Считается, что первые военные мотоциклы были созданы в 1898 году Фредериком Симсом. Машина оснащалась четырьмя колесами, рамой велосипедного типа, седлом, силовым агрегатом мощностью 1,5 лошадиных силы. Motor Scout, а именно такое наименование получила техника, в качестве вооружения оборудовался пулеметом «Максим», бронированным щитком для защиты верхней части туловища водителя-стрелка. Аппарат был в состоянии транспортировать почти 0,5 тонны снаряжения, боеприпасов и прочего груза. Одной заправки хватало примерно на 120 миль пути. Указанная версия не получила серьезного распространения в армии.
Развитие военного мотостроения
Уже к началу Первой мировой военные мотоциклы прочно обосновались в армейских подразделениях, эксплуатировались всеми прогрессивными государствами. Машины призваны были заменить лошадей, поэтому первыми начали использовать рассматриваемые аппараты солдаты-курьеры.
Первые действующие экземпляры появились в армейских частях Германии. В отличие от «прародителя», они представляли собой модернизированные гражданские аналоги, усиленные пулеметами. Подобные передвижные точки, несмотря на тонкую броню, успешно применялись в различных операциях на фронтах Первой мировой войны.
Послевоенная активизация
В 1928 году был презентован французский военный мотоцикл Mercier. Оригинальности этому творению добавляла переднее гусеничное колесо. Через 10 лет инженером Леэтром был создан модернизированный аналог указанной машины, получивший название Tractorcycle, полностью оснащенный гусеничным ходом.
Предполагалось, что отличная проходимость и легкая броня должна была обеспечить модели признание и успех в армейской сфере. Однако байк обладал рядом существенных недостатков:
- Большой массой (свыше 400 кг).
- Низким параметром скорости (до 30 км/ч).
- Плохой управляемостью.
- Неустойчивостью на дорогах.
Несмотря на то, что вскоре конструкторы дополнили конструкцию боковыми колесами, армия так и не заинтересовалась указанной разработкой.
Другие оригинальные модели
Оригинальную модель военного мотоцикла разработали в Италии. Компания Guzzi представила трицикл с пулеметом и бронированным щитком. Особенностью этой модификации стало «мертвое» размещения пулемета, направленного назад.
Бельгийские конструкторы также пытались создать нечто уникальное в этом плане. В 1935 году фирма FN презентовала упрощенную модель М-86. По сравнению с остальными европейскими аналогами того времени, машина получила ряд преимуществ:
- Форсированный мотор объемом 600 «кубов».
- Усиленную раму.
- Бронированные фронтальные и боковые листы.
- Возможность транспортирования бронированной коляски с пулеметом «Браунинга».
За время серийного выпуска было выпущено свыше 100 подобных экземпляров, эксплуатируемых армиями Румынии, Бразилии, Китая и Венесуэлы.
Немецкие военные мотоциклы
Лидер немецкой автомобильной промышленности «БМВ» сначала не представил особых инноваций, монтируя на имеющиеся аппараты оппозитный мотор М2-15В. Первая совершенно новая серийная модификация от немецких инженеров была представлена в 1924 году.
Уже в начале 30-х годов баварский концерн занялся обновлением специализированного военного мотоцикла БМВ-R35. Модель получила телескопическую переднюю вилку, усиленный силовой агрегат на 400 «кубиков», карданную передачу, отличающуюся большим показателем надежности от цепного варианта. Среди недостатков отмечают «старые» грехи, выражающиеся в жесткой задней подвеске и хрупкости рамы при нагрузках. Тем не менее, машина использовалась в моторизованных подразделениях, полиции, медсанбатах. Выпуск аппарата продолжался до 1940 года.
Одновременно с версией R35 компания «БМВ» изготавливала модификацию R12. По сути, эта машина являлась усовершенствованным вариантом серии R32. Техника оборудовалась 745-сильным мотором, вилкой-телескопом с гидравлическими амортизаторами. В конструкции рассматриваемой вариации был удален один карбюратор, что снизило мощность R-12 до 18 «лошадок». Указанная модификация приобрела свою популярность благодаря хорошим параметрам и низкой цене, став самым массовым представителем своего класса в армии Германии. С 1924 по 1935 год было произведено свыше 36 тысяч экземпляров как в одиночном исполнении, так и с коляской.
Из всех производителей немецких военных мотоциклов основным конкурентом BMW стала компания Zundapp, которая ориентировалась на государственные заказы. Серийные модели: К500, K600 и К800. Последний вариант с люлькой пользовался особой популярностью, оснащался четырьмя цилиндрами. Такая особенность наряду со всеми плюсами, имела свой недостаток в виде частого замасливания свечей, так как не все узлы прогревались равномерно.
Военные мотоциклы СССР
После окончания Первой мировой войны в России собственного мотопроизводства в военном направлении практически не было. Такая ситуация длилась до 30-х годов прошлого столетия. Техническое оснащение армии требовало модернизации, в связи с чем начались разработки первого отечественного мотоцикла, способного с достоинством переносить все тяготы русского климата.
Первыми армейскими вариантами стали модификации ХМЗ-350 и Л-300. Первый аппарат стал практически точной копией «Харлей Дэвидсон», значительно уступая американскому аналогу в качестве. Впоследствии от него решено было отказаться. На смену пришла версия ТИЗ-АМ600, выпускаемая с 1931 года. Собственная разработка включала в себя британские и американские черты, однако особых достижений не проявила.
В 1938 году советское конструкторское бюро презентовало несколько военных моделей: Л-8, а также два ИЖа, под индексами 8 и 9. Что касается первого экземпляра, он выпускался на различных заводах страны, которые вносили собственные доработки, что привело к потере унификации запчастей.
CZ 500 «Турист»
Данный байк чехословацкого производства впервые сошел с конвейера в 1938 году. Серийный выпуск не прекращался до 1941 г. Мотоцикл предназначался не только для военных нужд, но и эксплуатировался гражданским населением. На свет появилось всего шестьсот образцов машины. Модернизированную версию этого «железного коня» выпустили специально для гвардии Папы Римского. Техника окрашивалась в черный колер, что отлично сочетается с хромированными деталями аппарата.
Harley-Davidson WLA
Этот армейский мотоцикл стал одним из самых распространенных модификаций по всему миру. Он оснащался кобурам на вилке, раскрашивался в оливковый цвет. Всего было выпущено более 100 тысяч экземпляров. Именно эта версия после войны стала самой популярной в качестве переделок на чопперы и каста-байки. В СССР модель поступала по ленд-лизу.
Welbike
Британский "Вэлбайк" больше похож на мини-велосипед с моторчиком. Он обладал складной конструкцией, позволяющей транспортировать его при переброске военных отрядов по воздуху. В дальнейшем он собирался и служил для ускорения доставки личного состава до места назначения, однако не получил особого практического применения.
Период Второй мировой войны
Первыми и единственными в своем роде стали два немецких военных мотоцикла с коляской: BMW R75 и Zundapp KS750. Они специально конструировались с учетом передвижения по бездорожью. Оборудованные специально для этой цели приводы колес и специальная скорость, позволили зарекомендовать эти машины исключительно с положительной стороны.
По причине высокой цены рассматриваемые модели сначала поставлялись в парашютно-десантные подразделения и африканский корпус, позже – в войска СС. В 42-м было принято решение о производстве усовершенствованного Zundapp KS-750 с коляской BMW 286/1 (военного мотоцикла с хранением в стратегическом запасе). Он так и не вышел в серию. Производство запланировали на период после выполнения заказа на 40 тысяч экземпляров R-75 и KS-750, которых вышло всего 17 000.
Kettenkrad
С 1940 по 1945 гг. эта полугусеничная модификация использовалась для транспортировки орудий легкого типа, выступая в качестве тягача. В движение технику приводил двигатель «Опель», объемом 1,5 литра. Всего было изготовлено чуть более 8,7 тысячи экземпляров, ориентированных преимущественно на Восточный фронт.
Гусеницы неплохо справлялись с отечественным бездорожьем. Среди минусов – высокий процент переворачивания на резких поворотах, при этом система посадки усложняла быстрое ее оставление водителем. Кроме того, на этом транспорте невозможно было перемещаться на возвышенных местах в диагональном направлении.
М-72
Военные мотоциклы России того периода начались создаваться на базе БМВ. Тяжелая техника с коляской применялась в СССР с 1945 года. Выпуск машины осуществлялся в пяти городах страны. До 1960 г. Именно эта модификация стала прототипом для будущего аналога под маркой «Урал».
Изначально рассматриваемые аппараты были ориентированы строго на нужды армии. База оснащалась креплением для монтажа мощного стрелкового оружия. Байк по праву стал самым популярным боевым «железным конем». Его изображение имеется даже на одной из почтовых марок. Всего было выпущено более 8,5 тысяч экземпляров данной техники. Лишь в середине 50-х военный мотоцикл «Урал» с консервации поступил в свободную продажу для населения.
Vespa150 TAP
Эти боевые мотороллеры создавались во Франции для своей армии. Массовый выпуск техники указанного типа начался в 1956 году, оснащался мощной пушкой калибром 75 мм. Подобное вооружение не способствовало широкому применению байка в рядах вооруженных сил. При этом мотор со скромным рабочим объемом 145 «кубиков» не мог обеспечить должный показатель скорости и мобильности. Мотороллер развивал скромную скорость до 65 км/ч. Стоит отметить, что разработчики планировали в паре использовать еще один подобный аналог для транспортировки снарядов.
К-750
Военный мотоцикл «Днепр» этой серии стал усовершенствованной версией М-72 и выпускался в Киеве с 1958 года. Машина оснащалась «движком» объемом 750 «кубов», как и остальные аналоги этой серии от других производителей.
Особенности и характеристики:
- Мощность мотора – 26 л. с.
- Улучшенный показатель комфортабельности и надежности.
- Ходовая часть сделана с амортизаторами с гидравликой.
- Коляска оснащалась резиновыми рессорами и специальной подвеской.
- Повышенная проходимость военного мотоцикла «К-750» обеспечивалась усовершенствованным механизмом привода на колесо люльки.
- При повышении мощности двигателя, потребление горючего сократилось почти на один литр.
Новинка конца прошлого столетия
Для усиления мотострелковых возможностей армии, в середине 90-х был разработан военный мотоцикл «Урал» серии ИМЗ-8.107 с приводом бокового колеса коляски, обеспечивающего повышенную проходимость техники. Основное предназначение машины – эксплуатация в составе патрульных, мобильных разведывательных групп, для транспортировки систем связи и в качестве многоцелевой машины.
Меньшие габариты и увеличенная маневренность, по сравнению с любым армейским автомобилем, делают его оптимальным средством для ведения боевых действий в условиях города. Экипаж состоит из двух или трех человек, масса дополнительного снаряжения составляет от 25 до 100 кг.
В качестве основного орудия применяется крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм. Он дает возможность поражать низколетящие воздушные мишени и наземные цели с легкой броней. Кроме того, вооружение позволяет вести бой с живой силой противника на дистанции до двух тысяч метров. Обзорность обуславливает возможность стрельбы из личного оружия экипажа, находящегося под прикрытием индивидуальной бронезащиты.
Особенности «Урала»
Высокая динамика военного мотоцикла, фото которого приведено выше, проходимость и маневренность обеспечивает мощный «движок», трансмиссия и ходовая часть. Байк имеет укороченную до 1,5 метров базу, большие 19-дюймовые колеса с вездеходным узором протектора.
Конструкция и компоновка рабочих элементов сделана по автомобильному принципу:
- Система смазки мотора.
- КПП в отдельном блоке.
- Карданный трансмиссионный вал.
Указанные особенности гарантируют высокий показатель надежности и ремонтопригодности. Рабочий ресурс увеличивается при соблюдении применения подходящих моторных и трансмиссионных масел автомобильного типа.
Боевой мотоцикл «Урал» с прицепом имеет особо важный для выполнения боевых заданий параметр – возможность преодоления препятствий, которые неподвластны большинству автомобилей. С поднятой коляской техника может двигаться по одной колее, сохраняя равновесие. Это позволяет миновать глубокие ямы и препятствия высотой до 70 сантиметров. Вес мотоцикла составляет 315 килограмм, что дает возможность перекантовать агрегат силами экипажа через упавшее дерево или заградительную конструкцию. Скорость до 100 км/ч обеспечивает высокий запас времени для совершения маневра, при этом эксплуатация рассматриваемого байка возможна в различных климатических поясах (от – 40 до + 50 градусов).
Характеристики ИМЗ-8.107
Ниже приведены основные ТТХ военного мотоцикла «Урал»:
- Тип мотора – атмосферный четырехтактный бензиновый двигатель.
- Показатель мощности – 23,5 кВт.
- Формула колесная – 3*2.
- Коробка передач – 4 режима с включением заднего хода.
- Рама – сварного трубчатого типа.
- Передняя/задняя подвеска – рычаги/маятники с пружинными гидроамортизаторами.
- Напряжение в бортовой сети – 2 В.
- Скорость перемещения максимальная – 105 км/ч.
- Запас хода на одной заправке – 240 км.
- Длина/ширина/высота – 2,56/1,7/1,1 м.
- Вес сухой – 315 кг.
- Возможность использования вооружение – пулемет 12,7 или 7,6 мм, ПТРК, АГС, РПГ.
- Дополнительное оснащение – емкость для топлива, фара-искатель, набор шанцевого инструмента.
Harley-Davidson
Также популярностью в последние годы пользуется армейский мотоцикл «Харлей Дэвидсон» с двухтактным одноцилиндровым мотором «Ротакс» объемом 350 «кубов». Указанная модификация распространена в различных странах мира, эксплуатируется как транспорт для разведки или сопровождения. Среди недостатков данной модели – использование горючего J-8, которое по составу больше напоминает смесь солярки и авиационного керосина. Это делает его непригодным для эксплуатации на бензиновых моторах. Имеются исключения, например модель HDT M103M1. Средняя скорость аппарата составляет 55 миль в час.
Kawasaki/Hayes M1030
Еще одна дизельно-керосиновая модификация армейского мотоцикла. Машина относится к одним из самых утилитарных вариаций. Для американской армии его специально переработала компания Hayes Diversified Technologies. До 650-кубовой версии использовался предшественник под индексом KLR-250.