В настоящее время существует множество различных вариантов танцев, о которых многие даже и не слышали. Но какими были их предшественники и где река взяла свое начало? Сможете ли вы продолжить фразу: "Сарабанда - это..."?
Как все начиналось?
Сарабанда - это танец, который появился в Испании в XVI веке. Несмотря на то, что относят его к испанскому достоянию, он имеет глубокие корни из прошлого: это и арабско-романские нотки (Андалусия XI век), и эхо латиноамериканского фольклора.
Само происхождение слова не установлено до сих пор, но существует ряд предположений:
- с еврейского zara означает - "кружить";
- с испанского sacra banda переводится - "священный обряд".
Существует и более безумная теория, которая гласит: название произошло от имени дьяволицы - Zarabanda, явившейся в Севилье. Данное событие относят к XII веку. Позднее даже один испанский писатель упомянул сарабанду, как "звуки дьявола".
Танец имел две стороны:
- Религиозно-торжественное шествие.
- Задорная пляска, подкрепленная поддержкой барабана и кастаньет.
В саму Испанию сарабанду первоначально ввели, как "танец урожая".
Две стороны
Почему же сарабанда - это такой неоднозначный танец?
В 1560-е из церковного праздничного хода она переродилась в спокойную хореографию. Ее смысл заключался в движении пар вперед и назад, а затем в прохождении между двумя рядами других участников. Церковь одобрила нововведение, но спустя 20 лет низы создали сарабанду другого типа.
В глазах простолюдинов танец носил характер страсти, дикости и огня. Его исполняли под песни, считавшиеся на то время очень неприличными. Гибкие позы и резкие движения, аккомпанемент кастаньет и притоптывание под него ногой - вся эта порочность сильно возмущала церковь. Впоследствии за исполнение "пляски бесов" стали применять жестокие наказания: девушкам грозило изгнание, мужчинам - множественные удары плетью.
В 30-е годы танец запретили на уровне Кастильского совета.
Дальнейшее развитие
Несмотря на принятые меры, сарабанда продолжает жить и в XVII веке приобретает новый образ. Она становится частью придворного танца и уже отличается от себя предыдущей: ее величавый и торжественный характер приходится по вкусу высшим слоям общества.
Сарабанда выходит за границы своей страны и распространяется по всей Европе:
- в Испании представляет собой танец влюбленной пары и носит спокойный ритм;
- в Англии, наоборот, - шустрый тип движений;
- Германия же смогла взять под крыло оба вида сарабанды.
В Париже ее дебют состоялся в медленном темпе на балу Людовика XIV, организованном в честь женитьбы герцога Бурбонского.
Но конечный итог сарабанды - это часть важных погребений при отдавании почестей мертвым.
Печать
Первый письменный вид танец приобрел в 1606 году. Немецкий музыкальный теоретик Михаэль Преториус в 1612 году публикует сборник инструментальных пьес под названием "Терпсихора", в котором содержится достаточно большое количество нот сарабанд.
Заслуга Генделя
Яркий пример сарабанды можно найти в сочинении Генделя - сюите № 7 соль-минор.
Произведение было написано для клавира в 1720 году. Всего цикл содержит 6 пьес, и танец идет под 4-м номером.
Сюита - музыкальное сочинение, состоящее из контрастных частей, объединенных единым смыслом. Она в обязательном порядке включает в себя 4 номера:
- Аллеманду - трехдольный танец немецкого происхождения, прародитель вальса.
- Куранту - родом из Франции трехдольного размера.
- Сарабанду.
- Жигу - вышла из Англии и отличалась подвижным и озорным характером.
Помимо выше перечисленных танцев, в нее могут входить менуэты, пассакальи и другие номера.
Сарабанда в 7-й сюите наполнена светлой величественной грустью и хорошо контрастирует с другими частями.
Гендель не ограничивается одним сочинением, и вторым ярким примером является его произведение для клавесина в тональности ре-минор. В нем также присутствует сарабанда, которая получила большую известность после выхода фильма "Барри Линдон" режиссера Стенли Кубрика. Кинематографист использовал ее не в клавесином, а оркестровом виде, что поспособствовало популярности сочинения.
Наряду с Генделем сарабанду писали и всемирно известный Бах, и композитор-скрипач Вивальди, и отечественное достояние - Стравинский, а также Морис Равель - музыкальный реформатор XX века.
Настоящее время
Старинные танцы по сей день являются желанными для ценителей классической культуры. Их играют в любом составе: оркестровом, ансамблевом и сольном. Также имеется широкий спектр выбора инструментов: струнные, духовые и, конечно же, клавишные.
Написанные ранее сюиты чаще всего исполнялись на клавесинах, но со временем круг вариантов расширился и придворные танцы стали воспроизводиться (в частности, сарабанда) на фортепиано, приобретая новые музыкальные краски.