В ХХ веке уровень Москвы-реки сильно понизился и в городе возникла проблема нехватки воды. Построенный в 30-е годы канал Москва-Волга помог решить эту проблему и уровень воды в реке увеличился. Однако при этом возникла необходимость строительства новых мостов, чтобы обеспечить судоходство. Это было выполнено в соответствии со сталинским Генеральным планом реконструкции и развития Москвы. Буквально за полтора года были построены несколько уникальных мостов, среди которых и Большой Устьинский мост, соединяющий Яузский бульвар с Садовническим проездом.
Старый мост
Первый Устьинский мост в Москве был построен в 1881 г. Он находился немного ниже по течению реки, чем современный. Руководил строительством моста инженер В. Шпейнер. Металлическая конструкция поддерживалась двумя каменными быками, оснащенными ледорезами. К мосту была проложена новая дорога, вблизи него был организован толкучий рынок. Были проложены рельсы для общественного транспорта того времени - конки. Впоследствии эти рельсы заменили трамвайными.
Большой Устьинский мост
В 1938 году по проекту конструктора В.Вахуркина и архитекторов Г.Гольца и В.Соболева выше по течению был построен новый мост. Его стальная конструкция опирается на подземные опоры и производит впечатление парящей в воздухе. Длина моста - 134 м, ширина - 34 м. Общий вес сооружения - 2,2 тыс.тонн. В проекте предполагалось еще строительство башни-маяка, но построена она не была. На мосту были сохранены трамвайные рельсы.
Чуть выше моста, на Москворецкой набережной, находится причал "Большой Устьинский мост". Оттуда можно совершить разнообразные экскурсии по Москве-реке. До этого причала очень легко добраться, рядом расположена станция метро "Китай-Город". Вблизи причала оборудован паркинг.
Аннушка
В 1911 году по Большому Устьинскому мосту был пущен трамвай. Начало маршрута начиналось у Яузских ворот, проходило по бульварному кольцу и Кремлевской, Москворецкой и Пречистенской набережным. Пассажиры трамвая могли любоваться московскими достопримечательностями и красотами. Из окна трамвая можно видеть памятники Гоголю и Пушкину, храм Христа Спасителя, виды Кремля. Кондуктором на этом маршруте работал писатель К. Паустовский. Этот трамвай упомянут в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Сейчас несколько трамваев "Аннушка" переоборудованы под кафе и на них можно совершить приятную экскурсию по Москве. Там же проводятся разнообразные праздники и корпоративные вечера.
Яузский бульвар
На Яузском бульваре до наших дней сохранилось несколько интересных исторических мест. Большой дом №2/16 (построенный в 1936 году по проекту архитектора Голосова) стал популярным после выхода фильма "Покровские ворота". Недалеко от этого дома расположен дом зятя М.И.Кутузова, генерала Хитрово. Сейчас там медицинское училище. Генерал получил разрешение организовать рынок для торговли овощами и мясом. Так возник знаменитый Хитров рынок, ставший притоном для бродяг, нищих и беглых каторжников. Знаменитая Хитровка была описана в книгах Гиляровского и Короленко. В трактире "Каторга" собирались артисты МХАТ, чтобы изучить быт бродяг для пьесы Горького "На дне" Все дома в округе были превращены в ночлежки и приносили огромный доход. После революции часть ночлежек разрушили, а часть были превращены в коммунальные квартиры.
В Петропавловском переулке можно увидеть церковь Петра и Павла на Кулишках с колокольней 1772 г. Там же находится небольшой домик священника.
Невозможно не упомянуть завершающий перспективу дом на Котельнической набережной. Это одна из знаменитых московских высоток, "сталинский ампир". Это здание - третье по высоте среди высоток (после МГУ и гостиницы "Украина") - было построено по проекту архитектора Чечулина. Строили его заключенные, которые жили в Лагпункте неподалеку. Там жило много ответственных работников из НКВД и МИДа. Говорят, квартиры там распределял лично Сталин. Этот дом не раз был снят в кинофильмах. Мы видим его в "Стилягах", фильмах "Москва слезам не верит", "Брат" и многих других.
Москвоведы могут рассказать множество интересных историй, связанных с Яузским бульваром и окрестностями Устьинского моста.