Слово пришло к нам из японского языка. И оно уже довольно часто встречается в деловых кругах, в мировых и российских новостях. Но что это такое - гемба? В этой статье мы постараемся подробно рассказать.
Что означает слово "гемба"?
Гемба, гэмба или гэнти гэмбуцу - все эти слова определяют одно и то же явление. Часто его называют и инструментом бережливого производства. Слово произошло от японского 現地現物, что означает "товар на местах".
Так что это такое? Гемба - подход, активно применяемый в управленческой японской практике, называемой кайдзен. Так именуется философия (практика), фокусирующаяся на постоянном совершенствовании процессов производства, планирования, управления, вспомогательных бизнес-схем и аспектов человеческой жизни в целом.
Таким образом, чтобы точно понять, что к чему, нужно прийти на гемба - непосредственное место разворачивания рабочего процесса, ознакомиться с фактами и принять на основе этого правильное решение.
Термин стал известен широкой общественности после статей о системе менеджмента качества известной японской корпорации "Тойота". Гемба в кайдзен - решение проблемы сразу на месте ее возникновения. Такой подход в корне отличается от популярного американского, для которого характерна удаленная работа управленца.
От кайдзен к гемба
Разобраться с гемба поможет знакомство с философией кайдзен. Надо сказать, она не является статичной - практика все время дополняется, совершенствуется. Представим несколько ее главных принципов для менеджера:
- Не забывайте о самодисциплине. Контролируйте свое поведение. Уважайте работников, как себя самого.
- Самосовершенствование - это важно. Начните с решения собственных задач и определения сферы своей ответственности.
- Не забывайте информировать каждого работника о деятельности фирмы.
- Всегда фокусируйтесь на клиентах. Ведь они - главная цель вашей работы.
- Суть кайдзен - непрерывные, ежедневные изменения к лучшему.
- Открыто признавайте свои проблемы. Только после их осознания возможно совершенствоваться. Не бойтесь публичных обсуждений проблем.
- Пропагандируйте открытость. Неправильно, если сотрудники ограничивают свое общение определенной группой.
- Создавайте рабочие команды.
- Развивайтесь сами, чтобы ваш опыт стал примером для всей компании.
- Доверяйте определенный круг обязанностей каждому сотруднику, чтобы он смог убедиться в собственной значимости.
- Научитесь планировать. И всегда сравнивайте ожидаемое с результатом.
- Предотвращайте повторение проблем на производстве.
- Стандартизация и качество - то, о чем никогда нельзя забывать.
Отсюда можно выявить пять важных шагов для совершенствования себя и компании:
- Аккуратность.
- Порядок.
- Чистота.
- Стандартизация.
- Самодисциплина.
Правила гемба-менеджмента
Что это такое - гемба? Это 5 основных правил управленца:
- Если возникла проблема, нужно сразу же идти на гемба. То есть к месту рабочего процесса, где она проявилась.
- На гемба первым делом нужно ознакомиться с гэмбуцу - окружающей средой, оборудованием.
- Найти ключевое решение проблемы обязательно нужно на месте ее возникновения (гемба).
- А теперь отыщите причину ненормального положения дел.
- Зафиксируйте в инструкциях, правилах или стандартах способ недопущения повторных проявлений такой проблемы.
Как практиковать гемба?
Разобравшись со словом "гемба", кратко укажем, как возможно практиковать такой подход в современных российских условиях:
- Постоянно наблюдать за процессами производства.
- Проверять должное исполнение данных ранее распоряжений.
- Всегда решать возникшие проблемы прямо на месте, не откладывая, вовлекая в процесс рядовых сотрудников.
- Проводить рабочие встречи у баннеров с производственными показателями предприятия.
- Ввести практику коротких обсуждений непосредственно на производственных пространствах.
Рекомендации по внедрению подхода
Многие руководители, узнав, что это такое - гемба, принимают решение о скором внедрении его на своем предприятии. Существует ряд полезных рекомендаций, которые позволяют пройти этому процессу скоро, гладко и успешно:
- Практиковать гемба нужно постоянно, а не от случая к случаю.
- Необходимо составить "План G" ("План "Гемба"), который поможет сфокусироваться на "больных" точках рабочего процесса.
- Менеджеру нужно не забывать заглядывать в самые неожиданные и отдаленные уголки производства.
- При возникновении проблемы управленец должен как можно быстрее явиться в гемба. И вести менеджера должна заинтересованность в ее решении.
- Руководитель должен проявлять нетерпимость к обнаруженным отклонениям.
- Менеджеру не стоит забывать о неукоснительном соблюдении предписаний техники безопасности.
- Все отклонения нужно фиксировать, а также указывать конкретный срок для их устранения.
- Важная обязанность управленца - проверить, насколько быстро и качественно выполнены его указания.
Что это еще?
Гемба - гора Полонинского хребта Украинских Карпат. Является наивысшей точкой массива под названием Полонина Боржава - 1491 м. Географически находится в его юго-западном продолжении (Закарпатская область).
Это куполообразная, выгнутая полумесяцем гора. На ней расположен один из известных украинских водопадов - Шипит (или Шипот). Также это развитая рекреационная зона - здесь находится второй по значимости в стране (после Драгобрата) горнолыжный курорт с 8 подъемниками для спортсменов. Выделяется самой длинной в Украине трассой - 3,5 км.
Но самое популярное значение слова "гемба" сегодня - один из подходов в японском менеджменте. Краткая его суть - решение проблемы на месте ее возникновения.