Самый первый советский танк был основан на образце французского "Рено FT-17". Решение о том, чтобы начать производство собственных танков, было принято в 1919 году, осенью.
Начало работ
Как говорилось ранее, в качестве образца была взята французская модель. Этот танк был доставлен на Сормовский завод, который располагался в Нижнем Новгороде. На территории предприятия машина была разобрана, проводились тщательные исследования, вплоть до измерения габаритов абсолютно каждой детали. Кроме того, в создании первого танка советской разработки принимал участие Ижорский завод, а также московский АМО. Эти фабрики занимались поставкой двигателей, а также брони. На Сормовском заводе занимались производством шасси и окончательной сборкой машины. Сборка первого советского танка была завершена зимой 15 декабря 1921 года. В этот день машина была поставлена в регулярные войска армии. После этого были собраны еще 14 машин, которые называли "Русским Рено". Как назывался первый советский танк? Первая машина в своем роде получила прозвище "Борец за свободу тов. Ленин".
Оборудование первого танка
На первом советском танке этой модели была установлена французская пушка. Однако позже был добавлен пулемет, который установили в боковой лист башни с правой стороны. Важно также сказать, что серийное производство данных моделей развернуто не было, на то имелось несколько причин. Эти машины были невыгодны с экономической точки зрения. Кроме материальных затрат, проблемы были с броней корпуса и башни. Эти места пробивались бронебойными снарядами. Проходимость полученного танка, а также его маневренность оставляли желать лучшего. Скорость первого советского танка была очень мала, а расположение пушки было таким, что применять ее было очень неудобно. Кроме того, внутри советской машины было очень душно и жарко, что также препятствовало нормальному функционированию экипажа.
Задачи СССР
15 июля 1929 года было выпущено постановление ЦК ВПК(б) "О состоянии обороны СССР". В задачи, которые ставились перед промышленностью, входила не только модернизация уже имеющихся видов вооружения, но и разработка новых образцов танков, артиллерии и самолетов.
За первую пятилетку было запланировано изготовить 1075 боевых единиц. Это несмотря на то, что первыми советскими танками были лишь трофейные модели, которые насчитывали, 45 моделей "Рикардо", 12 моделей "Тейлор", а также 33 модели "Рено". Изготавливать советские машины должно было Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста. К тому времени это бюро уже представило несколько новых моделей танков. Сюда входила танкетка Т-17, легкий танк, предназначающийся для сопровождения пехоты Т-16, а также более тяжелая модель Т-12. Стоит также добавить, что в довольно короткие сроки была произведена модернизация модели Т-16, после чего танк был переименован в Т-18 или МС-1 - малый сопровождения. В течение 1927-1928 года было запланировано выпустить 23 таких модели, а на следующий год еще 110. Однако выполнить план не удалось. Первые танки МС-1 в количество 30 штук были изготовлены лишь к 1 мая 1929 года.
Описание первых машин советского производства
Как уже упоминалось, название первого советского танка - "Русский Рено". Решение о постройке данной модели было принято на заседании 10 августа 1919 года. Чертежи для этой модели были разработаны при участии советского инженера Калинина, а также французских инженеров Дем и Розье. Двигатель для танка изготавливался на московском АМО, а исходным образцом служил образец со все того же "Рено ФТ". Первые испытания машины "Борца за свободу тов. Ленина" были проведены в 1920 году 31 августа. Полная же серия включала в себя 15 машин, которые были построены и сданы в мае 1921 года. В боевых сражениях эти агрегаты не принимали участия, а в апреле 1930 года и вовсе были сняты с вооружения. Интересный факт об этих моделях - каждая из них имела свое собственное имя.
Второй попыткой изобретения танка стал Т-16, который был изготовлен на основе итальянского "Фиат-3000". В разработке принимали участие несколько инженеров. Их детище прошло свои первые испытания в марте 1927 года. Однако агрегат не имел тех характеристик, которые были запланированы изначально, а потому его испытания были отложены.
МС-1 образца 1927 и 1930 года
Первый советский танк модели МС-1 был готов в мае 1927 года. Получен этот образец был путем устранения недостатков, которыми обладала модель Т-16. Значительными отличиями стали следующие пункты: корпус танк был удлинен, была смонтирована улучшенная модель двигателя, а также улучшена подвеска. Испытания на государственном уровне этот танк проходил в июне того же года, закончились они успешно. Серийное производство моделей МС1 или Т-18 было начато в феврале следующего года на заводе "Большевик". В ноябре 1929 года рота из этих моделей, состоящая из 9 образцов, приняла участие в боевых действиях на КВЖД.
В 1929 году модель МС-1 модернизировали. Установлен был новый двигатель, а также КПП. Кроме этого, было установлено литое ведущее колесо, а также гусеницы с траками литого типа. Также танк получил новую башню, которая имела кормовую нишу, предназначенную для установки орудия ПС-2. В планах было также установить на этот танк радиостанцию. Также стоит добавить, что к тому времени модель этого танка уже не считалась перспективной, однако несмотря на этот факт, он был принят на вооружение РККА.
Тяжелые танки
Основное отличие всех тяжелых танков советского производства состоит в том, что у них имеется рациональное бронирование, мощные орудия, а также хорошая подвижность. Однако имеются и определенные минусы. Скорострельность орудия невысока, точность выстрела и прочность танка также не отличаются высокими показателями. Данные качества первых советских тяжелых танков привели к тому, что экипаж был вынужден вести боя на средней, а еще лучше на ближней дистанции.
Модели тяжелых машин
В конце 30-х гг. прошлого столетия СССР руководствовалось двумя принципами: первый - это постройка легких и маневренных танков, а второй - это конструирование тяжелых моделей с большим количеством башен(от трех до пяти), с большим количеством разнообразного вооружения, установленного на этих башнях.
В том же году бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения, которое выступало в качестве главного конструкторского органа, заключило контракт с руководством Красной армии о создании первого советского тяжелого танка, предназначающийся для прорыва укрепленной обороны противника. Вес этой машины должен был быть 50 тонн, а в качестве главных орудий модель должна была иметь две 76-миллиметровые пушки и пять пулеметов. Номер машины был Т-30. Однако здесь возникли сложно, так как реализовать этот проект на просторах СССР в то время не было возможности. В 1932 году все работы и вовсе были прекращены, поскольку проект танка Т-30 был признан несостоявшимся в качестве его использования как боевой машины.