Психологическая война: понятие, методы, средства и цели

Современные войны ведутся по совсем иным правилам, чем те, которые вели наши предки. Да и разрушений они приносят гораздо больше, так как зачастую начинаются гораздо раньше, чем народ осознает это. В мире, где правят технологии и средства массовой информации, самым приемлемым методом борьбы стала психологическая война. Некоторым обывателям кажется, что это понятие в первую очередь касается стран третьего мира, где царят нищета и беззаконие, и практически никак не соотносится с цивилизованным обществом стран Запада.

Однако подобное утверждение не имеет под собой оснований, ведь все мы подвержены определенным влияниям, которые вполне могут быть частью информационно-психологической операции. Именно таким образом сегодня ведется большинство войн, начинающихся с долгой и тщательной работы спецслужб. Их целью является возникновение массовых беспорядков, свержение правящей элиты, подрыв экономики, что в итоге приводит к реальным военным действиям. Если вам кажется, что все это относится к разряду выдумок, то прочитайте нашу статью. Возможно, после этого такие термины, как «пропаганда» и «психологическая война», станут вам гораздо понятнее.

Объясняем понятие

О психологической войне говорят часто и много. Этот термин нередко употребляется политиками, журналистами и военными. Средства массовой информации даже пытаются запугивать обывателей, применяя его по поводу и без. Так что же такое на самом деле психологическая война? Стоит ли опасаться ее? И как понять, что она уже ведется? На все эти вопросы мы попытаемся ответить в статье, а сейчас давайте обратимся к терминологии.

Обыватели в своей общей массе даже не представляют, что термин может иметь два значения. Они сходны между собой по многим пунктам, но все же имеют и определенные различия в нюансах, существенно меняющих саму формулировку.

управление массами

Итак, психологическая война с точки зрения профессионалов понимается как деятельность определенной направленности, организованная спецслужбами одного государства и направленная на мирное население и военные подразделения другого. Данная деятельность характеризуется как психологическое воздействие, и ее главной целью является достижение поставленных военных и политических задач. Интересно, что понимание профессионализма в такого рода войне имеет весьма размытые рамки. Под них подходят специалисты высокого уровня, соответствующие трем основным параметрам отбора:

  • обладание научными знаниями в требуемой области;
  • наличие специальной подготовки;
  • практический опыт психологической обработки и воздействия на людей.

Начать подобную войну без санкции главы государства невозможно, в странах с твердой законодательной базой данное правило четко соблюдается. Однако в государствах, где имеются проблемы с законодательной властью, психологическая война может быть начата определенными группировками. К примеру, промышленниками либо политическими группами. Они берут под контроль источники информации и начинают действовать всеми способами ради достижения поставленной цели.

Еще древние китайцы отлично владели методами психологического воздействия. Один из философов в шестом веке до нашей эры изложил их в своем трактате. Он выделил двенадцать основных методов, которые должны были однозначно привести к победе. В них входили: дискредитация всех достижений противника в его стране, вовлечение политических лидеров в противоправную деятельность, подрыв престижа правящей элиты, налаживание контактов с преступными элементами, способными на все ради получения денежных средств и так далее.

В более простом, обывательском смысле психологическая война – это некое стихийное явление. Оно выражается в использовании всех механизмов вербального общения одними группами против других, чтобы подчинить их или создать особые условия для своего существования. В подобном виде война существует еще с момента появления человечества. Однако на протяжении долгих веков в процессе ее ведения использовалось в основном непосредственное общение. Влияние оказывалось через слово, жесты, мимику и эмоции. Сегодня методы психологического воздействия более разнообразны. Этому способствует накопленный опыт и специально разработанные технологии управления массами.

воздействие информацией

Нередко мы говорим о психологической войне в ситуациях, не имеющих к ней в реальности абсолютно никакого отношения. В подобных случаях термин приобретает некий житейский смысл. К примеру, его часто используют, когда речь идет об избирательных кампаниях, противостоянии этнических группировок либо переговорном процессе конкурирующих организаций.

Объединив эти два понятия, можно сделать вывод, что совокупность различных методов, форм воздействия и технологий на людей и является психологической войной в широком смысле этого слова. Однако не стоит забывать и о ее целевом назначении. Целью психологической войны всегда являются изменения мировоззрения людей, ценностей, мотивации и других психологических характеристик. Влияние может оказываться на некую группу граждан либо общество в целом, чтобы полностью изменить настрой масс.

Процесс ведения психологической войны в разных странах: особенности

Сегодня практически в любом государстве происходит непрерывный процесс объединения определенных сил ради достижения политических, идеологических или военных целей. Причем на данный процесс накладывают серьезный отпечаток культурные и исторические традиции страны.

В некоторых государствах к психологическому воздействию относятся очень серьезно. Для ведения информационно-психологической войны формируются специальные подразделения. Кадровый отбор в них довольно жесткий: сотрудники проходят обучение по разным программам, овладевают секретными техниками подчинения разума и получают особое оснащение. Подобные части могут действовать практически в любых условиях, при этом направить свои знания по распоряжению свыше они могут как на свой собственный народ, так и на граждан другой страны. Чаще всего эти подразделения входят в структуру вооруженных сил. Подобные части существовали в Советском Союзе, а сегодня они присутствуют в США и КНР, к примеру.

виды воздействия

Другие страны выбирают иной путь ведения психологических войн. Они также создают специальные структуры, но находят им активное применение в обычной жизни. По распоряжению руководства они выполняют задания в целях национальной безопасности. В их руках оказываются эффективные агитационные материалы, благодаря которым и решаются поставленные пропагандистские и идеологические задачи. Такая практика широко применяется в странах Европы (Великобритания, Франция и так далее).

В ряде государств пси-фактор используется повсеместно. Каждый источник средств массовой информации, независимо от его принадлежности – государственный или коммерческий, возглавляется квалифицированным специалистом, который владеет пропагандистскими методиками и успешно внедряет их в свою деятельность. Подобный подход характерен для Индонезии и Филиппин, к примеру. То есть можно сказать, что современные войны ведутся бесконечно и в первую очередь являются именно психологическими.

Обратимся к истории: несколько фактов

Трудно в полной мере осознать возможные масштабы и разрушения от психологической войны, если не обратиться к истории. Насколько это опасно? Еще с самых древних времен военная пропаганда считалась лучшим способом деморализовать противника. Этим искусством в совершенстве владели все великие полководцы. Известно, что еще Чингисхан перед тем как отправиться в очередной поход, распространял слухи о новом мощном оружии, против которого невозможно устоять. Таким же образом поступал Ганнибал и персидский царь Ксеркс.

Примечательно, что не всегда агитационный материал подбирается верно, и ошибка вполне может стоить победы. Самой яркой иллюстрацией этого утверждения является война Испании и Англии в шестнадцатом веке. Испанцы, планирующие победить противника на море, для дискредитации королевской семьи распространили листовку, где опорочили честь королевы. По их планам возмущенный народ должен был восстать против своего правительства, что ускорило бы победу испанцев. Однако англичане настолько любили свою королеву, что были глубоко возмущены клеветой в ее адрес. В итоге на защиту страны встали даже те, кто находился в оппозиции к королевской семье. Испания потерпела в этой войне позорное поражение.

Как видите, ведение психологической войны – это непростое дело. Оно требует большой изощренности и практических навыков. Сегодня этим вопросом очень активно занимаются спецслужбы разных стран, совершенствуя свою методологическую базу.

Методология

Теория и практика обработки массового сознания в психологической войне обязательно изучается специалистами особых подразделений. Процесс управления людьми и изменения их сознания уже поднялся до уровня науки, а потому имеет и свои методы. В классическом варианте их четыре:

  • психологические средства;
  • военные средства;
  • система санкций;
  • политические средства.

О каждом методе мы расскажем чуть подробнее.

Воздействие психологическими средствами

Если мы говорим об оказываемом влиянии на массы внутри страны правительством, то оно может осуществляться за счет СМИ. Они пропагандируют патриотизм, создают положительный облик правительства, формируют приоритеты, угодные государству. Параллельно возможно психологическое воздействие на тот же народ силами противника. Он стремится внедрить противоположные идеи, сформировать упаднические настроения в массах, создать впечатление о провальных экономических и политических мерах, принимаемых правительством. В итоге это приводит к определенной степени моральной усталости. Народ начинает путаться в мотивах, а уровень боевого духа снижается. Подобная методика эффективна накануне какого-либо вооруженного конфликта.

Военные средства

Данный метод активно используют сегодня США. В их практике считается нормой показывать противнику свою боевую мощь, чтобы деморализовать его и получить желаемое. К примеру, правительство может направить к берегам другого государства флотилию военных кораблей или разместить на границе ракеты. Когда-то военные средства с целью психологического воздействия использовал и Советский Союз. В качестве примера можно привести Карибский кризис, вызванный размещением ядерных боеголовок на Кубе в предельной близости к США.

Машина санкций

Экономика каждого государства тесно взаимосвязана с другими странами. Поэтому подорвать силы потенциального противника можно последовательным введением экономических и торговых санкций. Очень эффективен этот метод относительно стран так называемого третьего мира. В них сразу же снижается уровень и качество жизни, повышается смертность и процент заболеваемости, появляются проблемы с продовольствием и бытовые трудности. Естественно, что в массах это порождает недовольство, выливающееся в уличные демонстрации и призывы к свержению власти.

Политические методы воздействия

Данная методика считается одной из самых сложных, так как требует серьезной подготовки и виртуозности исполнения, достигаемой опытом. Форм подобного воздействия довольно много. К примеру, подготовленный демарш оппозиционных правительству либо запрещенных организаций. Он может спровоцировать серьезное противостояние политических течений и групп между собой.

Виды воздействия

Психологическая война подразумевает широкое использование разных видов воздействия. Конечно, ни одна из спецслужб страны не раскроет своих секретов, но все же среди специалистов существует некое единство в классификации данных видов:

  • информационно-психологическое;
  • психогенное;
  • психоаналитическое;
  • нейро-лингвистическое;
  • психотронное;
  • психотропное.

Перечисленные нами виды психологического воздействия имеют свои особенности и предназначены для выполнения определенных задач.

Информационно-психологическое воздействие на сознание индивида

Данный вариант используется повсеместно, ведь само воздействие происходит посредством обычных слов и информации, а значит, может применяться для всех слоев населения.

Цели и задачи этого вида воздействия ставятся максимально широко. У людей должны сформироваться отличные от имеющихся политические взгляды, измениться идеология, появиться новые убеждения, способные вызвать бурные эмоции. Благодаря этому психика масс становится мобильна, и обычные эмоции по необходимости можно трансформировать в определенные реакции.

внедрение информации

В самом простом исполнении информационно-психологическое воздействие выглядит как листовка. Она является тем механизмом, который призван поколебать уверенность и спокойствие противника, вызвав в нем очень сильную эмоциональную реакцию положительного или отрицательного характера. Таким образом можно поднять патриотический дух либо, наоборот, вызвать панику у мирного населения или в военных рядах.

Психогенное воздействие

Чтобы применить данный вид, требуется хорошее оснащение, подготовка, научные знания и практика. Произвести подобное воздействие можно двумя способами:

  • Посредством реального физического воздействия на мозг того или иного человека. В результате происходят нарушения в функционировании нервной системы, что меняет и психическую деятельность. Добиться нужного результата можно, травмировав индивидуума. К примеру, черепно-мозговая травма надолго выбивает человека из строя, а во многих случаях становится причиной инвалидности. Но когда мы говорим о воздействии в рамках ведения психологической войны, то такой подход неэффективен, так как рассчитан на выведение из строя конкретных людей. Поэтому специалисты используют воздействие на массы звуком, светом, определенным цветовым сочетанием или сменами температурного режима. В итоге физиологические реакции полностью меняют психическую деятельность и эмоциональную окраску как у одного человека, так и у большого количества людей.
  • Посредством шока. Нередко картины смерти и разрушений вводят даже подготовленного человека в ступор. Он может потеряться в пространстве и впасть в панику, в дальнейшем ему понадобится специализированная помощь, чтобы вернуться к реальности и вести нормальный образ жизни, принимая рациональные решения.

Одним из самых эффективных способов психогенного воздействия, применяемого спецслужбами, очень часто является цвет. Доказано, что правильно подобранная цветовая гамма на листовках, к примеру, способна привести к нужному психоэмоциональному состоянию независимо от своей информативной составляющей. Главное в этом вопросе – это учитывать тип нервной системы человека и культурные традиции этноса. Ведь у разных народов один и тот же цвет может вызывать абсолютно противоположные реакции. Возьмем белый цвет. У западных народов он ассоциируется с нежностью и чистотой, а вот у японцев и некоторых других азиатских народов он символизирует смерть. Поэтому специалисты при подготовке психологической войны и психогенного воздействия стараются изнутри изучить все культурные особенности и традиции противника.

Психоаналитическое воздействие

Специалисты, которые могут влиять на подсознание человека и вкладывать в него определенные установки, существуют у каждых спецслужб мира. Они работают разными способами, но всегда добиваются хороших результатов. Чаще всего в процессе воздействия используются гипноз, внушение в фазе глубокого сна, а также техники, позволяющие вкладывать нужную информацию в сознание бодрствующих людей. Особым мастерством считается умение подавить психологическое сопротивление масс и воздействовать на них, корректируя поведение в соответствии с заложенной программой.

роль средств массовой информации

Пусковым механизмом коррекции могут служить слова, образы, картинки, звуки и даже ароматы. Опытный специалист может заложить в подсознание практически любую информацию либо стиль поведения и в нужный момент активировать их.

Нейролингвистическое воздействие

В народе этот способ известен как нейролингвистическое программирование и представляет собой внедрение в сознание индивида определенных программ. Это довольно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Выстраивается он на внутренних противоречиях человека, которые вызывают в нем дискомфорт. И здесь пси-фактор играет очень важное значение. Специалист в области нейролингвистического программирования выявляет эти противоречия, затем буквально вытаскивает их из подсознания и закрепляет весь спектр неприятных ощущений, вызванных внутренним конфликтом. На фоне ослабления защитных функций организма он очень легко внедряет новые поведенческие программы. В результате человек полностью меняет отношение к жизни, свои убеждения, иначе расставляет приоритеты и в целом становится другим.

Интересно, что в процессе данного воздействия личность практически самостоятельно ставит себе новые программы, но делает это под контролем специалиста, что существенно снижает возможность их отторжения сознанием.

Психотронное воздействие

Чаще всего оно осуществляется на массы, так как сам способ программирования изначально рассчитан на большие скопления людей. Психотронное воздействие подразумевает получение результата посредством передачи информации на не осознаваемом уровне.

методы психологической войны

В данную категорию можно включить работу экстрасенсов, пресловутый «25 кадр» и биолокационные установки, к примеру. Все эти способы имеют один механизм действия – они дают возможность организму получить информацию, не пропуская ее через сознание. Таким образом она попадает прямиком в мозг и воздействует на нервные окончания.

Сегодня создание психотронного оружия является приоритетным направлением в работе секретных научных лабораторий каждого государства. Считается, что его создание мгновенно изменит расстановку сил в мире и приведет к третьей мировой войне.

Психотропное воздействие

Оно оказывается различными медикаментами, химическими либо биологическими веществами. Причем они могут иметь как естественное происхождение, так и синтезироваться в лабораториях. К примеру, хорошо известен в узких кругах препарат «Би-зет». Он способен за несколько секунд превратить организованную группу людей в неуправляемую толпу, способную на любые преступления.

Некоторые специалисты синтезируют и объединяют между собой различные запахи, которые способны воздействовать на людей определенным образом. К примеру, один из вариантов такого действия успешно применяют маркетологи в торговых центрах: запах свежей выпечки провоцирует желание зайти в кафе и пообедать, а аромат цитрусовых поднимает настроение и способствует большим денежным тратам. Этот же принцип используется и для того, чтобы вызвать чувство отвращения у целого батальона солдат либо приступы рвоты.

нейролингвистическое программирование

Биологические вещества тоже способны снизить боевой дух противника. На их основе создаются смеси, способные, например, растворить дорожное покрытие либо уничтожить железные конструкции строений и мостов.

В заключение хочется сказать о том, что до сих пор ни одному правительству мира не известно, как противостоять психологическому воздействию. Спецслужбы одновременно работают над созданием новых технологий для деморализации противника и защиты своего населения. Однако даже сотрудники сверхсекретных лабораторий не могут быть уверены в том, что в развернутой психологической войне будут победитель и проигравший.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Спасибо, всё конкретно изложено.
Копировать ссылку
0
Автор пишет: ни одному правительству неизвестно, как противостоять психолог. воздействию. Такой метод есть. Гипноз, экстрасенсорика и пр. действуют только при наличии у человека подсознания. Чтобы противостоять этим методам, надо избавиться от подсознания.
Все так привыкли к наличию подсознания, что считают его чем-то необходимым в природе человека, как наличие сознания, чувств, памяти и пр. Но это не так. Подсознание это наши забытые страсти, страхи и пр., которые надо вычистить из сердца.
Копировать ссылку
К этому надо добавить особую роль молитвы. Известны случаи, что на допросах в НКВД использовали гипноз, чтобы заставить человека подписать признания в несовершенных ими преступлениях. И люди, которые читали про себя молитву, не поддавались на это. Только молитва должна быть не рассеянной, а сосредоточенной, - ее надо произносить умом, но в сердце. Эти практики молитвы подробно написаны в Добротолюбии, например у монаха Иоанна.
То есть свое сердце надо защищать от непрошенных гостей.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.