Таким термином, как электромобиль, сегодня уже никого не удивить. Данные транспортные средства приводятся в движение при помощи одного или нескольких двигателей, работающих не электроэнергии. А так как им не нужен двигатель внутреннего сгорания (ДВС), то можно создавать компактные автомобили за счет освободившегося пространства. В последнее время данное направление активно развивается и несколько зарубежных фирм уже изготовили несколько «электрических» моделей. Не осталась в стороне и автомобилестроительная корпорация из Японии, представив несколько своих версий электромобилей ""Тойота"".
Общие вопросы
Также на рынке можно встретить гибридные автомобили с двумя двигателями. И это связано, главным образом, не с заботой об экологии, а, скорее, со способами увеличения мощности. Многие покупатели обращают внимание на то, какое число лошадей спрятано под капотом, а экономия топлива и сохранность окружающей среды отходит на второй план.
А нужны ли эти электромобили? И самый главный вопрос, который, возможно, волнует многих автолюбителей: смогут ли они составить серьезную конкуренцию транспортным средствам с ДВС? А последних гораздо больше, да и вводятся стандарты евро, что позволяет снизить количество вредных веществ в выбросах. Попробуем разобраться в этом, сделав обзор электромобилей ""Тойота"" – RAV4 и Prius. Также выясним, какими достоинствами и недостатками они обладают. Но для начала - как все началось.
С чего все начиналось…
Первый образец электромобиля был создан еще до разработки ДВС. В 1831 году Майкл Фарадей открыл такое явление, как электромагнитная индукция, а спустя несколько лет был создан электродвигатель, который был пригоден для использования в транспортных средствах. А спустя семь лет после открытия Фарадея в Англии появился первый такой автомобиль, и благодарить за это стоит шотландца Роберта Дэвидсона.
В период с конца XIX столетия по начало XX века электромобили являлись основным транспортом по передвижению в городе, который успешно конкурировал с аналогами, работающими на паровой тяге. Они даже не уступали первым бензиновым автомобилям.
Стоит заметить, что именно электромобиль преодолел скорость в 100 км/ч, что было впервые в мире. Удалось это сделать на автомобиле La Jamais Contente, а сами испытания проводились в городе Ашер (недалеко от Парижа). Он смог развить максимальную скорость, равную 105,882 км/ч, что было рекордом на то время.
Большая популярность
Если сегодня электромобили "Тойота" еще пока не пользуются завидной популярностью, то раньше такой транспорт был широко распространен во многих городах, нежели топливные аналоги. Одно только нью-йоркское такси в 1910 году насчитывало около 70 тысяч электрических единиц! При этом было много не только легкового транспорта, но и грузовиков, и автобусов, называемых омнибусами. В разработке электромобилей принимали участие и видные ученые, чьи громкие имена знают во всех странах мира – Томас Эдисон и Никола Тесла.
Что примечательно, но подобный вид транспорта в начале XX столетия удачно вписывался в городской образ жизни. Такие автомобили находились во владении состоятельных и интеллигентных людей. Для них в приоритете был комфорт и легкость в обслуживании, а не большая скорость.
Но что куда важнее – электромобили не источали неприятный запах топлива, были чистыми и удобными. Чего нельзя сказать про бензиновые экипажи, которые к тому же были очень шумными.
Переворот в истории
Возможно, электромобили "Тойота" и любой другой компании и вовсе бы не появились, поскольку автомобили с ДВС просто так сдаваться не собирались. Велись активные работы и исследования, целью которых было устранить многие недостатки. В результате автомобили становись надежнее, комфортнее, дальность поездок и скорость увеличивались. Вдобавок и стоимость транспорта стала снижаться.
В конечном итоге, постоянное развитие автомобилей с ДВС привело к тому, что электромобили прекратили свое существование, однако не полностью. Некоторые модели не утратили своей актуальности и приносили пользу там, где не было место автомобилям с ДВС в силу шумности и загазованности.
Интерес к электротранспорту начал возрождаться после середины XX столетия в связи с возникшими экологическими проблемами. А спустя 10 лет, благодаря энергетическому кризису, стоимость топлива резко возросла.
В настоящее время электромобили получили новое развитие – все большее количество известных компаний заинтересовано в производстве экологического транспорта. Появляются разные прототипы, которые проходят испытания и вполне успешно. Также идет развитие гибридного транспорта.
Хороший электрический аналог
Всемирно известная компания Toyota выпускала электромобили с конца XX века. Полноценная версия в этом плане – это кроссовер Toyota RAV4 EV, который выпускался в штате Калифорния в период с 1997 по 2003 годы. И это было первое поколение, появление которого вызвано беспокойством калифорнийских властей в отношении экологической обстановки.
Серийная версия оснащалась аккумуляторами типа NiMH в количестве 24 штук, емкость каждого составляет 95 ампер-часов. На одном заряде автомобиль мог преодолевать расстояние от 160 до 180 км, а максимально развитая скорость равнялась 120 км/ч. Только популярность электромобилей была недолгой, через некоторое время был снят с производства GM EV1, с изъятием транспорта у их владельцев. Вскоре практически такая же участь постигала и RAV4, только у владельцев машины не изымались.
В 2010 году концерн Toyota заключил соглашение с Tesla Motors, согласно которому планировалось выпускать экологически чистые автомобили. Какое-то время все подробности не раскрывались, но позднее стало ясно, что работы велись над вторым поколением Toyota RAV4. Первые тестовые версии были выпущены в 2011 году, а серийное их производство началось в 2012. К сожалению, через два года компания принимает непростое решение прекратить выпуск кроссовера RAV4 в силу утраты актуальности.
Гибридная технология
Компания Toyota начала продвигать не только полноценные электромобили, на суд потребителей в далеком 1997 году был представлен первый гибрид, названый Toyota Hybrid System или THS. Все основные составляющие будущего автомобиля создавались на фирменном заводе Toyota, а вот для производства батареи было создано отдельное предприятие совместно с компанией Panasonic.
Сборка автомобилей производилась на заводе Takaoka Plant, а уже в конце года начались продажи. Новинка требовала к себе особого подхода и вскоре была создана специальная служба, которая быстро отслеживала все возникающие у покупателей проблемы. Были опасения, что электромобиль "Тойота-приус" не понравится многим людям, но опасения были напрасны, что подтверждалось ростами продаж.
Сильные стороны электромобилей
Теперь стоит рассмотреть, какие плюсы и минусы есть у электромобилей или гибридов. И начать лучше с приятного. Надо заметить, достоинств не так уж и мало:
- Экономия. Это отличный вариант, чтобы сберечь деньги на приобретение дорогого топлива. К тому же, время от времени, цена на него стремительно повышается, что наносит хороший удар по семейному бюджету.
- Меньше шума. Электродвигатели могут тихо и плавно разгонять автомобиль и придавать существенное ускорение.
- Безопасность. Все электромобили проходят те же проверки, что и транспорт с ДВС. Они также оснащаются многими датчиками и подушками безопасности, что позволяет уберечь водителя и пассажиров от получения серьезных увечий.
- Дань моде. Популярность автомобилей на электрической тяге неуклонно растет от года в год. Появляется новый круг заинтересованных покупателей, что дает толчок для производства новых моделей.
- Экологичность. Это выгодное преимущество электромобиля "Тойота", так как электродвигатели в ходе работы, в силу конструктивных особенностей, не способны выделять в окружающую среду вредные вещества.
Среди прочих достоинств можно выделить простоту технического обслуживания, несложность всей конструкции транспортного средства, долгий срок службы деталей. Также отсутствуют вибрации, что характерно для ДВС.
Обратная сторона медали
Как это ни печально, недостатки имеются и у такого, казалось бы, идеального транспорта. Поэтому многие покупатели лишний раз подумают, прежде чем отдавать солидную сумму. К существенным минусам можно отнести:
- Мало «заправок». Электрические станции для автомобилей начали появляться в европейских странах, начиная с 2015 года. В планах у отечественных властей открыть несколько подобных точек и в Москве. Однако все пока не очень радужно.
- Халявы нет. Выбирать экологический транспорт нужно с умом, так как разные модели потребляют свое количество энергии. Поэтому в случае ошибочного выбора счет за электричество будет существенно увеличен.
- Короткий забег. Среди недостатков электромобиля "Тойота", пожалуй, этот самый существенный. Максимальное расстояние, которое способен преодолеть электромобиль на одной зарядке – 240 км. Поэтому дальние поездки лучше не планировать, так как «заправок» на территории России еще пока маловато будет. Хотя есть планы увеличить путь до 500 км, и работы в этом направлении уже ведутся. Поживем – увидим.
- Низкая скорость. Вследствие недостаточного уровня технического прогресса, батареи также не способствуют развитию нужной скорости. А, как известно, какой русский не любит быстрой езды?!
- Продолжительность зарядки. Как правило, на это уходит от 8 до 10 часов. Что делать прикажите все это время? Конечно, можно поставить машину на ночь или спокойно работать в офисе, но что делать, если батарея разрядилась в пути еще до прибытия в пункт назначения?
- Необходимость замены батареи. Исходя из типа используемого аккумулятора, его нужно менять через каждые 3-10 лет.
Еще один главный недостаток электромобилей "Тойота" заключается в его стоимости. Цена даже на базовые версии электромобилей остается недосягаемой для большинства покупателей. И связано это с использованием современных технологий, требующих значительные вложения на реализацию.
Технические характеристики электрического аналога
Со слабыми и сильными сторонами мы ознакомились, а что насчет технического наполнения? Рассматриваемый вариант Toyota RAV4 приводится в движение двигателем мощностью 154 л. с., развивающий 2800 об/мин. Источником энергии служат литий-ионные аккумуляторы емкостью в 41,8 кВт/час. А чтобы они не оказывали никакого влияние на управляемость автомобилем, их расположили в нижней части кузова вблизи от центра.
На то, чтобы АКБ полностью зарядился от бытовой электросети, уходит 6 часов. При этом следующая «заправка» потребуется после преодоления 165 км. Производитель гарантирует исправную работу батареи электромобиля "Тойота-Рав 4" в течение 160 тысяч км пробега (либо 8 лет использования).
Техническая начинка гибрида
У гибрида Toyota Prius судьба более благосклонна. Если RAV4 перестал выпускаться в 2014 году, то у данной серии уже 4 поколения! В качестве примера рассмотрим самую последнюю модель Toyota Prius, которая поступит на мировой рынок в середине 2018 года.
Гибрид оснащен двигателем двумя силовыми агрегатами:
- Бензиновый мотор мощностью 95 л. с.
- Электрический агрегат на 53 кВт.
В паре они могут выдать мощность равную 121 «лошадкам». Вдобавок присутствует современный бесступенчатый вариатор. Что касательно экономии топлива, то она может составить 4,4 литра на сто километров.
Футуризм налицо
Многие покупатели ценят автомобили за их внешний вид. Рассматриваемый пример Prius, который должен выйти на мировой рынок в середине 2018 года, выглядит завораживающе. Стоит заметить, что вся линейка Prius не является эталоном красоты, поскольку экстерьер создается максимально практичным и экономичным. Однако каждое новое поколение приобретало все более симпатичные черты.
Если смотреть на гибрид электромобиля "Тойота" спереди, то сразу бросается в глаза Т-образная головная оптика, что выглядит необычно, но приятно. По сути, это целый космический корабль, который никого не оставит равнодушным. Каждая новая модель меняла свой облик, однако корма все же оставалась практически нетронутой и узнаваемой.
Важные «пластические» изменения
Электромобиль RAV4 сможет удивить своим экстерьером даже самых заядлых автолюбителей. От традиционного внедорожника он отличается новым исполнением решетки радиатора. Также изменения коснулись заднего спойлера, боковых зеркал, которые теперь обладают измененной аэродинамической формой и переднего бампера.
Днище стало плоским, а в оптика используются светодиоды. Благодаря многим изменениям, теперь автомобиль приобрел улучшенную аэродинамику и сбросил несколько десятков килограмм. В результате электромобиль стал легким в управлении.
Итог
Стоимость экологического транспорта пока еще остается высокой, в то время как характеристики электромобилей "Тойота", "Шевроле", "Фиат", "Форд", "Хонда" и прочих крупных компаний пока еще несовершенны. К тому же заправочная сеть еще не до конца развита, что не позволяет наслаждаться поездками по городу. Но этот недостаток со временем должен устраниться и, возможно, лет через 10 многие водители сменят свой привычный транспорт на электромобили.