C 1995 по 2004 год в России губернаторов выбирали жители Российской Федерации. С 2004 года по указу действующего тогда президента РФ Владимира Путина губернаторов назначают законодательные (представительные) органы субъектов РФ по предложению президента.
Порядок назначения губернаторов
Кандидаты предлагаются президенту РФ политическими партиями, победившими на региональных выборах, что закреплено в ФЗ № 41 от 5 апреля 2009 года, а порядок процедуры утвержден Указом № 441 Президента РФ от 23 апреля 2009 года.
Постоянно действующий коллегиальный орган партии за 90 дней до окончания полномочий руководителя конкретного региона РФ выдвигает на рассмотрение президенту 3 варианта кандидатур на пост руководителя субъекта. Перед представлением президент и уполномоченный представитель партии от субъекта обсуждают выдвинутые кандидатуры.
Если ни один из вариантов, предложенных партией, не поддержан президентом, то в соответствии с указом глава государства инициирует консультации с партией и региональным законодательным органом, после чего на рассмотрение выносится еще 3 кандидатуры. Консультации могут проводиться до того момента, пока не будет достигнуто согласие по кандидатурам.
В соответствии с указом о назначении губернатора №441 руководителя региона выбирает президент РФ в том случае, если партия не предложила претендента на пост главы субъекта РФ. Выбор делается из перечня кандидатов, выдвинутых полномочным представителем Федерального округа конкретного субъекта.
По правилам, если губернатор лишается должности досрочно, преемник с приставкой "временно исполняющий обязанности" назначается лично президентом России. Эти сменщики обычно получают серьезную поддержку со стороны президента и центральной власти.
Тренд 2017 года
В 2017 году была тенденция на замену губернаторов по регионам России. Порядка 20 губернаторов лишились своего кресла по тем или иным причинам, и на их должности были назначены новые главы регионов, которых называют молодыми технократами. Хотя слово "молодой" подошло далеко не всем: руководителю Красноярского края Уссу Александру полных 63 года.
Это явная тенденция на обновление региональных элит со стороны Кремля. В СМИ даже озвучивались новые методики отбора кандидатов: с помощью тестов, новых критериев успешности и даже прыжков со значительной высоту в воду. Помимо тренда на обновление также был очевиден еще один тренд: ротация полномочных представителей по округам.
Тенденции на 2018 год
По мнению политологов, в 2018 году произойдет еще несколько перестановок, назначений и освобождений от должностей. Новая идея президентского срока после 18 марта 2018 года состоит в обновлении губернаторских позиций (около 80 процентов к 2020 году).
Также за 2018 год пройдут выборы в 16 регионах, девять представителей которых являются временно исполняющими обязанности (врио). Выборы назначены на сентябрь. И существует вероятность того, что в апреле-мае еще могут быть отставки 1-2 представителей регионов с целью подготовки к выборам новых врио.
Кремль преследует не только цель поменять губернаторов - "старых" на "новых", но и ускорить социально-экономический рост с помощью более качественного управления на региональном уровне на основе современного, грамотного и эффективного финансового менеджмента. Особенно это актуально во времена санкций Запада и общей экономической нестабильности.
Прогнозы на 2018 год - новые назначения губернаторов и новые отставки
Среди вероятных кандидатов к отставке в ходе весенне-летнего периода - губернаторы, уход которых прогнозировали еще осенью 2017 года (руководители Алтайского края, Мурманской области и Санкт-Петербурга), на основании доклада о рейтинге устойчивости руководителей субъектов РФ "Госсовет 2.0", разработанным коммуникационным холдингом "Минченко".
В зоне риска находятся также руководители: Владимирской области Светлана Орлова, Липецкой области Олег Королев, Республики Алтай Александра Бердникова, Челябинской области Борис Дубровский, Калмыкии Алексей Орлов и Краснодарского края Вениамин Кондратьев (8 баллов и ниже по рейтингу "Госсовет 2.0" - зона риска; у всех перечисленных руководителей баллы 8 и ниже). В 2017 году из 16 губернаторов, находящихся в зоне риска, под замену пошли 9.
Также на основании рейтинга был сделан вывод, что руководители регионов, прошедшие через выборы губернаторов на региональном уровне путем всенародного голосования, не продемонстрировали не только какого-либо существенного роста, но и устойчивости.
Месяц пристального внимания закончился, и федеральная власть озаботилась своими проблемами и задачами, переместилось внимание на другие регионы, и вновь назначенные губернаторы остались со своими проблемами наедине. Свободный полет без поддержки центральной власти оказался испытанием для многих и, видимо, не все это испытание пройдут. Так, к зоне риска подбираются руководители Кировской области Игорь Васильев и Удмуртии Александр Бречалов.
Что дальше?
Много будет зависеть как раз от результатов тех "молодых технократов", которые были назначены в сентябре 2017 года. Если их результаты будут признаны положительными, от этого будет зависеть дальнейший порядок назначения губернаторов и в целом кадровой политики. Их положительные результаты покажут, что метод подготовки новых и современных политиков и заброс их в регионы работает и, скорее всего, будет практиковаться и дальше. Если результаты будут отрицательные, Кремлю придется прорабатывать и тестировать новую модель подготовки и назначения руководителей регионов.
В целом стоит отметить, что практика назначения губернаторов президентом имеет больше плюсов, чем минусов. Власть таким образом оказывает более действенное участие в управлении регионами и может в обозримом будущем добиться больших результатов.