Понятие и основные признаки муниципального образования

Одним из проявлений народовластия является местное самоуправление. Такие образования призваны решать широкий круг вопросов, но на местном уровне. Функционирование самоуправления признается и гарантируется федеральным законодательством.

Историческая справка

Институт самоуправления в России появился еще в Средние века. Активное развитие пришлось на вторую половину XIX века. Но с приходом Советской власти вся политика строилась на централизации власти, началось двойное подчинение, при котором не редкостью стала отмена решений нижестоящих органов вышестоящими. Новая волна развития местного самоуправления пришлась на 80-е года прошлого века.

Одним из основополагающих факторов самоуправления на местном уровне является муниципальное образование.

признаки муниципального образования

Понятие и признаки

Муниципальное образование – территориальная единица, на которой организовано местное самоуправление. Также обязательными признаками муниципального образования являются:

  • наличие муниципальной собственности;
  • бюджет;
  • населенная территория;
  • органы самоуправления, которые выбраны местным населением.

Муниципальное право (№131-ФЗ) классифицирует муниципальные образования следующим образом:

наименование

краткая характеристика

Городское поселение

В составе может быть не только город, но и несколько поселков, объединенные единым и выборным органов самоуправления

Сельское поселение

в состав единицы могут входить: села, поселки, хутора, станицы, кишлаки, аулы

Муниципальный район

поселения и/или межселенные территории, власти которых решают межпоселенческие вопросы, полномочия самоуправления могут определяться отдельными законодательными актами

Городской округ

основной признак муниципального образования – такое поселение не входит в состав муниципального района

Внутригородская территория города федерального значения

определенная часть территории города, имеющего статус федерального значения

У каждого муниципального образования имеется административный центр. Именно в такой территориальной единице сосредоточено большинство государственных органов. Определяется месторасположение такого центра с учетом местных обычаев и традиций, социальной инфраструктуры, что в дальнейшем закрепляется на уровне законодательства.

В 2014 году, законом №136 ввели еще два понятия и признаки муниципального образования:

  • городской округ с внутригородским делением;
  • внутригородской район.

понятие и признаки муниципального образования

Немного статистики

По состоянию на 1 января текущего года в России насчитывается 22 327 муниципальных образования, но цифра постоянно меняется, так как реформирование до сих пор продолжается.

Муниципальных районов

1784

Городских округов

567

из них, с внутригородским делением

3

Внутригородские районы

19

Внутригородских территорий городов федерального значения

267

Поселений

19690

из них

городских поселений

1589

сельских поселений

18101

виды муниципальных образований признаки муниципального образования

Территория и границы

К территориям муниципальных образований относят абсолютно все земли, независимо от целевого назначения участков и формы собственности.

Одним из признаков муниципального образования является его граница. В уставе образования обязательно определяются границы. Их установление и изменение может проводиться путем упразднения отдельных территориальных единиц, путем объединения, преобразования, но с обязательным учетом местных обычаев и традиций.

Изменение границ возможно по инициативе:

  • местных жителей;
  • представителей местного самоуправления;
  • и по решению органов государственной власти.

В последнем случае органы государственной власти обязаны предусмотреть гарантии для всего населения, учесть его мнение.

Если речь идет о внутригородских образованиях, то вопрос границ решается на уровне городского самоуправления. Эти полномочия должны быть прописаны в уставе, и естественно, должно быть учтено мнение местного населения.

основные признаки муниципального образования

Бюджет

Независимо от вида муниципального образования, к признаку муниципального образования обязательно относят наличие бюджета.

Местный бюджет формируется за счет нескольких источников:

  • собственные средства региона;
  • средства, которые передаются вышестоящими государственными органами;
  • займы.

Собственные средства формируются за счет поступления в бюджет местных налогов (на имущество, на землю, государственные пошлины за предоставления административных услуг, единый налог на вмененный доход и прочие).

Средства, которые передаются от вышестоящих органов – это дотации и субсидии на проведение реформ на местном уровне, субвенции или бюджетные кредиты.

Расходная часть бюджета состоит из:

  • обязательных выплат;
  • дискреционных расходов.

К первой категории относят финансирование населения и органов самоуправления, включая те программы, которые вменены государственными органами.

Ко второй категории относят расходы, которые позволят содержать все муниципальное хозяйства, включая транспортную инфраструктуру, возведение жилья и прочие.

признаки территории муниципального образования

Инфраструктура

Признаком муниципального образования является также инфраструктура, состоящая из 3 компонентов:

Производственная

Социальная

Инфраструктура рынка

состоит из:

промышленность

здравоохранение

банки

транспорт

образование

рынки

связь

ЖКХ

ярмарки

культура

аукционы

наука

рынок труда

На инфраструктуру как признак муниципального образования влияет степень ее развития. К примеру, если рассматривать производственную сферу, то муниципальное образование призвано лишь создавать необходимые условия для функционирования производственной деятельности.

К основным функциям социальной инфраструктуры относят:

  1. повышение квалификации;
  2. воспитание молодежи;
  3. забота о здоровье, как часть программы по увеличению продолжительности периода трудоспособности;
  4. обеспечение достойного отдыха населения.

Через инфраструктуру рынка местное самоуправление обязано:

  • облегчить условия для осуществления предпринимательской деятельности;
  • организовывать рыночные отношения в рамках территориальной единицы;
  • облегчать экономический контроль;
  • готовить кадры для обеспечения функционирования инфраструктуры рынка.

Самое главное, чтобы местные власти смогли установить систему взаимосвязи между всеми инфраструктурами.

Муниципальная собственность

К признакам муниципального образования относят собственность территориальной единицы. Эта собственность находится под полным контролем и ведением местных властей. В состав имущества могут входить:

  • внебюджетные фонды;
  • образовательные и воспитательные учреждения;
  • объекты культуры, парки, скверы, памятники;
  • предприятия обслуживающей инфраструктуры;
  • унитарные предприятия;
  • жилой и нежилой фонд;
  • объекты здравоохранения, больницы и поликлиники, дома престарелых и роддома;
  • земля.

Главная характеризующая особенность муниципальной собственности – она должна иметь ключевое значение для региона.

Местные власти вправе самостоятельно определять порядок распоряжения и управления имеющимся имуществом. Органы местного самоуправления обязаны вести список-реестр муниципальной собственности.

Земля

Основным признаком территории муниципального образования является земля. Также это основной источник пополнения любого местного бюджета. Земли муниципальной собственности могут быть отнесены к этой категории в следующих случаях:

  • если на уровне федерального законодательства они признаны таковыми;
  • земли переданы безвозмездно из федеральной собственности;
  • право на нее появилось вследствие территориального разграничения государственной собственности;
  • право приобретения было проведено с соблюдением норм гражданского законодательства.

На уровне государства в муниципальную собственность могут передаваться и те земельные участки, которые не находятся в границах конкретной территориальной единицы. В свою очередь, местные власти вправе передавать землю:

  1. в аренду;
  2. в собственность;
  3. в бессрочное пользование.

В качестве пользователей или собственников могут выступать юридические и физические лица.

признаками муниципального образования являются

Устав

К основным признакам муниципального образования относят также наличие у него устава. Этот документ имеет особый статус среди всех локальных документов. По сути он является территориальной конституцией. На уровне законодательства выделен достаточно широкий круг лиц, которые имеют право на рассмотрение и внесение изменений в проект устава. К ним относятся:

  • депутаты представительного органа;
  • глава МО;
  • глава администрации;
  • представители органов общественного самоуправления;
  • инициативные группы, состоящие из местных жителей.

Существует одно уточнение, относительно инициативных групп, они должны иметь не более 3% от местного населения, в возрасте, позволяющем голосовать на местных выборах.

До принятия устава или поправок к нему, проект документа обязательно обнародуется, за 30 дней до момента, как наступит дата его утверждения. Другой порядок проведения публичных слушаний не может быть предусмотрен местными нормативными актами. После слушаний его результаты должны публиковаться в местных СМИ. Даже если никаких замечаний относительно текстовки документа не поступало, об этом также необходимо сообщить общественности.

Если же в населенном пункте не более 100 жителей, то устав может приниматься на сходке всех граждан.

Далее после того как прошли все слушания, и документ утвержден местными властями, он подлежит обязательной государственной регистрации в органах управления Минюста. Несоблюдение всей процедуры влечет за собой отказ в регистрации устава.

Немного практической информации – именно по этой причине, в 2013 году регистрационными органами было принято 14 решений об отказе в регистрации, а в 2014 – 3.

Население и органы власти

Муниципальное образование (понятие, признаки и виды которого мы рассматриваем) включает в себя местное население и органы власти. Основная функция органов управления – регуляторная, как в сфере экономики, так и в политических и социальных вопросах. Все чиновники подразделяются на две категории:

  1. Замещаемые, то есть получившие должность в результате выборов (депутаты, главы администраций, члены представительного органа).
  2. Должностные лица, которые нанимаются на условиях трудового договора.

Без населения не может существовать ни одно муниципальное образование. Ведь именно местные жители являются источником дохода, формируют органы самоуправления и осуществляют контроль деятельности властей.

Население муниципального образования осуществляет непосредственное участие в управлении через:

  • референдумы на местном уровне;
  • выборы;
  • сходы или собрания;
  • через правотворческие инициативы;
  • официальные обращения;
  • путем создания территориального общественного самоуправления.

муниципальное образование понятие признаки и виды

Другие характеристики

Существует еще множество других признаков муниципального образования. Например:

  • Самодостаточность. То есть образование должно иметь достаточно ресурсов, чтобы существовать в автономном режиме. Параллельно этому должна присутствовать адаптивность, то есть муниципальное образование должно максимально быстро приспосабливаться к новым условиям. Определяющим фактором этого признака может быть наличие в нем необходимого количества хозяйствующих субъектов с постоянной прибылью.
  • Самоорганизация. То есть местное население должно уметь ставить перед собой цели и находить пути их достижения, следовательно, люди должны уметь договариваться между собой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.