Джазовая гармония. Основы джаза

Джазовая гармония выступает одним из основополагающих компонентов, помогающих исполнителю развиваться профессионально и содействующих его становлению в джазовой музыке. Она подразумевает под собой гармонизацию самой мелодии, басовой линии, расшифровку аккордовой «цифровки».

Цель джазовой гармонии сходна с классической. Это прежде всего базирующаяся на единых общелогических правилах жанра гармонизация мелодии. Вместе с этим джаз основывается и на импровизации, поэтому знание основ гармонии добавит стилю импровизатора новые оттенки и штрихи.

Она представляет собой композиторскую зарисовку, задумку, которая не предполагает дополнительных толкований и аккордовых обозначений. Для фортепианной партии в музыке Чика Кореа, Боба Джеймса, Джо Сэмпла подобное изложение материала весьма распространено.

Понятие гармонии в джазе

Гармонические структуры аккордики в ходе эволюционного развития джазовой гармонии поэтапно усложнялись. Сначала это были трезвучия, септаккорды, затем – 5-6 голосные аккорды.

Представление аккордов в виде цифровых и буквенных символов сильно похоже на игру исполнителей на клавесине так называемого цифрованного баса во времена венских классиков. Выписывая бас в партии инструмента, сверху указывали циферно-буквенное аккордовое обозначение. Остальная часть дополнялась музыкантами в джазовом оркестре, которые придерживаются определенного стиля, не противоречащего авторской идее. Такие партии в основном соответствуют инструментам аккомпанемента - клавесину, фортепиано. В эстрадно-джазовых пьесах та же гармоническая последовательность схожа.

Джазовая гармония - это теория и практика того, как аккорды используются в джазовой музыке. Джаз имеет определенное сходство с другими практиками в традициях западной гармонии, например, аккордовые последовательности и использование мажорной и минорной гаммы как основы для конструкции аккордов.

Музыкальные инструменты

Фортепиано и гитара - это два инструмента, которые обычно обеспечивают гармонию для джазового оркестра. Разумеется, исполнители имеют дело с гармонией в режиме реального времени, протекающим в импровизационном контексте. Это одна из самых больших проблем в джазе.

Импровизация - один из наиболее часто упоминаемых и основополагающих аспектов джазовой исполнительской практики в сфере музыке, и это небезосновательно. Джазовые музыканты делают большую часть своей работы спонтанно, позволяя окружающей обстановке влиять на то, что они играют. Подробная информация о тембре, ритме, даже о том, какие ноты играть и когда, оставляются на усмотрение отдельного исполнителя, и варьируются от выступления до выступления в гораздо большей степени, чем в классической музыке, роке и практически любых других западных традиций.

Фортепиано в джазе

Ожидается, что во время джазовой импровизации солист будет иметь полное представление об основах гармонии, а также свой собственный уникальный подход к аккордам и их связи с гаммами. Личный стиль состоит из этих строительных блоков и ритмической концепции.

Гармония и мелодия образуют очень важное партнерство. В джазовой песне гармония работает на нескольких уровнях:

  1. Гитарист или пианист играет аккорды - комбинации нот, которые гармонируют друг с другом по-разному.
  2. Певец или саксофонист добавляет мелодию поверх аккордов. Так мелодия гармонирует с аккордами.
  3. Басист ведет свою линию музыки под аккорды и основную мелодию, добавляя еще один уровень гармонии.

Джазовая гармония на гитаре не имеет различий с другими инструментами, но на ней не удастся исполнить классические блюзовые аккорды, боксы гамм и пентатоник. Чтобы овладеть навыками гармонии на гитаре, музыканту требуется укрепить свои знания в джазовой теории, которая довольно своеобразна и в некотором смысле не согласовывается с общепринятой.

Джазовая гитара

Джазовые музыканты

Джазовые исполнители также используют гармонию как основной стилистический элемент. Открытая ступенчатая гармония характерна для музыки Маккоя Тайнера, в то время как быстро сменяющиеся тональные центры стали главной отличительной чертой среднего периода работ Джона Колтрейна.

Хорас Сильвер, Клэр Фишер, Дэйвид Брубеки, Билл Эванс - это пианисты, чьи композиции наиболее типичны для насыщенного аккордами стиля, который ассоциируется с джазовой гармонией на фортепиано.

Маккой Тайнер

Джо Хендерсон, Вуди Шоу, Вэйн Шортер и Бенни Голсон не являются пианистами, однако они четко понимают роль гармонии в композиционной структуре и настроении мелодии. У этих композиторов (включая Диззи Гиллеспи и Чарльза Мингуса, которые нечасто записывались как пианисты) есть музыкальность, основанная на аккордах фортепиано, даже если они не используют клавишных инструментов в выступлении.

Джо Хендерсон

Джазовое пение

В джазовом вокале ключевую позицию занимают безупречное чувство ритма и гармонии, подвижность голоса. Джазовый вокалист должен ощущать конструкцию мелодии. Задача его состоит в том, чтобы не отходя от основной гармонии, показать свое видение мелодической темы, видоизменив ее по своему усмотрению. В настоящее время джазовый и эстрадный вокал довольно тесно связаны друг с другом, так как в популярной эстрадной музыке много элементов джаза. Мощный голос с широким рабочим диапазоном, высокоразвитый мелодический и гармонический слух отличают профессионального джазового вокалиста.

Практика игры на музыкальном инструменте - это отличный метод развития гармонического слуха и мышления. Музыканту необходимо проработать стандартные гармонические последовательности в различных тональностях и проанализировать весь гармонический материал.

Джазовый вокал

Буквенные обозначения

Базой для джазовой гармонии служит мажорно-минорный лад и европейская функциональная система. Любому джазовому импровизатору необходимо разбираться и понимать обозначения, которые используются в гармонии. Для наименования аккордов используют буквы, цифры и знаки.

Заглавные латинские буквы указывают на:

  1. Мажорное трезвучие, которое построено от данного звука.
  2. В случае написания с цифрой или знаком - основной тон (приму) аккорда.

Малая буква m около заглавной указывает на то, что аккорд минорный.

Сокращения

Сокращение maj или буква М указывают на то, что большая септима добавляется к мажорному трезвучию.

Сокращение dim означает уменьшенный септаккорд.

Цифровые обозначения

  • 6 - большая секста, прибавленная к мажорному/минорному трезвучию;
  • 7 - малая септима, прибавленная к мажорному/минорному трезвучию;
  • 9 - прибавленная большая нона;
  • 9maj - большая нона, прибавленная к большому мажорному септаккорду;
  • 9/6 - прибавленные большие секса и нона;
  • 11 - прибавленные к мажорному или минорному трезвучию малая септима/ большая нона/чистая ундецима;
  • 13 - прибавленные к трезвучию малая септима/большая нона/чистая ундецима/большая тердцецима.

Знаки ♭ и # справа от буквы указывают на понижение/повышение аккорда на полтона и называются знаками альтерации. Они также могут указывать на пониженную/повышенную квинту, септиму, нону, ундециму или тердециму, когда расположены около цифры.

Аккорды

Как правило, аккорды в джазовой гармонии размещены вертикально большими и малыми терциями, хотя распространены и чистые кварты.

В классической гармонии названия аккордов, обычно рассматриваемых в контексте лада, исходят от ладовых функций и ступеней: доминантовый септаккорд (D7), квинтсекстаккорд второй ступени. Джаз оперирует термином основной ноты. Это значит, что аккорд получает название в зависимости от того звука, который был использован при его построении: ре-минорный септаккорд (Dm7), фа большой мажорный септаккорд ( Fmaj7). При этом название не зависит от ладовой функции.

Также джазовая музыка поддерживает определенные гармонические последовательности и включает в себя интервалы, такие как ноны, ундецимы и тердецимы.

Септаккорды

Джазовая гармония отличается тем, что использование септаккордов в качестве основной гармонической единицы здесь чаще, чем трезвучий в основном в классической музыке.

Зажатие септаккорда

На практике в джазе обычно распространены четыре основные группы аккордов, к ним добавляется малый септаккорд. Септаккорд - это аккорд из 4 звуков, которые располагаются по терциям. У одного уменьшенная септима, у трех - малая септима, у трех - большая септима.

Основные септаккорды:

  • минорный;
  • мажорный;
  • большой минорный;
  • доминантный.

Общее эмпирическое правило состоит в том, что альтерированные аккорды включены тогда, когда альтерации появляются в мелодии или имеют решающее значение для сущности композиции.

Аккорды могут содержать более чем 4 ноты. Например, аккорд до-диез С#9 включает ноты до, ми-бемоль, соль, ля, ре.

Эти аккорды могут иметь альтерации, указанные в скобках после аккордного символа. Существует огромное разнообразие в аккордных символах, использующихся в джазовой нотации.

Система именования джазового аккорда детерминирована так, как этого пожелает композитор.

Таблица символьных обозначений аккордов

Символьное обозначение

аккорда

Ноты Название аккорда
CΔ, CM7, Cmaj7 C E G B Большой мажорный септаккорд
C7 C E G B♭ Доминантный септаккорд
C-7, Cm7 C E♭ G B♭ Малый минорныйсептаккорд
C-Δ7, CmM7, C⑦ C E♭ G B Большой минорный септаккорд
C∅, Cm7♭5, C-7♭5 C E♭ G♭ B♭ Полууменьшенный септаккорд
Co7, Cdim7 C E♭ G♭ B♭♭ Уменьшенный септаккорд

Тритон

Тритон, или тритоновая замена - прием, встречающийся в основном в джазовой гармонии. При этом один аккорд заменяется другим, расположенным на три тона выше или ниже, при том, что функциональное значение такого аккорда сохраняется.

Задержание в аккордах

Основы джаза включают понятие «задержание», которое пришло в джаз из классической гармонии, но в классике - это то, как формируется мелодическая линия, а в джазе - как строится аккорд. Он заключается в том, что кварта используется вместо терции аккорда, являясь как бы «задержанным», неразрешенным в терцию звуком. Итогом становится формирование нового аккорда, который имеет собственное цифро-буквенное обозначение. Примером может послужить аккорд С9sus, который можно записать и более просто - С/Gm7.

Отличия от классической гармонии

Существует множество отличительных черт джазовой гармонии для чайников, которые помогут новичкам разобраться с практикой джаза.

  1. Вместо трезвучий (как в классической гармонии) наиболее распространены септаккорды и нонаккорды, а вместо септаккордов - ундецимы и терцдецимы.
  2. Частое используются альтерации, в том числе и противоречивые альтерации в одном и том же аккорде.
  3. Большое количество диссонансов: тритонов, септим, нон, секунд. При этом диссонирующие интервалы не должны быть заглушены голосами. Можно расположить аккорды так, чтобы в партии левой руки пианиста звучали в преобладании септимы. Вместо ступеней тональности используются отклонения и модуляции.
  4. Можно играть ходы параллельными интервалами или целыми аккордами, так как в джазе довольно распространены параллельные кварты, квинты, септимы и децимы, особенно в басах. Хорошее звучание добавят параллельные секстаккорды, септаккорды и нонаккорды.
  5. Удваивание тонов аккордов при необходимости.
  6. В мелодии могут не присутствовать аккордовые звуки. Отвлеченные пассажи сделают композицию более смелой и интересной.
  7. В джазовой гармонии одну из важнейших ролей играет басовая партия, поэтому линия баса должна быть выразительной, мелодично-протяжной. Там можно добавлять свинг, форшлаги, различные исполнительские приемы, например стаккато, когда звуки исполняются отрывисто, или маркато. Свинг подчеркнет мелодию тем что тона сложного аккорда не берутся одновременно. Таким образом, аккорд воспринимается частично, что делает возможным услышать каждую его черту.
  8. Тремоло делает акцент на нужном аккорде.
  9. Аккорд рекомендуется дополнять тонами (секстами и квартами).
Эффект тремоло

В классической гармонии музыкант концентрируется на том, чтобы передать нотный текст по традициям классической школы, не изменяя его. Однако джазовый исполнитель состоит в непрерывном творческом поиске в области гармонии. В этом и заключается кардинальное расхождение. В джазе каждое проигрывание музыкального материала в контексте гармонии имеет различия с исходным материалом, но в то же время изменяется не сама мелодия, а гармония. В этом случае не изменяется авторский посыл. Креативные замыслы и воображение музыканта обеспечивают широкий спектр альтернатив таких видоизменений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 5
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
я живой
Копировать ссылку
0
хорошая статья, подкорректировал свои знания по джазу.
Копировать ссылку
-1
Мне эта статья не нравится из за ее малого и не очень понятного содержания
Копировать ссылку
-3
Мария, видимо думала про секс, говоря о сексТе :)
Копировать ссылку
0
+
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.