Как часто вам доводилось встречаться с подобного рода определением? Оно хорошо знакомо специалистам в области дизайна, архитектуры и ставит в некую растерянность тех, кто сталкивается с этим понятием первый раз. Техническая эстетика - это способ познания мира по законам истинного и прекрасного с помощью промышленных средств. Это соблюдение гармонии и равновесия в творческом архитектурном мире. Пойдем чуть дальше и углубимся в это подробнее.
"Техническая эстетика - это..."
Недаром техническую эстетику иначе называют поэзией архитектуры. Определение технической эстетики находит свое отражение в проектировании, появлении красивых вещей и предметов, культе их практичности и эстетичности, эргономичности и минималистичности. Это теория конструирования и дизайна. Что есть дизайн, как не эстетическое продолжение в сфере промышленной индустрии?Техническая эстетика и дизайн тесно взаимосвязаны.
Данное понятие - это результат множественного анализа различных факторов, на основании которых создаются оптимальные условия для жизнедеятельности человека.
О теории
Определение технической эстетики с научной точки зрения есть ни что иное как дисциплина, которая охватывает не только социально-культурные, технические и эстетические вопросы формирования гармоничных отношений человека с миром и всем, что его окружает. Она также затрагивает экономические и психофизиологические факторы. Учитывает взаимосвязь эргономики и технической эстетики.
Основные принципы и методики
В основе и самой сути технической эстетики лежат принципы и методы художественного построения, конструирования, учитываются сложности, встречающиеся на пути дизайнеров при реализации их творчества.
Здесь преобладает больше материально-тактильный опыт познания мира. Познания посредством ощущений, восприятия, анализа, соприкосновений, наблюдений – все это является решающим катализатором в определении верных задач и установок в технической эстетике. Без них конструктивной и продуктивной работы просто не может быть.
Немного из истории: идея и основы
Сама идея и понятие технической эстетики зародилась еще в 19 веке, задолго до появления дизайна. Понятие эстетически ценных продуктов производства в 1857 году ввел английский художник и теоретик искусства Джон Рескин. Он считал искусство бытовых вещей основополагающим в иерархии искусств. Его призыв регрессивного характера, а именно возврата от машинного производства к ручному, был безусловно утопичным, однако подкрепленным сложившейся уверенностью в уникальности подобной продукции, ее долговечности, качестве и практичности.
Рескин придерживался принципа поклонения природе и боготворил искусство эпохи раннего Возрождения. Он был полон неприятия механизации как таковой и восхвалял готический стиль именно за его принадлежность к природе и естеству с одной стороны, и одновременно за силу и твердость с другой.
Другой немецкий теоретик искусства и архитектор Готфрид Земпер обозначил основы технической эстетики. Он определял назначение вещи по:
- по ее материалу;
- по технологии изготовления;
- по ее функциональности и практичности;
- по идеологическим взглядам данного общества.
«Поэт в технике», Веркбунд и становление идеи
Другой немецкий ученый, эстет и приверженец промышленного дизайна Франц Рело подчеркивал необходимость совместного сотрудничества искусства с техникой. Он выступал за поступательное внедрение в области машиностроения архитектурных стилей.
Бельгийский художник и архитектор Анри Ван де Велде, один из основателей и пропагандистов стиля ар-нуво в своей родной стране, также подчеркивал необходимость союза технической и художественной сторон с неотъемлемым функциональным назначением изделия.
Учредитель производственного союза Веркбунда Герман Мутезиус делал акцент на социально-эстетическом аспекте дизайна. Его сподвижники ставили перед собой целью реорганизацию строительства и художественного ремесла на обновленный и современный лад. Здесь также придавался акцент социальному и эстетическому аспектам дизайна. Его учредители подчеркивали, что качественно сконструированная и практичная одновременно продукция по доступной цене может быть реализована только посредством промышленного производства.
Представитель Дюссельдорфской художественной школы, один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна Петер Беренс также отстаивал принципы практичности и функционализма, как и его предшественники.
Один из основателей и директор "Баухауза", немецкий архитектор Вальтер Гропиус выступал за необходимость технической эстетики, это касается оформления, которая, по его мнению, придает необходимое особое очарование и обрамление продукции.
Уже в начале 20 века в России также зарождается идея гармоничного сосуществования красоты, функциональности и практичности меж техникой и искусством. И постепенно происходит перевоплощение облика идеи из теоретической в практическую.
Общая теория дизайна
В основных разделах технической эстетики можно выделить теорию художественного конструирования и общую теорию дизайна, которая изучает его социальную составляющую, факторы, поспособствовавшие ее возникновению, историю, актуальное положение и дальнейшие перспективы развития, а также взаимосвязь с техникой и искусством, эстетикой и окружающей средой. Под ее опекой лежит контроль формирования такого количества товаров, который бы отвечал точному спросу в предметном мире.
Теория художественного конструирования
По другую сторону эстетики стоит теория художественного конструирования, в которой требования технической эстетики нашли свое выражение в формообразовании и композиции, проектировании, а также определили подручные средства, необходимые художнику-конструктору в его работе.
И уже на основании резюмирования проектно-конструкторской работы вырисовывается методика художественного конструирования, которая дает верное направление потенциальному дизайнеру или архитектору в его работе, служит своего рода шпаргалкой, которая всегда под рукой. Что еще заключает в себе данная методика? Прежде всего она содержит в себе опыт выполненных работ таких же коллег-мастеров, дает подсказки на использованные ими материалы и подручные средства, допущенные ошибки и пути их разрешения, тонкости и ухищрения, а также обеспечивает наглядным представлением результата выбора той или иной техники или методики.
Заключение
Сколько бы подводных камней не таила в себе техническая эстетика, и это в настоящее время, безусловно, понятно, ее необходимо развивать, при необходимости внедрять или поощрять, так как уровень ее развития напрямую влияет на конкурентоспособность не только в отраслях промышленного дизайна и архитектуры, он охватывает практически все уровни промышленности.
И вместе с тем во всем должна быть соблюдена гармония, единство и упорядоченность.