Современная жизнь наполнена цифровыми технологиями, которые позволяют мгновенно копировать и распечатывать любое изображение в монохромном или цветном варианте. Но так было не всегда. Полтора столетия назад это был трудоемкий процесс, отнимающий много сил и времени. С чего же все начиналось?
«Принтер» прошлого
В начале XIX столетия в изобразительном искусстве была распространена такая техника печати, как литография. Ее принцип был весьма прост: на гладкую поверхность наносилось определенное изображение, а затем под давлением оно отпечатывалось на листе бумаги. Такая технология позволяла делать несколько идентичных изображений, способствовала массовому распространению произведений искусства. Однако у литографии был значительный недостаток: она производила лишь черно-белые изображения.
«Монохромная» проблема была решена с усовершенствованием метода, который стали называть хромолитографией. Приставка «хромос» происходит из греческого языка и в переводе означает цвет. Хромолитография – это все та же литография, только камней здесь несколько и на каждый из них наносится определенный цвет. Затем бумажный лист прикладывается к каждой из пластин, в результате чего и получается цветное изображение.
История возникновения
Происхождение хромолитографии – это до сих пор спорный вопрос, на который пока что не было найдено однозначного ответа. Считается, что изобретателем этой техники является Алоиз Зенефельдер, в 1818 году изложивший основные ее принципы в своей книге «Полный курс литографии». Позже его труд изучил русский художник К. Я. Тромонин и применил метод на практике. В 1832 году он напечатал иллюстрации для книги, посвященной князю Святославу. А в 1837 французский деятель искусств Годфруа Энгельман получил патент на использование технологии. Однако существует альтернативное мнение, что метод применялся в печатании игральных карт задолго до его официального открытия.
Популяризация шедевров
Пик цветной литографии приходится на вторую половину XIX – первую половину XX веков. Тогда существовало множество мастерских, где копировали этим методом. В России самое известное такое место называлось «Артистическое заведение», бывшее под предводительством А. Ф. Маркса, крупного книгоиздателя своего времени. Это ремесло способствовало широкому распространению копий картин: икон, живописных и графических полотен, сделало их более доступными.
Хромолитография также использовалась для копирования древних рукописей и исторически важных документов. До сих пор одним из признанных шедевров в этой области считается собрание публикаций письменных памятников Древней Руси, издававшееся с середины XIX столетия.
Процесс производства
Хромолитография – это химический процесс, в котором применяются множество химических веществ и их соединений. На известняковый камень или цинковую пластину специальным карандашом либо чернилами наносятся контуры изображения. Далее печатные формы замачивают в растворе из слабой азотной кислоты и гуммиарабика (твердой смолы, полученной из акаций). После этой процедуры их покрывают определенным цветом и под давлением переносят на бумагу. Для более точной цветовой передачи используются дополнительные камни и пластины. Обычно на воспроизведение одного изображения уходит от 20 до 25 форм различных оттенков. Чтобы цвет отпечатался в нужном месте, мастера используют регистрационные метки, фиксирующие камни.
Споры об искусстве
Несмотря на то, что хромолитография стала поистине революционным методом создания изображения, общество столкнулось с дилеммой, считать ли это искусством или нет. Многие склонялись к последнему варианту. Обосновывалось такое мнение тем, что хромолитография – это механизированный процесс. Точности движений и порядку действий в нем уделялось внимания больше, нежели феерическому полету фантазии. К тому же, хромолитографы в основном создавали копии картин, а не оригинальные шедевры. Издержки такого производства были очень низкими, поэтому со временем ремесло обрело все черты выгодного бизнеса, а не высокого искусства.
Сегодня хромолитография вытеснена современными и более эффективными методами копирования. Она превратилась в историю с неразрешенными до сих пор вопросами и противоречиями.