Уильям Хогарт - один из художников, оказавших огромное влияние на английскую школу живописи 18-го века. Он внес свой вклад в развитие реализма и бытового жанра, а также острой общественной сатиры.
Детство и юность
Родился живописец в 1697 году в Лондоне. Семья жила бедно. Отец его был учителем, иногда делал переводы с латыни. Мать была кем-то вроде целительницы и готовила различные снадобья и припарки.
Творческие способности Уильяма проявились еще в детстве. Он был способным ребенком с пытливым умом и способностью все подмечать, однако в школе учился плохо, потому что на занятиях все время рисовал. Его и без того бедная семья разорилась окончательно. Отца бросили в долговую тюрьму, и ответственность за содержание матери и сестер легла на плечи еще юного Хогарта. Тогда же начался и его творческий путь.
Профессия
Уильям Хогарт идет в ученики к серебряных дел мастеру, где он учится работать с металлом и делать гравюры. Там же он знакомится с модными тенденциями современного стиля рококо. Вскоре он открывает мастерскую, где печатает собственные гравюры злободневного содержания, которые пользовались огромным успехом. Вместе с этим художник берет уроки живописи маслом.
До 30-х голов он занимался книжной графикой. Например, проиллюстрировал поэму Сэмюэля Батлера "Гудибрас". Картины Уильям Хогарт начал писать через пару лет после этого.
Серии картин
Живописец уже обеспечил себе известность своими социальными и политическими гравюрами с юмористическим характером, которые были нарасхват. И поэтому темами для картин Уильяма Хогарта были все те же человеческие пороки, глупость, предрассудки. Он пишет целые серии живописных полотен в форме историй с трагической развязкой. В них художник описывает жизненные ситуации разных слоев общества.
Самые известные картины Уильяма Хогарта - "Карьера мота", "Карьера проститутки", "Модный брак", "Выборы в парламент", "Прилежание и леность". Художник высмеивает отсутствие в современном обществе морали, прогнившие традиции английской аристократии с ее браками по расчету, продажными чиновниками, изобличает пьянство, насилие, распутность.
Модный брак
Широкую известность получил цикл нравственно-поучительных работ Уильяма Хогарта "Модный брак", 6 картин которого повествуют о таком частом явлении в обществе, как брак по расчету. Это было единственным шансом для разорившейся аристократии войти в буржуазные круги. Брачные контракты при этом были скорее похожи на договоры купли-продажи. Такие браки - яркий пример безнравственности общества. Почти все картины Уильяма Хогарта заключают в себе не только морализаторский характер, но еще и высмеивают модный на то время французский стиль рококо, который выражается в позах персонажей и в роскоши интерьеров.
Описание сцен "Модного брака"
В "Модном браке" рассказывается история о графе Сквандере (чья фамилия переводится как "мот"), который женит своего сына, Виконта, на дочери богатого торговца, очевидно, чтобы поправить финансовые трудности, связанные с расточительством. Торговцу, в свою очередь, этот брак сулит повышение социального статуса.
На первом полотне изображается сцена в доме графа во время брачной "сделки". Мы видим торговца с контрактом в руках и графа, который показывает ему свиток с генеалогическим древом его знатного рода. В то же время их дети совершенно безразличны друг к другу. А олицетворением такого брака выступают две собаки, против воли скованные одной цепью.
Второе полотно демонстрирует новоиспеченных молодоженов. В комнате царит беспорядок. Собака разоблачает неверность молодого мужа, вытаскивая у него из кармана женский чепчик. Управляющий, махнув на все это рукой, уходит с кучей неоплаченных счетов.
Третья сцена происходит в кабинете доктора, куда Виконт пришел со своей любовницей по вполне конкретной причине. Черное пятно у него на шее - явный признак сифилиса. Также признаки болезни заметны у женщины, которая, по видимому, угрожает доктору ножом, и у девочки, которая держит в руках коробочку с лекарством. Такая же коробочка и у Виконта в руках. Он тоже угрожает доктору - прописанные пилюли не подействовали.
Четвертая картина показывает нам будуар молодой жены. Сцена полна скрытых намеков. Украшение будуара короной говорит о том, что старый граф скончался и она получила титул графини. Повсюду можно заметить намеки на ее неверность мужу. Мы видим уже знакомого по первой картине персонажа, с которым мило беседует графиня, а на стене висит его портрет. Скорее всего, они любовники. Другие картины на стене явного эротического содержания. Мальчик паж держит в руке фигурку рогатого Актеона как символ измены.
Пятая сцена уже откровенно трагична. Графиня уединилась с любовником и изменила мужу. Муж их выследил и поймал "на горячем". По-видимому, между мужчинами произошла дуэль на шпагах, в которой Виконт получил смертельную рану. Любовник поспешно ретируется через окно, а жена на коленях просит у мужа прощение.
Шестая картина являет собой апофеоз брака по расчету. Мы видим дом торговца, отца графини. Она прочла в газете, которая валяется у ее ног, что любовника казнили за убийство. С горя она принимает яд. Двое мужчин ссорятся, скорее всего, это врач, который ругает слугу. Так как от этого брака осталась только дочь и не было сына, который мог бы унаследовать графский титул, ради которого все и затеяли, титул был потерян. Торговец остался ни с чем. И наконец, выгоду из сложившейся ситуации извлекла только тощая собака, которая, пользуясь случаем, решила полакомиться со стола.
Описание картины Уильяма Хогарта "Автопортрет с собачкой"
Хогарт был не только живописцем-сатириком, но еще и талантливым портретистом. Самым необычным считается его "Автопортрет", на котором он изобразил себя с любимой собакой.
На картине собака сидит рядом с портретом, стоящим на томах Мильтона, Шекспира и Свифта. Скорее всего, это любимые авторы художника. На переднем плане лежит палитра. Смотрится автопортрет Уильяма Хогарта как картина в картине, где он изобразил себя в окружении дорогих сердцу вещей.
Живописец скончался в 1764 году в Лондоне.
Хогарт был первопроходцем в бытовом жанре английской живописи. За свою творческую деятельность он не только создал большое количество картин гравюр, но и написал трактат о живописи "Анализ красоты". Картины Уильяма Хогарта получили широкий резонанс в искусстве Европы. Однако достойного преемника на своей родине у художника не оказалось.