Проблемы человека, его внутренний мир вызывали не меньший интерес философов, чем проблемы глобального развития. Это нашло отражение в философии психоанализа, попытавшейся найти выход из тупика, в который на начало ХХ века была поставлена философская наука в результате столкновения двух концепций. Первая — позитивизм, оперирующий исключительно естественнонаучными познаниями, вторая - иррационализм, который опирался на предположения, осознанные через интуицию, веру, чувства.
Возникновение психоанализа
Философия психоанализа оказала неоценимое влияние на развитие философской науки, а также на духовную культуру общества. Родоначальником психоанализа стал врач-психиатр из Австрии З. Фрейд, создававший, прежде всего, метод лечения больных. На его основе была сформирована концепция философских взглядов на сущность человека и культуры.
З. Фрейд и его последователи — Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм — это практикующие врачи, преследующие цели излечения больных и понимающие, что философия психоанализа намного обширнее врачебной практики, и с ее помощью возможно создание новых методов лечения. Именно психоанализ дал толчок к формированию новых концепций, взглядов на философские вопросы, таких как философия антропологии, жизни, культуры. Его особенность заключалась в его направленности исключительно к человеку, его психике, проблемам.
Что такое психоанализ
Как говорилось выше, Фрейд был практикующим врачом-психиатром, по 10 часов ежедневно вел прием больных. Поэтому психоанализ – это медицинский метод излечения, часть психотерапии, первоначально применяемая для больных истерией. И уже в дальнейшем, в процессе работы над ним, он был принят как философская доктрина. Суть ее заключается в том, что определенные патологические представления, большая часть которых носит сексуальный характер, вытесняются из области сознания и действуют из сферы бессознательности, откуда под разными облачениями проникают в сферу сознания, разрушая единство человеческого «Я» и окружающего его мира.
Фрейд и его работы
Фрейд родился и практически всю жизнь провел в Вене. Здесь он получил медицинское образование в университете, после чего занялся медицинской практикой. Именно здесь увидели свет его работы по философии психоанализа, которые пользовались невероятным успехом и имели достаточно мощную критическую оценку. Выводы, которые он в них излагал, взбудоражили общество и вызывают споры по сей день. Это был вызов классической философии, в которой основное внимание уделялось человеческому сознанию.
В 1899 г. выпускается его первая работа по психоанализу «Толкование сновидений», которая до сих пор не утратила актуальности и является настольной книгой многих ведущих практикующих психиатров. Буквально через год выходит его новая книга «Психопатология обыденной жизни». Следом за ней идут «Остроумие и его отношение к бессознательному» и другие значительные работы. Все его произведения, носящие как философскую, так и медицинскую направленность, тут же переводились на разные языки мира. Они и в наше время пользуются огромной популярностью.
Классическая философия утверждала, что сознание является основной регулирующей составляющей человеческой жизни. Философия психоанализа Фрейда устанавливала, что под ним располагаются пласты бессознательных желаний, устремлений, влечений. Они наполнены энергией, от них зависит личная жизнь каждого человека и, вместе с этим судьба, цивилизаций.
Конфликт бессознательного с сознанием, неудовлетворенность сокровенных желаний приводят к расстройству психики, душевным заболеваниям. Современная западная философия психоанализа вышла из работ Фрейда. Метод психоанализа получил широкое распространение среди врачей в странах Западной Европы и особенно Америки.
Два этапа в философской деятельности З. Фрейда
Врачебная практика, наблюдение больных давали ученому большой объем информации к размышлению. На ее основе была проведена работа, сформировавшая определенные взгляды на вопросы психоанализа З. Фрейда – философия с определенными аспектами, которые можно разделить на два этапа. Первый – формирование концепции бессознательного, длительность его продолжалась с 1900-1920 гг. Второй длился до конца жизни. Именно на этом этапе исследуется бессознательное, включая сюда инстинктивные космические позывы жизни и смерти.
Первый этап
В начале своей практики, собирая и анализируя экспериментальные данные, Фрейд делает удивительные выводы о наличии в психике людей ранее не известных образований, имеющих определенную структуру и характеристики. На основании сделанных выводов он описывает их как сознание, подсознание и бессознательное.
Несмотря на то что западная философская школа делала акцент на сознании, философия психоанализа Фрейда все внимание уделяла бессознательному. Она определяет его как часть психики, куда выталкиваются неосознанные человеком желания, находящиеся за пределами разума и вневременного пространства.
Второй этап
На основании пересмотра концепции в философии психоанализа Зигмунда Фрейда бессознательное получило некоторые уточнения. Дальнейшее его изучение привело к тому, что к инстинктивным позывам были добавлены еще два – смерть и жизнь. Именно в это период была описана структура психики, а также концепция конфликта между бессознательным и сознательным как принцип человеческого существования.
Три составляющие структуры психики
Если изложить философию психоанализа Фрейда кратко, то необходимо заметить, что человеческая психика имеет три структуры, которые можно охарактеризовать как:
1. Бессознательное (Оно). Этот слой психики наследуется человеком от далеких предков. Именно в нем находятся два основных инстинкта человека:
- Продолжение рода – это сексуальные влечение и энергия, или, по определению Фрейда, - Либидо.
- Самосохранение. Определяет агрессивное поведение.
Бессознательное, по определению Фрейда, находится за пределами разумного, другими словами оно иррационально и безнравственно (аморально).
2. Подсознание (Я). Формируется на основание жизненного опыта. «Я» разумно, и, в соответствии с реальностью, старается перевести бессознательное «Оно» в соответствие с моральными принципами «Сверх-Я». Его цель ограничить рефлекторные импульсы «Оно» в соответствии с действующими требованиями реальности, в которой находится человек.
3. Сознание (Сверх-Я). Его можно определить как совесть или судью, контролирующего и наказывающего бессознательное «Оно». Именно в нем сосредоточены все нормы морали, нравственности, все идеалы человека.
При этом каждая составляющая живет своей жизнью и не зависит от других. Даже знакомясь с философией психоанализа кратко, можно сделать вывод, что сознание есть насилие над природными инстинктами.
Значение либидо
Фрейд в созданной им философии психоанализа в бессознательное «Оно» вводит понятие либидо (половое влечение или желание) как составляющий инстинкт. Причем его энергия настолько велика, что в жизни человека оно оставляет незабываемый след. Исследуя его, он приходит к выводу, что либидо включает в себя кроме эротической любви и все другие ее виды: к себе, детям, родителям, животным, Родине и так далее.
Иногда бессознательное (Оно) посылает мощный сексуальный вызов, но он по какой-то причине возвращается обратно, или просто его импульс становится менее интенсивным, разряженным, переключается на другие, более высокие области деятельности человека. Это может быть искусство, наука, политика, общественная деятельность и так далее.
Из этого Фрейд делает логический вывод, что культура, мораль и любая другая деятельность человека есть сублимированная (перенаправленная и преобразованная) сексуальная потребность. Согласно философии психоанализа Фрейда, любая культура на Земле, в том числе и европейская — плод деятельности невротиков, чьи влечения сексуального характера были подавлены и преобразованы в другие виды человеческой деятельности.
Психоанализ и философия неофрейдизма
Идеи Фрейда были подхвачены его последователями, их работы по развитию и дальнейшему осмыслению психоанализа привели к новым взглядам на него. Его ученики и последователи шли дальше, осмысляя и развивая психоанализ. В философии 20 века психоанализ занимает значительное место. Наиболее известными представителями неофрейдизма являются Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.
Они признавали определенную роль бессознательного, роль инстинктов, но при этом считали, что немаловажными являются и социальные факторы, к которым относятся общественные связи, взаимоотношения людей, а также культура. Они полагали, что условия, в которых человек проживает, существенно влияют на поведение его в обществе и содержание его деятельности.
Расхождения с Фрейдом состояли прежде всего в том, что они, по сравнению с ним, принимающим только сексуальную энергию, признали в развитии личности участие сознания и общественного фактора. То есть они склонились в сторону классической философии, признающей только роль сознания.
Роль неофрейдистов в разработке теории бессознательного велика. Это можно объяснить тем, что ими исследуется не только индивидуальное, но и общественное сознание при разделении его на сознательное и бессознательное. Они оперируют таким понятием, как сверхкомпенсация – ответная социальная реакция на чувство неполноценности. Это основа для появления великих людей, наделенных недюжинными способностями.
Отсюда следует вывод: если Фрейд пытался выяснить причину совершения человеком определенных поступков, то его последователи, используя базовые идеи философии психоанализа, старались объяснить социальное устройство жизни, в которой этот человек живет.
Карл Юнг и его учение о «коллективном бессознательном»
От последователей Фрейда впоследствии отошли и образовали свои направления А. Адлер (личностная психология) и К. Юнг (глубинная психология). Представитель философии психоанализа К. Юнг – швейцарский врач-психиатр, философ, коллега Фрейда в течение нескольких лет. Его работы расширили и укрепили позиции в данном направлении. Именно Юнг создает новое течение в философии культуры – аналитическую психологию.
Он был поборником методов лечения больных и философии психоанализа Фрейда. Юнг, полностью разделявший медицинские и философские взгляды своего старшего товарища и учителя, со временем разошелся с ним в отношении бессознательного. В частности, это касается либидо.
Юнг не был согласен с философией психоанализа Фрейда в том, что все импульсы «Оно» причислялись к сексуальности, он трактовал его намного шире. Либидо по Юнгу – это все виды энергии жизни, которые человеком воспринимаются как бессознательные желания, стремления.
По Юнгу, либидо не находится в неизменном состоянии, а подвергается трансформации и сложным превращениям в силу тяжелых жизненных ситуаций, и все это далеко от сексуальности. В связи с этим в сознании людей возникают переживания и образы, которые связаны с древними событиями начала жизнедеятельности людей. Это не просто слова, эти факты Юнг брал из своей медицинской практики. Именно философия психоанализа Юнга придает бессознательному «Оно» коллективное и безличное начало, а уже после этого субъективное и индивидуальное.
Что такое архетипы
Коллективное бессознательное составляет архетипы – универсальные базовые врожденные структуры, они являются причиной переживаний событий из древней истории зарождения человечества, которые могут являться человеку в сновидениях и быть причиной волнений и психических расстройств, именно они являются той средой, из которой формируется духовная жизнь человека и вся культура человечества.
Определения большинства архитипов стало нарицательным и вошло в обыденную жизнь людей, как поговорки, например:
- Маска - лицо человека, которое он «натягивает» при любых контактах с посторонними, а также на официальных встречах;
- Тень - второе лицо человека, которое состоит из вытесненных в подсознание порочных черт характера или неприемлемых качеств.
Большое значение для человека, по определению Юнга, имеет архетип «Мое истинное Я» или «Самость», которое представляет собой синтез всех архетипов. Постижением этого своего «Я» человек должен заниматься на протяжении всей жизни. Первые результаты этого развития, по мнению Юнга, появляются не ранее среднего возраста.
В это время человек уже обладает достаточным жизненным опытом. Еще для этого необходимы обязательный высокий уровень развития интеллекта, настойчивая работа над собой. Только достигнув заветной вершины, личность может реализоваться в полной мере, понять «непостижимое», закрытое простым смертным. Познают его единицы, большинству этого не дано.
Э. Фромм и его концепция «экзистенциальной дихотомии»
Немецкий философ, психоаналитик Э. Фромм, последователь учения Фрейда, привнес в психоанализ понятия экзистенциализма, а также марксизма. Он сформулировал свою концепцию в книге «Душа человека». Понятие «экзистенциализм» можно определить как философию выживания, которая стоит на двойственности человеческой сущности. Дихотомия – это раздвоенность, постепенное деление на две сущности, внутренняя связь которых более ощутима, чем внешняя. Примером может служить человек, который по сути своей является биологическим существом, но наличие у него разума выводит его из этого круга, делает в природном мире чужаком, разделяет его и природу.
Философия экзистенциализма и психоанализа – это, по определению Фромма, гуманистический психоанализ, призванный изучать личность человека с точки зрения взаимоотношений его и общества, а именно отношение человека к себе, окружающим его людям и обществу.
Огромное значение Фромм придавал любви. Он утверждал, что возникновение чувства, его развитие меняют человека, делают его лучше, открывают в нем скрытые глубины, качества, способные его облагородить, поднять на небывалую высоту. В нем проявляется ответственность за другого, чувство привязанности к любимому, к целому миру. Это ведет человека от пагубного эгоизма к гуманистическим чувствам и альтруизму.