Бульварное кольцо - ландшафтная достопримечательность Москвы - возникло в конце 18-го века на месте Белгородской стены, оборонительной фортификации, которая была упразднена и разобрана за ненадобностью. Проездные башни стены также были разрушены, а на их месте образовались площади, названия которых напоминают о прошлом их назначении. В названиях сохранилось упоминание о воротах: Покровские Ворота, Арбатские Ворота, Никитские Ворота и т. д.
Сколько бульваров в Бульварном кольце?
Всего было образовано десять бульваров, которые расположились друг за другом в форме подковы, окружая центр Москвы. Концы "подковы" упираются в набережные Москва-реки, образуя непосредственно Бульварное кольцо. Карта Москвы содержит полную информацию обо всех бульварах вместе с площадями. В отличие от Садового кольца, Бульварное имеет более компактные очертания.
Бульварное кольцо (Москва, как известно, долго строилась) в нынешнем его виде появилось не сразу. Первый бульвар, Тверской, был заложен в 1796 году архитектором С. Кариным, а затем в обе стороны от Тверского бульвара разошлись девять остальных бульварных проспектов. Окончательно московское Бульварное кольцо сформировалось в первой половине 19-го века.
Свое начало оно берет от Соймоновского проезда на Пречистенке и продолжается от площади Пречистенские Ворота до Арбатской площади. Этот участок называется Гоголевским бульваром. Арбатская площадь переходит в площадь Арбатские Ворота. От Арбатских Ворот начинается Никитский бульвар, который упирается в площадь Никитские Ворота. В этом месте Бульварное кольцо пересекается с Большой Никитской улицей, выходящей на Манежную площадь.
После Никитских Ворот кольцо продолжается Тверским бульваром, упирающимся в Пушкинскую площадь. От площади А. С. Пушкина отходит Страстной бульвар, его окончанием является площадь Петровские Ворота, которую пересекает знаменитая московская улица Петровка. После Петровских Ворот, Бульварное кольцо продолжает Петровский бульвар, который простирается до Трубной площади.
Далее от Трубной площади отходит бульвар Рождественский, соединяющий ее с площадью Сретенские Ворота, которая является началом Сретенского бульвара. От площади отходят улицы Большая Лубянка и Сретенка.
Сретенский бульвар оканчивается площадью Тургенева, соединяющей Мясницкую улицу и проспект Академика Сахарова. В конце Сретенского бульвара расположена площадь Мясницкие Ворота, от которой берет свое начало Чистопрудный бульвар, переходящий в площадь Покровские Ворота. Следующая площадь, Хохловская, является местом, откуда начинается Покровский бульвар, который сразу переходит в бульвар Яузский.
Яузский бульвар оканчивается площадью Яузские Ворота, от которой отходит Устьинский проезд, последнее звено московского Бульварного кольца.
Бульвары и их отличия
Некоторые из 10 бульваров кольца имеют свои признаки отличия. Гоголевский бульвар проходит на трех уровнях. Внутренняя магистраль идет по верхнему уровню, средняя по среднему ярусу, а внешний проезд проходит по самой нижней линии. Такую ступенчатость бульвар получил благодаря разным по высоте берегам ручья Черторой, протекавшего когда-то на месте Гоголевского бульвара.
Самый "молодой" бульвар из всех - это Покровский, долгое время его образованию мешали Покровские казармы и огромный плац при них. Плац снесли в 1954 году, и только после этого аллея была превращена в полноценный бульвар.
Самым коротким бульваром является Сретенский, его длина всего 214 метров, а самый длинный - Тверской бульвар, 857 метров. Рекордной шириной - 123 метра - отличается Страстной бульвар.
Памятники
Бульварное кольцо знаменито своими памятниками:
- А. С. Пушкину на Пушкинской площади.
- Владимиру Высоцкому и Сергею Рахманинову на Страстном бульваре.
- Н. В. Гоголю и Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре.
- А. С. Грибоедову на бульваре Чистопрудном.
- На Тверском бульваре Сергею Есенину и К. А. Тимирязеву.
- На выходе со Сретенского бульвара установлен памятник В. Г. Шухову.
Станции метро
По периметру московского Бульварного кольца расположены следующие станции метро:
- станция "Кропоткинская" (Сокольническая линия);
- станция "Арбатская" (Филевская линия);
- станция "Пушкинская" (Таганско-Краснопресненская линия);
- станция "Тверская" (Замоскворецкая линия);
- станция "Чеховская" (Серпуховско-Тимирязевская линия);
- станция "Трубная" (Люблинско-Дмитровская линия);
- станция "Тургеневская" (Калужско-Рижская линия);
- станция "Сретенский бульвар" (Люблинско-Дмитровская линия);
- станция "Чистые пруды" (Сокольническая линия).
Конка и трамвай
Транспорта на Бульварном кольце не было, москвичи обходились извозчиками. Однако в 1887 году на бульварах появились конные экипажи. Конка работала до 1911 года, затем по Бульварному кольцу пустили трамвай. Маршрут считался кольцевым, хотя вагоны ходили только до набережной Москвы-реки в обе стороны.
В 1947 году Бульварное кольцо было частично отреставрировано к 800-летию Москвы. Устаревшие скамейки в скверах заменили на новые, современные. Полностью заменили сетчатую ограду, к тому времени уже проржавевшую. Вместо нее установили литые чугунные заграждения. С 2011 года Бульварное кольцо стало излюбленным местом для всевозможных протестных митингов и демонстраций.