Санитарно-просветительная работа: порядок проведения, цель и средства

Санитарно-просветительная работа – это комплекс мероприятий, целью которых является профилактика заболеваний, воспитание здорового образа жизни, сохранение здоровья, повышение трудовой, физической и интеллектуальной активности, продление жизни каждого гражданина России. Для продвижения идей и донесения знаний используются пропагандистские, агитационные, образовательные и воспитательные методы.

Основные направления

Санитарно-просветительная работа, как отрасль медицины, формируется с учетом достижений и опыта социологии, педагогики, а также психологии. Практическое воплощение задач реализуется доступными способами, охватывающими максимальное количество граждан – СМИ, созданные на базе клиник «школы здоровья», народные университеты, печатные материалы, лекции и устное просвещение в каждом медицинском учреждении.

Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по таким основным направлениям:

  • Популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения.
  • Обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста.
  • Пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

Методы санитарно-просветительной работы носят пассивный и активный характер.

санитарно просветительная работа

Актив, пассив, массовость и адресность

К пассивным средствам относятся печатные издания массового распространения среди населения, размещение листовок, постеров, бюллетеней, проведение тематических выставок, демонстрация фильмов. Активные методы – это личные беседы врача, публичные выступления, серии лекций или докладов. Обе формы санитарно-просветительной работы дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде.

Преимуществами активной пропаганды являются непосредственные контакты с населением, возможность разрешить все затруднения в понимании, донести информацию в полном объеме в форме непосредственного диалога. Но в этом случае лектор имеет дело только с ограниченным количеством слушателей, которые, лишь по мере собственного желания, будут распространять информацию дальше.

Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.

Санитарное просвещение делят на формы охвата – массовое, коллективное и индивидуальное. Массовый охват предусматривает издание книг, печать статей в периодической прессе (газеты, журналы), выступления популярных спикеров на телевидении и создание тематических программ, выпуск документальных и художественных фильмов, выступления на радио.

Для распространения информации в коллективе используются лекции, доклады, выпуски специализированной литературы (бюллетени), постеры для размещения в учреждениях на стенах и т. д. Индивидуальная форма – личные беседы медицинского работника с человеком или семьей.

организация санитарно просветительной работы

Агитация или пропаганда

Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация – это адресное обращение к конкретной целевой аудитории – подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д.

Пропаганда акцентирует внимание на каком-либо предмете, например, гигиене рук. Внимание акцентируется на всех сторонах полезности процедуры, средствах достижения оптимального результата, причинах, по которым необходимо придерживаться гигиены рук, угрозах, если ими пренебрегать. Словом, пропаганда дает о предмете или действии полную информацию с акцентом на полезности предлагаемых мер, побуждает к действию в согласии с рекомендациями.

Общие темы

Санитарно-просветительная работа с пациентами проводится во всех типах лечебных и профилактических учреждений. Каждая организация составляет собственный план мероприятий в зависимости от своего профиля, с учетом преследуемых целей и задач.

темы санитарно просветительная работа

Темы санитарно-просветительной работы в каждой клинике разнятся, но есть определенный общий спектр проблем, который освещается в лекциях и беседах:

  • Режим труда и отдыха.
  • Эмоции и их влияние на самочувствие, здоровье в целом.
  • Вред табакокурения, способы отказа.
  • Алкогольная зависимость и способы излечения.
  • Питание – рациональность, режим, диеты.
  • Кишечные инфекции – возникновение, профилактика.
  • Витамины – их значение, влияние на организм.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Профилактика язвенных заболеваний.
  • Ожирение – возникновение, лечение, профилактика.
  • Профилактика онкологических заболеваний.
  • Профилактика аллергических поражений.
  • Проблемы ВИЧ\СПИДа.
  • Роль физической культуры и спорта.
  • Последствия аборта.
  • Профилактика возникновения вредных привычек в пубертатном возрасте.
  • Гиподинамия и ее пагубность для здоровья.
  • Стресс – последствия и способы профилактики.
  • Основы здорового образа жизни и прочие.

Беседы и лекции проводятся с группами пациентов (20-30 человек). Окончание мероприятия происходит после получения аудиторией всех ответов на заданные по теме лекции вопросов. Вся просветительная деятельность персонала медицинского учреждения фиксируется в журнале учета санитарно-просветительной работы (форма № 038-0/у). Фиксируются виды работ, количество часов, ответственное лицо, тема лекции, беседы, дискуссии.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами – памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия – лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.

Описание / Рекламный отрывок Ключевые слова санитарно просветительная работа 4, санитарно просветительная работа медсестры 2, темы санитарно просветительная работа 2, санитарно просветительная работа с родителями 1, санитарно просветительная работа с паци

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, – гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.

формы санитарно просветительной работы

Сестринское просветительство

Санитарно-просветительная работа медсестры начинается с момента попадания пациента в медицинское учреждение и длится на протяжении всего срока его лечения или диагностики. Основными задачами среднего медицинского персонала являются:

  • Рекомендации пациенту по подготовке к исследованиям.
  • Разъяснительные беседы с пациентом и его родственниками, сопровождающими лицами.
  • Проведение опросов, анкетирования больных, участие в планировании санитарно-просветительных мероприятий.
  • Ведение учета и документооборота каждого проведенного занятия, лекции, индивидуальной или коллективной беседы.

Санитарно-просветительная работа медицинской сестры базируется на знаниях:

  • Основ гигиены труда, отдыха, психогигиены и профилактики психологических состояний.
  • Факторов риска и методов профилактики распространения заболеваний.
  • Основ физической активности, культуры, закаливания, оптимального режима физической активности для каждой возрастной категории населения.
  • Основ проблематики наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблениями лекарственными препаратами.
  • Вопросов бытовой гигиены, личной гигиены, экологической и радиационной культуры.

Методы работы медсестры

В деятельности медсестры приветствуются различные методы организации санитарно-просветительной работы для распространения знаний и информации. Главным способом является беседа по всем интересующим больных проблемам, а также обсуждение вопросов самопомощи в случаях обострения заболевания. Для полного донесения информации из текста исключаются сложные обороты и непонятные, широкому кругу слушателей термины.

санитарно просветительная работа медсестры

Структура беседы включает вступительную часть, где анонсируется тема и ее важность, в основной части приводится фактический материал, проводится рассмотрение проблемы или вопроса с разных сторон, заключительная часть посвящается выводам. Длительность беседы в санитарно-просветительной работе медсестры составляет не более 20 минут, после беседы необходимо ответить на все возникшие у слушателей вопросы. Перед проведением беседы пишется ее конспект или посвящается реферат (рецензируется врачом).

Темы санитарно-просветительной работы медсестры подбираются в зависимости от профиля отделения, сезонных заболеваний, проявленного интереса со стороны пациентов, уровня образования и возрастной категории больного.

Просветительство для женщин

Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.

Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка. Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности.

Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.

Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.

Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.

Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.

санитарно просветительная работа с родителями

Просветительство в детских учреждениях

В детских медицинских учреждениях проводится санитарно-просветительная работа с родителями, другими членами семьи, а также комплекс мероприятий рассчитанный на педагогов школ и воспитателей дошкольных учреждений.

В задачи входит:

  • Распространение знаний об охране здоровья ребенка.
  • Формирование необходимости ежегодного прохождения профосмотров ребенка.
  • Формирование готовности обращения за медицинской помощью, а также неукоснительность выполнения рекомендаций врача для скорейшего выздоровления ребенка.
  • Привитие знаний и навыков создания оптимальных условий жизни, способствующих здоровому развитию ребенка.
  • Призывы формировать у детей здоровые гигиенические привычки.

В основе гигиенического просветительства семьи лежит последовательность изложения необходимых знаний для обеспечения здоровья детей. Индивидуальная беседа специалиста подкрепляется печатными материалами с подробным изложением необходимых знаний относительно особенностей организма ребенка в конкретном возрастном периоде.

проведение санитарно просветительной работы

В памятке для родителей могут быть собраны рекомендации по вскармливанию, режиму дня, уходу, физическим нагрузкам, закаливающим процедурам. В систему просветительства входит освещение необходимости профосмотров, планового вакцинирования, выполнения всех рекомендаций лечащего врача и т. д.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Добрый вечер! Сколько раз в месяц необходимо проводить сан.просвет работу в оздоровительном детском саду ? Спасибо
Копировать ссылку
1
должна ли включаться эта работа в перечень оценываемых работ при начислении баллов для стимулирующих выплат врачей стационара
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.