Источниками административного права являются нормативные акты, изданные разными органами власти. Главная их особенность – наличие подчиненности между издателем акта и лицом, обязанным его исполнить. Каковы иные их особенности?
Административное право
Это отрасль, регулирующая отношения граждан, юридических лиц и органов исполнительной власти. Обычно на ум приходят случаи административной ответственности, но это лишь часть всей картины. Все акты, регулирующие порядок действий в том или ином случае, - тоже часть административного права.
Как писалось выше, граждане и организации находятся в подчиненном положении перед чиновниками или органами власти.
Еще одна особенность отрасли – большой объем актов разного уровня, принимаемых на всех уровнях власти: от центрального правительства до местных властей.
Административные нормы права регулируют деятельность органов государства и его представителей в случае реализации ими властных полномочий.
Понятие источников
Источниками административного права являются формы выражения воли государства, способы фиксации принятых норм. Говоря простым языком, в качестве источников выступают нормативные акты, утвержденные в установленном порядке. Они могут отчасти или полностью содержать нормы административного права, т. к. законодательные акты редко содержат правила, относящиеся лишь к одной отрасли.
Административное право - обширная отрасль. Она регулирует деятельность органов исполнительной власти. Фактически, Постановления Правительства, инструкции, распоряжения, административные регламенты – все это элементы описываемой отрасли права.
Источниками административного права являются и акты, принимаемые органами власти регионов, а также муниципалитетов.
Как выяснить, относится ли документ к источникам
Правовой акт – это документ, к которому предъявляется ряд требований. Их невыполнение делает его отчасти или в полной мере незаконным. Какими же свойствами он обладает?
- Издается уполномоченным лицом или органом (согласно Конституции, либо закону).
- Содержание и оформление также должны отвечать требованиям законов (на них стоят печати и подписи уполномоченных лиц).
- Акт считается законным, если соблюдается порядок его принятия (утверждение некоторых актов представляет собой прохождение ряда этапов).
- Правовой акт – это документ, который подлежит опубликованию в установленных СМИ и в течение определенного срока.
- Предусматривается, что акты органов исполнительной власти, если они затрагивают права и интересы граждан, проходят регистрацию в Минюсте, без чего они не приобретают законную силу.
Иерархия нормативных актов
Ниже указано, какие акты являются источниками административного права:
- Базовый документ, лежащий в основе всего законодательства, действующий напрямую – Конституция.
- Федеральные законы (КоАП).
- Региональные законы, принимаемые субъектами в рамках их полномочий.
- Указы главы государства.
- Акты Правительства РФ.
- Акты органов исполнительной власти.
- Акты региональных правительств.
- Акты муниципальных образований.
Примеры источников административного права РФ – регламенты и приказы МВД в области дорожного движения, оборота оружия.
Основные акты
Конституция несет в себе положения, развиваемые принимаемыми законами либо действующие напрямую. Например, она устанавливает распределение полномочий между центральной и региональной властью. Ею регулируется статус органов власти, в частности Правительства, описывает порядок его назначения, деятельности. То же можно сказать и о Президенте и парламенте.
Обычно в качестве источников упоминают Конституцию и законы РФ. Однако в законодательном поле еще действуют региональные конституции или уставы.
Они копируют положения федеральной Конституции и, кроме того, не могут входить в противоречие с федеральными законами.
На основе главного закона страны описывается структура и распределение власти между исполнительной властью субъектов и представительскими органами власти (законодательными собраниями, Думами и т. д.).
Таким образом, имеется несколько видов конституционных норм, в зависимости от уровня принятия акта. В чем их общая особенность? Принимаются или референдумом, или представительным органом власти, избранным гражданами.
Законы
Это, согласно научным трудам, акты, затрагивающие наиболее важные общественные отношения. Конституция ссылается на 3 вида законов:
- конституционные;
- федеральные;
- законы, принимаемые субъектами.
Первая категория занимает второе место после Конституции. Например, закон о Правительстве РФ или о вхождении Крыма и Севастополя в состав России.
Иногда принятие такого закона влечет за собой принятие дополнительных законов. Например, статус Верховного суда, его судей регулируется еще другими законами.
Федеральные законы посвящены менее значимым вопросам и, как правило, устанавливают достаточно подробные правила. Примером служит регулирование деятельности правоохранительных органов.
Значительную часть норм содержит Земельный кодекс, законы, регулирующие воздушное и водное сообщение.
Акты главы государства
Указы президента российской Федерации имеют значительный вес. Он издает акты прямого действия либо оформляет ими поручения, направленные Правительству в целом или отдельным органам. Например, знаменитые «майские указы» затем конкретизировались отдельными Постановлениями правительства.
Акты главы имеют как общую, так и индивидуальную направленность. Например, указы президента Российской Федерации, посвященные назначению чиновников, их продвижению по службе или увольнению, решению иных отдельных вопросов. Это все акты индивидуальной направленности.
Если же принимается решение по отдельным органам власти, например, утверждается положение о каком-либо органе или службе, принимается иное решение, затрагивающее неопределенное число граждан, документ носит общую направленность - он имеет нормативный характер.
Акты Правительства
Правительство РФ - коллегиальный орган и вправе принимать акты совместно. Зачастую они носят рамочный характер и несколько расширяют положения законов. Они более подробные, если дело касается поручения Президента. То же можно сказать и об исполнении отдельных законов. Например, постановление об обеспечении жильем военных или приравненных к ним служащих. Тем не менее ведомствами принимаются инструкции на основе данного постановления правительства. Они или дополняют, или конкретизируют положения, изложенные в законах.
Впрочем, нельзя снижать степень влияния данного органа на административное право. Значение данных актов в возможности быстрого реагирования на изменения в жизни общества. Им свойственна высокая степень конкретизации.
Акты центральных органов власти
Их акты (речь идет о центральных органах власти и субъектов) составляют наиболее объемную категорию источников административного права. Это наиболее яркие примеры источников административного права в РФ. Чаще всего на данном уровне принимаются приказы, которыми утверждаются регламенты, порядки, распоряжения.
Например, регламент, регулирующий отношения сотрудников ГИБДД и водителей.
Правительствами субъектов принимаются в основном постановления, часто решающие частные вопросы, переданные в компетенцию местной власти.
Акты муниципального уровня
Муниципалитеты представляют собой низовой уровень власти. Но он не считается ее продолжением. С точки зрения Конституции, они отделены от государственной власти и реализуют отдельные полномочия. На сегодня, несмотря на формальное отделение, этот уровень власти ограничен в полномочиях и зависим от государственной власти, что особенно чувствуется в городах федерального значения.
Основная масса актов – распоряжения об использовании средств местного бюджета.
За счет них облагораживается территория муниципального образования, приводятся в порядок инженерные системы (водо-, энерго- и теплоснабжения).
Всякого рода регламенты, порядки, принимаемые в данном случае, не отличаются разнообразием и списаны с методических указаний либо аналогичных актов вышестоящих органов власти.
Ответственность за нарушение
Источниками административного права в этой части являются:
- КоАП;
- Законы или Кодексы регионов об административной ответственности.
КоАП - акт федерального значения, им определяются:
- принципы построения законодательства об административной ответственности, привлечении к ней, освобождении и назначении наказаний;
- перечисление составов нарушений, санкций, в пределах которых суд или уполномоченный орган выбирают наказание;
- процедура административного расследования или привлечения к ответственности;
- процедура привлечения к ответственности в рамках судебного разбирательства;
- порядок обжалования, требования к судебной жалобе.
Региональные законы должны издаваться в рамках КоАП и представляют собой дополнительный перечень составов правонарушений.
Отмена и изменение
Закон предусматривает судебную процедуру для изменения или отмены административного акта. Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд.
Если истец - субъект экономической деятельности, дело рассматривается в арбитраже. Если же гражданин или другой орган власти (например, прокуратура), спор рассматривается согласно нормам КАС.
Акты органов регионального уровня и муниципалитетов рассматриваются в судах областного уровня.
ВС РФ занимается актами, принимаемыми центральными органами власти, а также на уровне Правительства и Президента, на ступени первой инстанции.
Второй инстанцией он служит для рассмотрения споров по поводу актов, принятых на уровне субъектов и муниципалитетов.
В заключение
Рассмотрев данный вопрос, отметим, что российские законодательные акты представляют разветвленную систему документов. Они выстроены в строгую иерархическую систему. Правда, это не избавляет от путаницы и противоречий между ними.