Социальный стереотип - это способ восприятия явлений и моделей поведения, которые часто повторяются. Он формируется в процессе развития личности. Стереотипы определяются степенью социализации личности, воздействием коллектива, традиций, а также собственного опыта.
Понятие
Человек вне общества существовать не может. Будучи частью социума, он должен принимать правила социума и следовать им. В частности, люди ежедневно сталкиваются со стереотипами - упрощенными представлениями о явлении или объекте.
Термин "социальный стереотип" был введен в обращение У. Липпманом. С тех пор данному словосочетанию было дано множество определений, в зависимости от специализации и направления деятельности автора. Обобщить исследования различных авторов в данной области удалось Тэшфелу. Он сформулировал такие выводы:
- человеку свойственно стереотипное мышление, он с готовностью дает простые пристрастные характеристики определенным группам людей;
- категоризация позволяет сохранять стабильную социально-политическую ситуацию на протяжении длительного временного промежутка;
- стереотипы могут изменяться вместе с политической и экономической ситуацией, но это происходит крайне редко, как правило, достаточно болезненно и медленно;
- стереотипы проявляются наиболее отчетливо в моменты вражды между определенными группами;
- стереотипы усваиваются и принимаются людьми еще в раннем детстве, когда начинается процесс формирования личности.
Ключевые особенности социальных стереотипов
Социальный стереотип - это неотъемлемая часть всех сфер жизни современного человека. Данная категория обладает следующими ключевыми особенностями:
- Предопределяет то, как будут восприняты те или иные жизненные ситуации. Таким образом, можно сказать, что человек познает окружающий мир не напрямую, а посредством стереотипов, сложившихся в обществе или сформированных в сознании.
- Формализует и обезличивает общение, что служит некоторым способом "экономии" мыслительного ресурса. Благодаря стереотипам мозг действует автоматически, сопоставляя имеющуюся ситуацию с ранее сформированной моделью.
- Включает в себя описание и характеристику ситуации. Это помогает сократить время на выработку реакции и оценки какого-то конкретного события или происшествия.
- Характеризуется стойкостью и преемственностью. Как правило, стереотипы переходят из поколения в поколение, несмотря на их объективность или субъективность. При этом последователи не всегда задаются вопросом о верности и правомерности навязываемых им суждений.
Функции стереотипов
Социальный стереотип - это неотъемлемая часть жизни человека. Несмотря на то что это словосочетание, как правило, вызывает негативные ассоциации, данное явление важно для общества. Положительные стереотипы выполняют такие важные функции:
- Упрощение и систематизация сложных информационных потоков. Ежедневно человек сталкивается с огромными информационными потоками, которые он чисто физически не всегда может обработать. Сформированное социальное восприятие избавляет от необходимости реагировать на те или иные часто повторяющиеся явления. С одной стороны, стереотипизация экономит мыслительный ресурс, а с другой - отражает социальную реальность.
- Межгрупповая дифференциация путем оценочного сравнения. Таким образом, представители одной социальной группы легче налаживают взаимоотношения за счет самоидентификации. Также это позволяет обеспечить целостность общества и четко распределить межгрупповые роли.
- Пояснение сложившихся межгрупповых отношений. Стереотипизация с незапамятных времен была мощным политическим механизмом, позволяющим подчинять массы. Ее роль может быть как положительной (создание общественного порядка), так и отрицательной (угнетение, подавление, порабощение).
Роль стереотипов
На основании указанных функций можно сформулировать роль социальных стереотипов в жизнедеятельности общества. Стоит обратить внимание на такие существенные моменты:
- Максимизируются межгрупповые различия. Таким образом, в обществе распределяются роли и иерархия подчинения.
- Максимизируется сходство между членами группы. Это укрепляет связи внутри общественного формирования.
- Минимизируется межгрупповое сходство. Это создает определенные барьеры для перехода между общественными формированиями. Таким образом, численный состав групп и взаимоотношения между ними остаются стабильными.
- Минимизация различий внутри группы. Внутри общественного формирования подавляются какие-либо убеждения, не соответствующие принятой концепции.
Уровни проявления стереотипов
Невозможно себе представить существование человека вне общества. В процессе развития социума непременно происходит формирование стереотипов. Этот процесс осуществляется на четырех уровнях:
- индивидуальный - на основании психологических особенностей каждого конкретного человека, а также его личного опыта, формируются определенные представления о группах и явлениях;
- межличностное взаимодействие - в процессе контактов между людьми складываются убеждения путем передачи опыта друг другу;
- коллективный - формирование стереотипов в процессе сотрудничества нескольких групп;
- высокий - идеология, сформированная под влиянием исторических событий или авторитета политических деятелей.
Механизмы формирования общественного мнения
Учитывая ограниченность личного опыта у подавляющего большинства людей, социальный стереотип - это эффективный механизм манипуляции общественным мышлением, который нередко используется средствами массовой информации, правительственными организациями и так далее. Вот основные способы формирования общественного мнения:
- "Ярлыки". Создается определенный образ идеального человека, под которого подгоняют аудиторию. Как правило, механизм используется для устранения конкуренции или для подчинения широких масс людей.
- "Приятная неопределенность". Суть данного механизма состоит в том, что идея, преподносимая обществу, не имеет ясного и четко очерченного смысла. Тем не менее она вызывает у подавляющего большинства людей положительные ассоциации.
- "Мнение большинства". Чтобы убедить аудиторию в верности суждения, используется уловка, согласно которой подавляющее большинство людей придерживаются подобного мнения.
Стереотипы массового поведения
Формирование стереотипов распространяется не только на большие социальные группы или распространенные явления, но также на частные случаи. Как правило, на сознание людей оказывают влияние такие явления:
- Слухи - сведения, которые быстро распространяются по неформальным каналам. Как правило, в основе сообщения лежит какой-то реальный факт, но его описание окрашено оттенками предположительности и не всегда соответствует действительности. Интересно, что, передавая и воспринимая слухи, люди, как правило, не задумываются об их истинности или лживости. В ходе распространения слухи могут изменяться и обрастать новыми подробностями.
- Мода - это устойчивые, но недолговечные представления о поведении, внешности, роде деятельности и так далее. Как правило, понимание моды неодинаково у различных социальных групп. Интересно, что для данного явления характерна цикличность. Одна и та же идея сначала восхваляется, потом отвергается, а позже снова становится актуальной.
- Массовые пристрастия - явления, которые в процессе межличностного взаимодействия быстро формируются и распространяются. Их суть состоит в стремлении к удовлетворению различных желаний и пристрастий. Это могут быть как легкомысленные хобби, так и серьезные политические убеждения.
Что такое гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы - это общественное представление о специфике поведения мужчины и женщины. Это явление тесно связано с распределением гендерных ролей и их поддержанием. Степень выраженности стереотипизации существенно различается в различных странах, обществах и социальных группах, что обусловлено культурой, религией и уровнем жизни. Как правило, гендерные стереотипы поддерживают неравенство полов в обществе.
Изучение психологических особенностей представителей разных полов интересовало ученых с незапамятных времен. Основная цель - найти подтверждение или опровергнуть существование гендерных ролей. Но еще ни одному ученому не удалось достичь этой цели. Итог большинства исследований таков, что в психологии и поведении мужчин и женщин больше сходных характеристик, чем различий. Тем не менее эмоциональные и поведенческие проявления в различных ситуациях не дают возможности поставить между полами знак равенства.
Не задумываясь о том, что такое гендерные стереотипы, в некоторых обществах их искажают с целью умалить значение и права противоположного пола. Имеют место такие когнитивные искажения:
- Убеждение в справедливости мира. Есть мнение, что все происходящее справедливо, а любые неблагоприятные события люди заслужили сами. В данном контексте гендерное неравенство оправдывается биологическими особенностями, а несправедливость считается естественной.
- Иллюзия корреляции - убежденность в связи между явлениями, даже если никакого подтверждения этому нет. Имеется в виду уверенность в том, что гендерная принадлежность предопределяет поведение и черты характера. Причем те факты, которые опровергают это утверждение, игнорируются или воспринимаются негативно.
- Каскад доступной информации - подразумевает коллективную веру в то, что неоднократно повторяется в публичных выступлениях. Как правило, социальные стереотипы поведения демонстрируются в СМИ. При этом характеристики, общие для разных гендеров, как правило, игнорируются.
- Самоисполняющееся пророчество - ложное понимание ситуации, провоцирующее новое поведение и обстоятельства, подтверждающие первоначальную ошибочную теорию. Особенно ярко данное явление проявляется в семьях, когда родители, основываясь на половой принадлежности детей, искаженно воспринимают их увлечения, наклонности и возможные достижения. Таким образом, независимо от собственных желаний дети идут по пути, определенному родителями, как бы подтверждая их правоту.
Что такое национальные стереотипы
Этностереотипы - это представления о поведении, менталитете или убеждениях представителей определенной нации. Национальные стереотипы, как правило, дают упрощенное, одностороннее, а иногда искаженное представление. Чего нельзя сказать об автостереотипах, которые, как правило, направлены на восхваление, единение и сохранение нации.
Формирование этнических стереотипов происходит под влиянием таких основных факторов:
- особенности поведения, закрепленные в культуре и сознании вследствие исторического развития;
- социально-политические условия и особенности взаимодействия между группами и классами;
- длительные контакты с представителями других этносов.
В большинстве случаев национальные стереотипы безобидны. Они активно эксплуатируются в рекламных, культурных и юмористических сферах. Тем не менее они нередко становятся причиной межнациональной вражды и ненависти.
Стереотипные эффекты
Неправильно воспринимать понятие социальных стереотипов исключительно как результат жизненного опыта. Порой они формируются под влиянием эффектов, провоцирующих искаженные и ошибочные суждения.
- Эффект первичности. Как правило, информация, поступившая в мозг первой, считается наиболее правильной и неоспоримой. Речь может идти, например, о первом впечатлении, которое, как правило, формируется в течение 10 минут с момента знакомства.
- Эффект ореола. Как правило, эмоционально заряженная информация воспринимается в искаженной форме. Если тема волнует собеседника, то она может заставить его составить о ком-то ложное негативное или ошибочное положительное впечатление.
- Эффект социального контекста. На фоне позитивных событий или положительной группы людей впечатление о любом человеке будет гораздо лучше, чем в негативной обстановке. Культура личности и общества такова, что обстоятельства и окружение накладывают отпечаток на репутацию.
- Эффект бумеранга. Окружающие воспринимают человека в соответствии с его поступками по отношению к другим людям.
- Эффект повторения. Часто повторяющееся поведение начинает восприниматься как правильное. Любые новые веяния воспринимаются с опаской или даже агрессией.
Примеры стереотипов
Говоря о стереотипах, стоит отметить, что они предопределяют поведение человека и многие жизненные ситуации. Из наиболее распространенных убеждений стоит обратить внимание на такие примеры:
- молодежь слушает только рок;
- женщины глупее мужчин;
- все мужчины хотят от женщин только одного;
- все японцы на одно лицо;
- все женщины стремятся выйти замуж;
- евреям присуща жадность;
- в небольшом городе жизнь безопаснее, чем в мегаполисе;
- все мужья - изменщики;
- самые качественные машины изготовлены в Германии;
- все прибалты медлительны;
- все молодые люди легкомысленны;
- лучшие рэперы - афроамериканцы.
Способы выявления стереотипов
Влияние стереотипов на поведение и образ жизни человека настолько велико, что не всегда понятно, где истина, а где заблуждение. Выявить искусственный или ложный стереотип можно благодаря таким основным приемам:
- обнаружение устойчивых неизменных тем для разговоров в своем окружении;
- заполнение анкетных листов или интервьюирование;
- метод неоконченных предложений (экспериментатор начинает фразу, описывающую какое-то явление, а испытуемый должен ее продолжить);
- выявление ассоциаций (человеку или группе людей дается 30 секунд на то, чтобы сформулировать отношение к предмету или явлению).
Разрушение стереотипов
Сильные личности, не желающие находиться в рамках общественного мнения, всегда находятся в поиске эффективного решения, как сломать стереотип. Основываясь на жизненных примерах, можно выделить несколько распространенных стереотипов и способов борьбы с ними:
- Дети обязаны оправдывать ожидания родителей. Взрослый человек, чувствующий давление родителей, должен им объяснить, что он пришел в этот мир, чтобы выполнить свою неповторимую миссию, а не жить по чужому сценарию. Роль родителей - принимать ребенка таким, каков он есть, и быть для него поддержкой.
- Каждая женщина должна выйти замуж. Это убеждение, которое навязывается девочкам с раннего детства. Тем не менее общество упускает из внимания тот факт, что такое распределение ролей, как "мужчина - добытчик, а женщина - хранительница очага", все менее актуально для настоящего времени. Сегодня представительницы прекрасного пола более сильные, самостоятельные и уверенные в себе, чем несколько поколений назад. Она обеспечивает себя сама, имеет массу интересов и увлечений. Если женщина посчитает нужным реализовать себя не только в карьере, но и в семье, она это непременно сделает.
- Внешность важнее внутреннего мира. Действительно, первое впечатление создает именно внешний вид. Более того, сложилось четкое представление о том, что красивый человек - это хороший человек. Тем не менее истории известны примеры, когда непривлекательные люди заслуживали мировое признание, а красивые оказывались внизу социальной лестницы.
- Мужчины не плачут. Человечество считает, что слезы - это исключительно женская привилегия. Тем не менее такой эмоциональный выброс и духовное очищение необходимы всем, независимо от пола. Удерживая негатив внутри себя, человек провоцирует душевные и физические болезни.
- Матери-одиночки несчастны. Порой в браке женщина более несчастна, чем будучи свободной. Если супруг грубо обращается с женой, пьет или склоняется к домашнему насилию, такой союз не стоит сохранять, несмотря на общественное мнение. К тому же для ребенка неполная семья более предпочтительна, чем постоянные скандалы родителей.