Мэри Паркер Фоллетт: фото, биография, годы жизни, вклад в менеджмент

Мэри Паркер Фоллет – американский социальный работник, социолог, консультант и автор книг о демократии, человеческих отношениях и менеджменте. Занималась теорией управления и политологией и первой использовала такие выражения, как «разрешение конфликтов», «задачи лидера», «права и полномочия». Первой начала открывать местные центры для проведения культурных и общественных мероприятий.

Мэри Паркер Фоллет (фото приведено далее в статье) считала, что групповая организация не только идет на пользу общества в целом, но и помогает людям улучшить свою жизнь. По ее мнению, представители разных культурных и социальных слоев, встречаясь лицом к лицу, начинают узнавать друг друга. Таким образом, этническое и социокультурное разнообразие является ключевым элементом развития местной общины и демократии. Усилия Фоллет привели к существенному прогрессу в понимании человеческих отношений и того, как люди должны сотрудничать для создания мирного и процветающего общества.

Ранняя биография

Мэри Паркер Фоллет родилась 03.09.1868 в Куинси, штат Массачусетс, в богатой семье квакеров. Там же она провела свое детство и юность. Получив образование в Академии Тайера, она почти все свое свободное время отдавала семье – Мэри Паркер Фоллет заботилась о матери-инвалиде. Затем она год (1890-1891) училась в Ньюнхэм-колледже Кембриджского университета (позднее Колледж Рэдклиффа). В 1892 г. вступила в Общество учащихся женщин. Учебу закончила с отличием в 1898 году. Несколько лет Фоллет преподавала в частной бостонской школе и в 1896 г. опубликовала свой первый труд «Спикер Палаты представителей» (ее диссертацию в Рэдклиффе, написанную при содействии историка Альберта Бушнела Харта), который имела большой успех.

Визионер менеджмента Мэри Паркер Фоллет

Трудовая деятельность

С 1900 по 1908 годы Фоллет являлась социальным работником в бостонском районе Роксбери. В 1900 г. она организовала там дискуссионный клуб, а в 1902 г. – социальный и образовательный молодежный центр. Благодаря этой работе она осознала необходимость в местах, где люди бы могли собираться и общаться, и начала бороться за открытие общинных центров. В 1908 году она была избрана председателем Комитета женской муниципальной лиги по расширенному использованию школьных зданий. В 1911 г. комитет открыл свой первый экспериментальный социальный центр в средней школе восточного Бостона. Успех проекта привел к открытию в городе множества подобных учреждений.

До того как стать вице-президентом Ассоциации Национального общинного центра в 1917 году, Фоллет являлась членом Совета по минимальной заработной плате штата Массачусетс. Взаимодействие с вечерними школами и руководителями предприятий повысило ее заинтересованность в промышленном администрировании и управлении. Она также стала участвовать в движении за социальные реформы, учрежденном Федеральным советом церквей в Америке.

Творчество

Параллельно с политической деятельностью Фоллет продолжала писать. В 1918 г. она опубликовала книгу «Новое государство», предисловие к пересмотренному изданию 1924 года написал британский государственный деятель Виконт Холдейн. В том же году было опубликовано ее новое произведение «Творческий опыт», посвященное взаимодействию между людьми в групповом процессе. Фоллет успешно применяла многие свои идеи в клубах «Сетлемент», в которых воспитывались беспризорные дети.

Упаковка семян в 1918 г.

Переезд в Великобританию

В течение 30 лет Фоллет жила в Бостоне вместе с Изабель Бриггс. В 1926 г. после смерти последней она переехала в Англию, чтобы там жить и работать, а также учиться в Оксфорде. В 1928 г. она консультировала Лигу Наций и Международную организацию труда в Женеве. Она жила в Лондоне с 1929 г. с Катариной Ферс, работавшей в Красном Кресте и основавшей добровольческие медицинские отряды для обслуживания военного персонала Великобритании и других стран Британской империи.

В свои более поздние годы Мэри Паркер Фоллет стала популярным писателем книг по менеджменту и преподавателем в деловом мире. В 1933 г. она начала преподавать в Лондонской школе экономики. После серии лекций в отделении делового администрирования она заболела, а в октябре вернулась в Бостон.

Мэри Паркер Фоллет умерла 18.12.1933.

После ее смерти ее работы и речи были опубликованы в 1942 году. А в 1995 г. увидела свет книга «Мэри Паркер Фоллет: Пророк управления».

В 1934 г. колледж Рэдклиффа назвал ее одним из самых выдающихся его выпускников.

Дети у чикагского Хал-хауса, 1908 г.

Об общинных центрах

Фоллет была решительной сторонницей общинных центров. Она утверждала, что демократия будет работать лучше, когда люди организованы в локальные сообщества. По ее мнению, общинные центры играют важную роль в народовластии, являясь местом встречи, общения и обсуждения беспокоящих их тем. Когда люди из разных культурных или социальных слоев встречаются лицом к лицу, они лучше узнают друг друга. В творчестве Мэри Паркер Фоллет этническое и социально-культурное разнообразие является ключевым элементом успешной общины и народовластия.

О социальной организации и демократии

В своей книге «Новое государство», опубликованной в 1918 году, Фоллет выступила в пользу общественных социальных сетей. По ее мнению, социальный опыт имеет важное значение для осуществления их гражданской функции, что оказывает значительное влияние на конечную работу государства.

Согласно Фоллет, человек формируется социальным процессом и ежедневно им воспитывается. Людей, которые сами себя сделали, нет. То, чем они обладают как личности, скрыто от общества в недрах социальной жизни. Индивидуальность – это способность к объединению. Она измеряется глубиной и широтой истинных отношений. Человек является индивидуумом не настолько, насколько он отличается от других, но насколько является их частью.

Портрет Мэри Паркер Фоллет

Таким образом, Мэри Паркер Фоллет призывала людей участвовать в групповых и общественных мероприятиях и быть активными гражданами. Она считала, что благодаря общественной деятельности они узнают о демократии. В «Новом государстве» она пишет, что никто не даст власть народу – этому нужно учиться.

По убеждению Мэри Паркер Фоллет, школа человеческих отношений должна начинаться с колыбели и продолжаться в детском саду, школе и игре, а также во всех видах контролируемой активности. Гражданственности не должны обучать на курсах или уроках. Она должна приобретаться только через тот образ жизни и действия, которые учат, как повысить общественное сознание. Это должно быть целью всего школьного образования, всего отдыха, всей семейной и клубной, гражданской жизни.

Организация групп, по ее мнению, не только помогает обществу в целом, но и помогает людям улучшать свою жизнь. Такие образования обеспечивают лучшие возможности выражения индивидуального мнения и качества жизни членов группы.

Об управлении

Последние десять лет жизни выдающаяся американка изучала и писала об администрировании и менеджменте. Мэри Паркер Фоллет считала, что ее понимание работы по созданию местных общин может быть применено к управлению организациями. Она предположила, что благодаря непосредственному взаимодействию друг с другом в достижении общих целей члены организации могли бы реализовать себя в процессе ее развития.

Управленческие идеи Мэри Фоллет

Фоллет подчеркивала важность человеческих отношений, а не механических или операционных. Таким образом, ее работы контрастировали с «научным менеджментом» Фредерика Тейлора (1856-1915) и подходом Фрэнка и Лиллиан Гилбрет, в котором упор делался на изучении затрат времени на выполнение той или иной задачи и оптимизации требуемых для этого движений.

Мэри Паркер Фоллет подчеркивала важность взаимодействия руководства и работников. Она смотрела на менеджмент и лидерство целостно, предвосхищая современные системные подходы. По ее мнению, лидер – это тот, кто видит целое, а не частное.

Фоллет стала одной из первых (и в течение длительного времени оставалась одной из немногих), кто интегрировал идею организационного конфликта в теорию менеджмента. Некоторые считают ее «матерью урегулирования конфликтов».

О власти

Мэри Паркер Фоллет разработала круговую теорию власти. Она признавала целостность общины и предложила идею «взаимных отношений» для понимания взаимодействия личности с другими людьми. В своем «Творческом опыте» (1924) она писала, что власть начинается... с организации рефлекторных дуг. Затем они объединяются в более мощные системы, совокупность которых образует организм с еще большими возможностями. На уровне личности человек повышает контроль над собой, когда объединяет различные склонности. В сфере социальных отношений власть является центростремительно саморазвивающейся. Это закономерный, неизбежный результат жизненного процесса. Всегда можно проверить справедливость власти, определив, является ли она неотъемлемой частью процесса вне его.

Фотография Мэри Паркер Фоллет

Фоллет различала «власть над» и «власть с» (принуждающую или содействующую силу). Она предположила, что организации действуют по последнему принципу. Для нее «власть с» – это то, что демократия должна иметь в виду в политике или производстве. Она выступала за принцип интеграции и разделение власти. Ее идеи по переговорам, разрешению конфликтов, власти и участии сотрудников оказали значительное влияние на развитие организационных исследований.

Наследие

Мэри Паркер Фоллет была пионером организации общин. Ее агитация за использование школ в качестве общинных центров помогла создать множество таких учреждений в Бостоне, где они утвердились как важные образовательные и социальные форумы. Ее аргумент о необходимости организации общин как школы народовластия привел к лучшему пониманию динамики демократии в целом.

Что касается управленческих идей Мэри Паркер Фоллет, то после ее смерти в 1933 г. они были практически забыты. Они исчезли из основного направления американского менеджмента и организационного мышления в 1930-х и 1940-х годах. Однако Фоллет продолжала привлекать последователей в Великобритании. Постепенно ее работы вновь стали актуальны, особенно в 1960-х годах в Японии.

Коммунальный центр

В заключение

Книги, доклады и лекции Фоллет оказали длительное влияние на практику делового администрирования, поскольку они сочетали глубокое понимание индивидуальной и групповой психологии со знанием научного менеджмента и приверженностью широкой, позитивной социальной философии.

Ее идеи вновь обретают популярность, и сейчас их принято считать «передовыми» в организационной теории и государственном управлении. К ним относятся идея поиска «беспроигрышных» решений, решений на уровне общин, силы этнического и социально-культурного разнообразия, ситуационного лидерства и сосредоточения внимания на процессе. Однако слишком часто они остаются нереализованными. В начале XXI в. это все еще вдохновляющий и руководящий идеал, каким он был в начале века ХХ.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.