 30-мм высокострельного орудия.
Во-вторых, российская армия получила так ожидаемый бронированный внедорожник серии «Тигр», являющийся неплохим аналогом знаменитых «Хаммеров». Естественно, при его проектировании учтены недостатки американской модели, что позволило выпустить отличную технику.
![ОАО АМЗ Арзамасский машиностроительный завод](http://fb.ru/misc/i/gallery/30534/2124214.jpg)
Продукция
ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», выступая в роли флагмана-производителя мобильной бронетехники, способен выпускать широкую номенклатуру специальной, гражданской и мобильной техники. За прошедшие годы освоен выпуск:
- Бронированных колесных транспортеров серий БТР-80/80А/82/82А/90 (включая модификации).
- Ремонтно-эвакуационной (БРЭМ-К), медицинской плавающей бронетехники (БММ).
- Высокомобильных ТС («Тигр», «Водник»), бронированных и небронированных.
- Пожарных машин.
- Машин высокой проходимости и вездеходов общего назначения серии ГАЗ-5903.
- Унифицированных шасси для монтажа спецоборудования.
На данный момент основные мощности направлены на выпуск моделей «Тигр» и БТР-82А.