Северин Боэций – так принято кратко называть этого известного римского общественного деятеля, философа, музыканта и христианского богослова. На самом деле документы, дошедшие до нас, содержат немного другое имя. Это Анниций Манлий Торкват Северин. Но весь мир знает этого человека как Боэция. «Утешение философией» - самый значительный его труд - будет сегодня темой нашей статьи. Мы расскажем о том, как он появился, кратко охарактеризуем содержание и попытаемся раскрыть смыслы. Мы также поговорим о том, какое значение имеет эта удивительная книга для наших дней.
Ранняя биография философа
Родился Северин Боэций приблизительно в 480 году нашей эры. Мать его была аристократкой и происходила из патрицианского рода Анициев. Отец будущего философа, как полагает большинство историков, занимал важные государственные должности. Он был римским консулом, префектом и преторием. Возможно, род отца был греческим. Дело в том, что именно он носил и передал сыну прозвище Боэций. А это слово по-гречески означает «заступник». Но мальчик очень рано стал сиротой. Когда отец умер, ему было семь лет. Боэция вырастил в собственной семье один из самых учёных и влиятельных римлян – консул и сенатор Квинт Аврелий Меммий Симмах. В этом же доме мальчик получил прекрасное первоначальное образование. Кстати, о том, где он учился дальше, историки до сих пор спорят. Некоторые утверждают, что он ездил слушать известных философов-неоплатоников в Афины или Александрию. Другие доказывают, что он мог получить образование, не покидая Рима. Так или иначе, в возрасте 30 лет Боэций был женатым человеком (его супругой стала Рустициана, дочь его благодетеля Симмаха), имел двоих детей и слыл одним из самых эрудированных людей своего времени.
Взлёт и падение
Философ жил в трудное время. Он увидел крушение Римской империи, которое стало ударом для многих людей – и элиты, и народа. Государство, в котором он жил, развалилось на части. Рим захватил остготский король Теодорих. Однако он не изменил систему правления в Италии. Поэтому поначалу образованные римляне и дальше занимали высокие посты. Боэций стал консулом, а после 510 года сделался первым министром королевства. Но, как это часто бывало в так называемых варварских государствах, правили не закон и порядок, а интриги и личные счёты. Как у всякого умного человека, у Боэция было много недругов. В 523 или 523 году философа обвинили в государственной измене. Его заключили в тюрьму, где он пробыл год или два. Именно там и написал Боэций «Утешение философией». Состоялся заочный суд, на котором его признали виновным в заговоре против короля, попытке свержения власти, святотатстве, магии и прочих смертных грехах, а затем казнили. Ни место, ни точная дата смерти философа неизвестны. Его символическое надгробие находится в городе Павия (Италия), в одной из местных церквей.
Творчество
Автор «Утешения философией» и других трактатов Боэций был автором настоящих учебников по всем предметам, которые впоследствии изучались в средневековых школах. Он писал трактаты о математике и музыке, кратко изложил учение Пифагора и его последователей. С ранней юности философ работал над тем, чтобы популяризировать среди жителей Римской Империи труды известных греческих мыслителей. Он перевёл на латынь работы Аристотеля в области логики, а также книги неоплатоника Порфирия. Причем учёный не просто дословно излагал тексты, а упрощал и сокращал их, снабжая собственными комментариями. В итоге именно его книгами пользовались в высших школах и монастырях раннего Средневековья в качестве учебных пособий. Да и сам он написал несколько трудов о логике. Кроме того, Боэций известен и как христианский богослов. Прежде всего, известны его труды, посвященные проблеме толкования Троицы и ее Лиц, а также обзор катехизиса католической веры. Сохранились и полемические произведения, в частности, направленные против Евтихия и Нестория.
«Утешение философией» Боэция: история написания
Мыслитель часто выступал против злоупотреблений властью. Это не кончилось для него добром. Так, он осудил деятельность Фаустуса Нигра, неудачная экономическая политика которого привела к голоду в провинции Кампания. Одним из врагов Боэция был частный секретарь Теодориха Великого, имевший большое влияние на короля – Киприан. Он показал правителю письма философа, направленные к императору Византии. К тому же в это время начались религиозные конфликты между двумя странами. Византийский император Юстин начал расправляться с арианами. А именно к этой ветви христианства принадлежали остготы. Они стали чувствовать угрозу со стороны Византии. К тому же по неизвестным причинам стали гибнуть ближайшие родственники короля. Испуганный правитель приказал арестовывать всех по малейшему подозрению. И пока мыслитель, посаженный в тюрьму по подложному обвинению ожидал суда и предрешённой казни, он создал произведение, которое сделалось одним из самых популярных трудов эпохи Средневековья.
Содержание и форма
Анализ «Утешения философией» Боэция прежде всего приводит нас к мысли о том, что автор пытается решить одну из самых насущных проблем христианской теологии своего времени. Можно ли совместить промысел Божий со свободой воли, и как именно? Философ сталкивает две вроде бы противоречивые концепции. Если Бог знает всё, что будет, и предвидит любой наш поступок, как мы можем тогда говорить о свободе воли? Но это одна сторона проблемы. Если мы будем придерживаться постулата о том, что человек сам выбирает между добром и злом и определяет своё будущее, то как мы можем говорить о всеведении Божьем, особенно в плане грядущего? Боэций разрешает эту проблему таким образом, что речь идет только о видимом противоречии. Даже зная о наших будущих действиях, Бог не является их непосредственной причиной. Поэтому человек должен сам делать благо, быть добродетельным, не совершать злых поступков, а умом стремиться к истине. Философ написал это произведение не только в прозе, но перемежал рефлексии хорошими стихами. Форма его труда была легко доступна не только учёным, но всякому грамотному человеку.
Философские диалоги
«Утешение философией» Боэций написал в форме разговора. Собеседниками являются он сам и олицетворённое мышление, то есть собственно Философия. Интересно, что автор, несмотря на то, что основной темой его труда являются теологические рефлексии, вовсе не раскладывает перед читателем набор христианских клише. Нет, он именно говорит о том, как может утешить человека в такой ужасной ситуации любовь к мудрости, и даже с горькой иронией вспоминает, что ханжи упрекали его в занятиях философией вопреки молитвам. Дело не в том, что Боэций является антиклерикалом, а в том, что он, прежде всего, был образованным римлянином. Поэтому в своих рассуждениях он много места уделяет тому, что истинное величие духа раскрывается в несчастье. А в пример философ приводит жизнеописания великих римских граждан. На них он равняется в своём горе.
Направление мысли
Пришло время изложить краткое содержание по главам «Утешения философией» Боэция. В начале автор излагает постигшие его горести, облегчая таким образом душу. Он очень просто и правдиво рассказывает о том, что постигло его лично. Таким образом, две первые главы написаны в форме исповеди. Но при этом философ характеризует остготское правление в Италии, сетуя на то, что нет более империи, а на смену ей пришло «половинчатое» владычество – не то варваров, не то римлян. Затем он переходит к осмыслению природы человека и того, что может принести его душе спокойствие в самых неприятных обстоятельствах. Философ приходит к выводу о том, что всё земное преходяще, а блага и ценности имеют разное значение. Когда все плохо, начинаешь поневоле понимать, что самое главное – это те драгоценности, которые даже в тюрьме нельзя отнять. Это любовь к супруге, благородство и честь семьи и имени. Излагает все это мыслитель так просто и откровенно, без всякого пафоса и искусственности, что это сразу же вызывает доверие.
Бытие и благо
Далее стиль написания меняется, и дальнейшие главы изложены в стиле платоновских диалогов. Философ переходит к рассуждениям о том, в чем состоит цель жизни человека. Он задаётся вопросом, что для людей является высшим, истинным благом, и как отличить его от теней и подделок. И на помощь мыслителю приходит Платон и его последователи. Внешние блага и чувственный мир – это только призраки. Они текут, как песок сквозь пальцы. А вот истина и невидимое царство духа – это настоящая родина человека. Но она недоступна тиранам и злым людям. А, следовательно, настоящий человек может быть счастлив и в тюрьме. Жестокий же обижен судьбой всегда, даже если он правитель. Таким образом, награда за добродетель заключена в ней самой, а наказание за зло – тоже в нём самом. Так, собственно говоря, действует промысел Божий.
Последние главы
Много внимания в конце своего труда Боэций уделяет философии и поэзии, а также главному вопросу книги – соотношению свободы воли и божественного предопределения. Автор упрекает муз в том, что они стенают и страдают вместе с ним, только подтачивая его мужество. Поэтому в поэзии он утешения не находит. А вот богиня Философии – это другое дело. Беседуя с ней, можно отвлечься от собственных страданий и поговорить о судьбах мира и фортуне. Богиня помогает Боэцию познать Божий промысел и понять разум, управляющий Вселенной. Это даёт ему силы встретить казнь мужественно и даже с радостью. Само повествование идёт как бы в двух планах – философско-теоретическом и психологическом, когда страдающий узник, постепенно отказываясь от земных страстей и готовясь к иному бытию, поднимается над проблемами и горестями нашего мира, открываясь навстречу судьбе.
Посмертная слава
После казни Боэция Теодорих испугался. Он приказал скрыть тело философа и его тестя Симмаха, который был казнён по таким же обвинениям, чтобы его не упрекали в тирании. После смерти короля его дочь Амаласунта, правившая от имени своего несовершеннолетнего сына, признала, что Теодорих был неправ. Она вернула вдове Боэция и его детям все привилегии и конфискованное имущество. Хотя вдова так и не простила остготской династии смерти мужа. Популярность «Утешения философией» Боэция - труда, написанного незадолго до казни, была просто удивительной в Средние века. Ведь во все времена появлялись тираны, готовые предать человека казни по навету. И всегда к услугам таких несчастных были его исполненные надежд на открытые небеса христианские идеи. Не забыт мыслитель и в наше время. В честь философа были названы два кратера – один на Меркурии, а второй – на Луне.
Крылатые фразы
Цитаты из «Утешения философией» Боэция были столь распространены, что в эпоху Возрождения автор сделался любимцем Петрарки и Боккаччо. Особенно любимыми были рассуждения «последнего римлянина» о Фортуне, а также о том, почему смертные стремятся к внешним признакам счастья, когда всё это находится внутри них. Ведь если человек познает себя сам, он найдёт огромную ценность. И её никакая Фортуна не сможет забрать ее с собой. Боэций также сделал популярным психологические характеристики находящегося в несчастье человека. Ведь, по его мнению, ожидание смерти, к примеру, более жестоко, чем она сама, поскольку сильнее угнетает душу, являясь настоящей пыткой.
Значение в культуре
Можно сказать, что переводы, способ изложения и цитирования, а также научный аппарат, использованный Боэцием, сделали его настоящим отцом схоластики. А «Утешение философией», краткое содержание которого мы изложили выше, очень повлияло на более позднюю литературу Западной Европы. Стихи из этого труда начали перелагать и петь под музыку ещё в 9-11 столетиях. А англосаксонский король Альфред Великий, попавший практически в те же жизненные обстоятельства, что и Боэций, написал в десятом веке собственную переработку его сочинения, чем ещё больше его популяризировал. После этого книга сделалась практически народной и имела очень много читателей в родной для философа Италии, а также в Германии.
Переводы с латыни и издания
Труды Боэция, по которым учились студенты, наверное, всех университетов Западной Европы, были включены в «программу» семи свободных искусств – тривиума и квадривиума. Первое издание всех произведений учёного на латыни появилось в Венеции в 1492 году. А неслыханная слава самого знаменитого труда Боэция привела к тому, что его начали печатать на других языках. Первый перевод с латыни на английский «Утешения философии» осуществил известный поэт Джеффри Чосер в шестнадцатом веке. Неоднократно издавался этот труд и в России. Первый такой перевод появился в 18 столетии. В 1970 году частично он был напечатан в издании «Памятники средневековой латинской литературы». А в 1990 г. появился полный научный перевод Боэциия на русском языке («Утешение философией», а также другие произведения).