Мышление образами – обязательная составляющая познания, которая сопровождает человека во всех его проявлениях. И соответственно, очень важная тема.
Учёные пришли к интересному выводу. При образном мышлении задействованы все рецепторы головного мозга человека. Что это значит? Допустим, человек поставил перед собой определенную задачу. Он начинает думать, искать логическую цепочку взаимосвязей. Во время этого процесса «включается» левое полушарие. Но в дальнейшем в процесс вступает правое. И человек начинает чувствовать образ на уровне эмпатии, воспринимать сверхчувствительно. И результатом всего этого является так называемый мыслеобраз.
Источники мышления
О них необходимо сказать в отдельности. Мышление образами как обязательная составляющая познания имеет два источника понятия - чувственный и исторический.
Первый из перечисленных всегда индивидуален. А исторический опыт - это действительность, проявляющаяся через теорию осмысления.
Воображение и образное мышление - одно и то же?
Однозначно нет. Это - абсолютно разные психические процессы. Воображение есть даже у маленького ребенка. И этот процесс можно сравнить с фантазией – мыслительной импровизацией.
Но это не значит, что понятия никак не связаны. Напротив! Образное мышление развивает воображение, которое, в свою очередь, способно принести немалую пользу. Например, во время стресса можно привлечь воображение. Представить что-то хорошее и создать себе позитивный настрой. Именно воображение помогает рождаться новым идеям.
Воображение и фантазия
На этой теме стоит заострить внимание, раз речь идёт про мышление образами, обязательную составляющую познания.
Итак, что такое воображение? Это образы, которые можно видоизменять, возникающие из памяти в определенный и всегда нужный момент. При этом человек зачастую понимает, что те облики и «картинки», которые создает воображение, возможно, никогда не воплотятся в реальности.
Один из примеров можно привести из Детского юмористического киножурнала «Ералаш», когда девочка решила нарисовать мелками на асфальте собаку, благодаря своей яркой фантазии придумав ей образ и окрас, не существующий в реальной жизни.
А писатели-фантасты? Они тоже пишут свои произведения, опираясь на свое богатое воображение. Хотя есть мнение, что некоторые их фантазии всё же имеют место. Якобы нельзя придумать того, что не может существовать в принципе.
Стоит ли развивать образное мышление?
Ответ очевиден – разумеется, да! Ведь мышление образами - обязательная составляющая познания. Да, оно может «дремать» до тех пор, пока человек не разбудит его и не научится развивать эту способность. Каждый приходит к этому по-разному. Но чем раньше человек начнет и научится развивать способность мыслить образами, тем быстрее достигнет успехов.
Вообще, конечно, это изначально задача родителей, которые обязаны заниматься своими детьми и направлять их во всём. Нельзя недооценивать роль мышления в познании. Мышление образами – это база для формирования устного (вербального) и логического (последовательного) мышления, что необходимо для успешного обучения в школе и вузе. Человек, который выявляет у себя способность к этому и пытается её развивать, начинает по-другому решать задачи, поставленные перед ним обществом или им самим.
Мышление образами - обязательная составляющая умственной деятельности в целом. У человека, которому оно свойственно, развиваются интуитивные способности. Оно создает много ассоциаций, что очень полезно для людей, связанных с искусством. Такое мышление доминирует у всех творческих людей.
Возникновение «картинок»
Итак, что значит мыслить образами, ясно. Теперь можно остановиться и на теме, касающейся их формирования.
Просмотрев картинку, впоследствии разделенную на части, можно восстановить её, применив образное мышление. Благодаря этому, мы извлечем новый образ. Собираясь на работу, можно представить различные комбинации одежды - и воображение создаст новые очертания.
Но сложившиеся «картинки» возникают не только как сочетание уже имеющихся, но и путем их видоизменения. Исходя из этого, можно выделить две группы образов – комбинационные и трансформационные.
К первым относятся задачи, заключающиеся в следующем: из исходного представления составить что-то существенно новое или воссоздать исключенный элемент.
К трансформационным относятся задачи, когда необходимо использовать уже завершенный образ и модифицировать его так, чтобы извлеклось что-то новое. Например, взять фотографию человека и мысленно изменить внешность (цвет волос, прическу, размер носа и т. п.).
В формировании мышления данного типа стоит обратить внимание на два основных момента:
- Развитие старания к образованию новых образов.
- Раскрепощение фантазии.
Легче всего формируется образное мышление во время рисования. Или любой другой художественной деятельности.
Как развивать образы?
И об этом стоит сказать пару слов. Описание мышления образами позволяет понять, что без умения формировать «картинки» у себя в голове привить его себе не получится. Но как данную способность выработать? Многим сложно поверить, но не у всех она есть.
А чтобы понять, насколько развито воображение, на минуту надо взглянуть на линии, узоры или родинки на своей ладони. Потом, прикрыв глаза, попытаться воссоздать изображение в голове. Стоит запомнить сформировавшееся визуально. Открыв глаза, снова взглянуть на ладошку и отметить, до какой степени совпала действительность с «восстановленной» в памяти картинкой.
Дабы воображаемое было видно резче и чётче, важно отключить словесное размышление. Нужно просто взирать, но не обрисовывать речевыми оборотами.
Упражнение «Праздничный ужин»
Терпение, труд и регулярная практика – вот что поможет развить мышление образами. Примеры упражнений многочисленны. Самое популярное - воображаемое представление праздничного ужина.
Прикрыв глаза на одну-две минуты, надо представить панораму недавнего пира. Припомнить гостей, вкус пищи, посуду, стоявшую на столе. После чего дать ответы на несколько вопросов:
- Какая получилась образная картинка – четкая или смазанная?
- Ярче образ в реальности или в голове?
- Отчетливы ли детали или некоторые бросаются в глаза больше других?
- Каких оттенков больше: цветных или серых?
- Создается единый оптический образ всей комнаты?
- Представляется своя тарелка, ложка, вилка? А лицо человека, находящегося напротив? И всё ли синхронно?
- Чувствуется вкус блюд?
- Под силу вспомнить, во что одеты присутствующие на том празднике?
Чем больше будет положительных ответов – тем лучше дела обстоят у человека с образами. Чтобы тренировки не наскучили, можно менять обстановку и вспоминать другие события.
Упражнение «Фактический объект»
Ещё одна неплохая методика. Необходимо представить все из перечисленных ниже объектов:
- Чьё-нибудь лицо на фотографии.
- Товарища юности.
- Пробегающее животное.
- Собственную гостиную.
- Рассвет.
- Парящую птицу.
- Бегущего спортсмена.
- Звездное небо.
- Картину на стене.
- Лес.
- Достопримечательность.
Если сформированные в голове образы не столь ясные, как в реальной жизни, не стоит создавать их ярче. Просто надо концентрироваться на самом представлении восприятия образа. Необходимо сперва сфокусироваться на форме, а потом окунуться в элементы. Не стоит торопиться, образ должен сделаться стабильным и четким.
Упражнение «Недостаточно действительный объект»
Интересное и не совсем обычное. Чтобы его выполнить, в воображении нужно придумать не совсем типичные и реальные объекты. Это:
- Леший.
- Кисельные берега.
- Девятиголовая Гидра.
- Русалка.
- Змей Горыныч.
- Лукоморье.
- Летучий корабль.
- Жар-птица.
- Ковер-самолет.
- Фигуры бокового зрения.
Сохраняя взгляд неподвижным, необходимо обозреть всю периферию поля зрения. Это нелегко. Нужно использовать боковое зрение, чтобы рассмотреть как можно больше деталей. Затем закрыть глаза и воссоздать образ увиденного. Мысленно разбить обозреваемое пространство на четыре части, выбрать любой квадрат и проанализировать каждую деталь в нем.
Оптический результат
Каждый человек знает: посмотрев на предмет и прикрыв потом глаза, какое-то время можно ещё видеть его очертания. Это тоже можно использовать, как упражнение! Непосредственно в данном случае нужно связать оптические воспоминания с воображаемым образом.
К примеру, рассмотреть нарисованную картину, после прикрыть глаза и налюбоваться образом, запечатленным в памяти. После того как изображение притупится, открывая взор, опять взглянуть на художественное произведение и вновь опустить веки. При неоднократном повторении прорисовывается яркий образ. Впоследствии этот прием с легкостью можно повторить и с другими предметами. Чем чаще повторяется такое упражнение, тем быстрее ум учится мыслить образно.
Другие упражнения
Ещё одна тактика, которую стоит опробовать, если хочется понять, что такое осознанно мыслить образами, называется «Удаленное воображаемое чувство».
Надо вообразить перед собой некий небольшой предмет, например карандаш. Что дальше? Перемещаем мысленно его сначала влево, затем вправо. Можно усложнить задачу и перемещать по кругу, ускоряя процесс. После вернуть карандаш на прежнее место.
Ещё можно попытаться восстановить всех людей в памяти, которые встречались на пути в течение дня. Кто они? Какая у них профессия? Одежда? Возраст? Чем они занимались? Натренировавшись на этой методике, можно воссоздать то же, но со вчерашним днем. Это будет сложнее, но ведь нужно прогрессировать.
Заключение
Выше было многое сказано про образное мышление, его формы, виды и специфику. Именно благодаря ему мы учимся находить (и ведь удаётся) выход из непростых сложившихся ситуаций: в семейной жизни, на работе, в общении с друзьями. Это мышление помогает решать непростые проблемы.
Но пытаться логически понять этот процесс - бесполезно. Только чувствовать и развивать. Вот в этом и есть суть мышления образами, ключевой составляющей нашего познания.