Государственный строй и форма правления в Белоруссии

Государство - самый сложный из всех механизмов, созданных человечеством. Чтобы он исправно функционировал и не давал сбоев, необходимо наличие определённых рычагов управления. Одним из таковых является создание системы правления. Эта статья познакомит читателя с формой правления и государственным устройством Белоруссии.

форма правления белоруссии

Основной закон

Действующая Конституция республики была принята на референдуме в марте 1994 года, а законную силу приобрела через две недели - 30 марта.

Основой данного нормативно-правового акта послужил проект Конституции Российской Федерации от 1993 года.

Принятый документ функционировал без изменений два с лишним года. Но со временем некоторые положения вступили в противоречие с действующими реалиями. Речь идёт о том объёме полномочий, которыми изначально был наделён Верховный Совет Республики Беларусь. Например, он мог изменять положения Конституции, назначать проведение выборов и референдума, определять военную доктрину, а также избирать высших должностных лиц республики: председателя Национального банка, председателя Контрольной палаты, генерального прокурора.

Президент и правительство в лице Кабинета министров были наделены весьма ограниченными полномочиями (об этом говорит даже отсутствие в документе отдельной главы о роли и полномочиях Кабинета министров).

В 1996 году страну настиг очередной политический кризис, причиной которого стали разногласия между Верховным Советом Республики и президентом А. Г. Лукашенко (избранным ещё в 1994 году). Именно по его инициативе в конце ноября 1996 года был проведён референдум, по итогам которого форма правления Белоруссии из парламентской республики превратилась в парламентско-президентскую. Полномочия премьер-министра - главы правительства - были значительно расширены. Например, теперь он мог назначать высших должностных лиц республики, речь о которых шла выше.

Очередное изменение положений Конституции произошло в результате референдума в 2004 году, также инициированного президентом республики. По его итогам А. Г. Лукашенко получил право участвовать в президентских выборах неограниченное количество раз.

С того момента и по настоящее время форма правления в Белоруссии не изменилась.

Фундаментальные положения, которые содержит документ высшей юридической силы, следующие: Конституция РБ определяет устройство и функционирование экономической, политической и социальной сфер жизни общества, закрепляет основные права и свободы граждан. Состоит из преамбулы и 146 статей, заключённых в 9 разделов.

какая форма правления в белоруссии

Форма правления Республики Беларусь

Классическая теория государства и права выделяет несколько форм правления, но самыми распространёнными среди них являются две: монархия и республика. Вторые могут быть парламентскими, президентскими и смешанными. Все зависит от того, какому из государственных органов принадлежит большая полнота власти.

Как видно по названию самого государства, форма правления Белоруссии - республика.

Характеризуется она следующими моментами:

  • выборность главы государства и государственных органов, что полностью исключает передачу властных полномочий по наследству;
  • наличие у граждан широкого круга личных и политических прав.

Глава республики выступает гарантом Конституции, а также прав и свобод человека. В его лице реализуются основные положения внутренней и внешней политики.

Законодательная власть Республики Беларусь

Как и в большинстве стран мира, законодательная ветвь власти в республике представлена двухпалатным парламентом - Национальным Собранием:

  • Нижняя палата (или палата представителей), состав которой включает 110 членов. Депутатом может стать любой гражданин в возрасте от 21 года. Кандидат должен набрать большее количество голосов в том округе, от которого он баллотируется (мажоритарная система). Эта палата парламента наделена достаточно широкими полномочиями, например, представители могут рассматривать и принимать проекты законов, а также имеют право выразить вотум недоверия правительству и выдвинуть обвинения против президента. Любопытно, что в состав первой палаты представителей вошли члены Верховного Совета, распущенного в 1996 году.
  • В составе верхней палаты парламента (Совета Республики) 64 члена, 56 из них выборные, а 8 членов назначаются президентом. Основной функцией Совета является отклонение или принятие проектов законов, выдвинутых нижней палатой. Таким образом, законом станут только действительно важные и проработанные акты. Верхняя палата также принимает решение об отстранении президента от занимаемой должности.

Поскольку форма правления Белоруссии – президентская республика, то участники Национального Собрания избираются всеобщим тайным голосованием сроком на 4 года.

Члены обеих палат обладают депутатской неприкосновенностью на весь срок их полномочий.

белоруссия форма правления и государственное устройство

Президент, его полномочия

Первым президентом и практически бессменным лидером Республики Беларусь стал Александр Григорьевич Лукашенко, избранный на должность в начале июля 1994 года.

Как уже сказано выше, глава государства не всегда обладал таким широким кругом полномочий, как сейчас. До референдума 1996 года практически вся полнота власти принадлежала Верховному Совету Республики. И только после достаточно ожесточённой политической борьбы форма правления Белоруссии из парламентской превратилась в президентскую, что свидетельствует о значимой роли главы государства в общественной жизни.

Наиболее важные полномочия президента (полный перечень закреплён в отдельной главе Конституции):

  1. Может назначать референдумы, выборы в палаты парламента и представительные органы на местах, а также распускать палаты.
  2. Назначает на пост премьер-министра и определяет структуру правительства.
  3. По согласию с верхней палатой парламента назначает председателей и судей Верховного, Конституционного и Высшего хозяйственного судов.
  4. Обращается с посланиями к народу и парламенту.
  5. Решает вопросы о приёме/прекращении гражданства, предоставляет убежище.
  6. Является главнокомандующим вооружёнными силами страны.

Президентом может стать гражданин республики по достижении возраста 35 лет, обязательно проживающий на территории государства не менее 10 лет перед выборами и обладающий избирательными правами.

Выбирается он на срок 5 лет путём всетерриториального, свободного и равного голосования.

форма правления в белоруссии в настоящее время

Исполнительная и судебная ветви власти республики

Исполнительная власть в стране представлена правительством - Советом министров под началом премьер-министра. Благодаря закрепленной в Конституции форме правления в Республике Беларусь, все члены назначаются президентом. С 2014 года эту должность премьем-министра занимает А. В. Кобяков.

Правительство координирует работу и несёт ответственность за деятельность министерств, комитетов и ведомств, ему подчиненных.

Статья 107 Конституции РБ регламентирует деятельность Совета министров:

  1. Разработка доктрин внутренней и внешней политики, их реализация.
  2. Разработка бюджета страны, предоставление президенту отчета о его исполнении.
  3. Проведение единой финансовой, экономической, кредитной и государственной политики во всех сферах жизни.

Как и везде, судебная власть в РБ реализуется по принципам территориальности и специализации через суды.

Судебная система представлена следующими звеньями: суды первой инстанции (городские и районные), областные суды, суд города Минска, Верховный и Конституционный суды Республики, экономические суды.

форма правления республики беларусь

Политические партии

Президентская форма правления в Республике Беларусь разрешает иметь партийную систему. Партий немного, они не принимают активного участия в политической жизни государства. Отчасти это связано с выработанной государством политикой в отношении некоммерческих организаций: ещё в 2011 году в Уголовном кодексе страны появилась норма, предусматривающая ответственность за использование ими иностранной денежной помощи.

Если верить источникам, на сегодняшний день в Белоруссии функционирует больше десятка политических партий, часть которых поддерживает официальную политику государства:

  • Компартия Беларуси;
  • Белорусская аграрная партия;
  • Белорусская социально-спортивная партия;
  • Республиканская партия;
  • Белорусская партия труда и справедливости;
  • Белорусская патриотическая партия.

Часть из них не поддерживают политику действующего президента:

  • Партия «Справедливый мир»;
  • Партия «Зеленые»;
  • Консервативно-Христианская партия;
  • Объединенная гражданская партия;
  • Партия «Белорусский Народный Фронт»;
  • Партия «Грамада» (социал-демократическая).

Еще есть партии конструктивной оппозиции:

  • Социал-демократическая партия Народного Согласия;
  • Либерально-демократическая партия.

государственный строй белоруссии

Местное самоуправление

Государственный строй Белоруссии предполагает организацию местного управления. В 2010 году был принят Закон РБ "О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь", который и заложил основные принципы организации власти на местах.

Основное звено местной власти – местные советы. Они поделены на три уровня:

  • Первичный, в состав которого входят поселковые, сельские и городские (районного подчинения) советы.
  • Базовый, включает городские (областного подчинения) и районные советы.
  • Областной, в его составе областные советы.

Существующие органы местного самоуправления ответственны за экономическую и социальную политику в подвластных им территориальных единицах, принимают бюджет и отчитываются о его исполнении.

форма правления в республике беларусь

Управление государственной безопасностью

Комитет государственной безопасности (КГБ) создан в 1991 году после реорганизации КГБ БССР, и основной его задачей является защита государственного и конституционного строя республики. КГБ состоит из нескольких отделов: разведка, контрразведка, по борьбе с организованной преступностью и др.

Его основными задачами являются:

  • защита территориальной целостности страны;
  • информирование главы государства о состоянии национальной безопасности;
  • помощь другим органам в развитии республики;
  • организация внешней разведки;
  • борьба с террористической и иными видами угроз;
  • организация мер по защите государственных секретов и другие.

В статье было рассмотрено, какая форма правления в Белоруссии и описано государственное устройство страны. Можно сказать, что республика сохранила множество элементов советского строя. Такая форма управления (президентская республика) дает стране видимые преимущества. К ним относятся стабильность и эффективность правления, ведь именно президент определяет политическую направленность государства. При этом управление происходит централизованно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.