С какой скоростью летают пассажирские самолеты? Каждый, кто летал на самолете, знает, что в процессе совершения полета пассажиров всегда оповещают о скорости движения воздушного судна. У разных типов самолетов в различных условиях разное значение скорости. Давайте рассмотрим подробнее этот интересный вопрос.
Классификация самолетов по скоростям
В наши дни скорость воздушных судов стало принято соизмерять со скоростью звука. Величина скорости звука в воздухе составляет 1 224 км/ч. На основании соответствия скоростных характеристик самолета значению скорости звука, все летательные аппараты классифицируются следующим образом:
- дозвуковые – летают на скоростях, не достигающих отметки скорости звука;
- сверхзвуковые – совершают полеты на скоростях, превосходящих скорость звука (говоря о скоростях, соразмерных со скоростью звука, используют понятие «трансзвук» или «околозвук»);
- гиперзвуковые – превышают скорость звука в 4 раза и выше.
Все пассажирские суда относятся к дозвуковым, так как летают на скоростях, обычно не превышающих скорость звука.
И все же в истории гражданской авиации был опыт использования сверхзвуковых пассажирских самолетов.
Легендарное прошлое сверхзвуковой гражданской авиации: "Ту-144" и «Конкорд»
Раскрывая вопрос о том, с какой скоростью летают пассажирские самолеты сегодня, нельзя не упомянуть о сверхзвуковых пассажирских самолетах прошлого – "Ту-144" и «Конкорд». Эти две легенды мировой авиации увидели свет почти одновременно.
Над созданием сверхскоростного "Ту-144" работали лучшие умы Советского Союза. Он совершил свой первый испытательный полет в конце 1968 года.
«Конкорд» был детищем франко-британского союза авиаконструкторов. Он впервые поднялся в небо в начале 1969 года.
Оба самолета внешне были очень похожи друг на друга. Скорость "Ту-144" составляла 2 300 км/ч, скорость «Конкорда» 2 150 км/ч.
Существенным недостатком обоих монстров авиации был невыносимый шум во время полета, исходивший от двигателей и системы кондиционирования.
Первая катастрофа с "Ту-144" произошла в 1973 году на международном авиасалоне Ле-Бурже во Франции. Самолет рухнул на землю прямо во время испытательного полета. Точная причина этой катастрофы осталась неизвестна. В 1978 году случилась второе крушение – в Московской области во время контрольно-приемочного полета загорелся борт самолета. Летчикам удалось посадить машину и эвакуироваться, но остановить огонь не представилось возможным – самолет сгорел. После этого случая пассажирские полеты на "Ту-144" были прекращены навсегда.
Борта самолетов «Конкорд» продолжали успешно осуществлять пассажирские полеты вплоть до 25 июля 2000 года. В тот страшный день пассажирский лайнер «Конкорд», выполнявший полет из парижского аэропорта Шарль де Голль, совершил падение через 3 минуты после взлета. Погибло 113 человек. Эта трагедия послужила поводом для запрета на использование самолетов «Конкорд». Впоследствии этот запрет был снят, так как по результатам детального обследования технического состояния всех самолетов «Конкорд» не было выявлено ни одного дефекта. Однако в 2003 году крупнейшие авиакомпании Великобритании и Франции объявили об отказе от эксплуатации судов этой марки.
С тех пор мировая гражданская авиация отдает предпочтение более простым, тихим и экономичным дозвуковым судам, а использование сверхзвуковых аппаратов для пассажирских перевозок осталось в прошлом.
Понятие крейсерской скорости воздушного судна
Скорость самолета – сложное и не всегда однозначное понятие, зависящее от многих факторов.
Прежде всего, необходимо понимать разницу между крейсерской и максимальной скоростями. В техническом описании самолетов указываются оба этих показателя, но максимальная скорость пассажирского самолета – понятие теоретическое, так как лайнеры на рабочих рейсах не развивают максимальную скорость, а придерживаются крейсерской, что составляет примерно 60–80% от максимально расчетной скорости конкретной модели лайнера.
Существуют также понятия скорости разгона, взлета и посадки самолета. Но если речь идет об обобщенном понятии, то, как правило, имеется в виду именно крейсерская скорость.
Скоростные показатели гражданской и военной авиации
По своему назначению самолеты бывают гражданскими и военными. Гражданские самолеты, в свою очередь, могут быть не только пассажирскими, но также предназначаться для конкретных нужд: спортивных, пожарных, грузовых, сельскохозяйственных и т. п.
Неудивительно, что скоростные показатели самолетов гражданской и военной авиации отличаются друг от друга в разы. Такая большая разница обусловлена кардинально различными целями использования воздушных кораблей. Основная цель пассажирских лайнеров – безопасность, экономичность и комфорт для пассажиров, в то время как для военной авиационной техники важна скорость.
Средняя скорость полета пассажирского самолета в наше время составляет около 900 км/ч, что примерно в 3–4 раза ниже средней скорости военных самолетов. Кстати, самым быстрым из военных самолетов нашего времени является беспилотный Х-43А компании NASA, который поставил скоростной рекорд 11 231 км/ч.
И все же, с какой скоростью летают пассажирские самолеты? Ниже приведены скорости самых обычных и часто используемых в гражданской авиации моделей самолетов.
Значения крейсерской и максимальной скоростей некоторых пассажирских самолетов
Стоит упомянуть, что на скорость пассажирского самолета в воздухе оказывают значительное влияние погодные условия. Величина плотности воздуха и сила и направление ветра может существенно сказаться на фактической скорости.
Раскрывая тему скорости пассажирских самолетов, следует упомянуть о так называемой скорости сваливания.
Понятие скорости сваливания
Слишком малые скорости полета опасны для воздушного транспорта, поэтому для каждой модели самолета рассчитана минимально допустимая скорость полета, необходимая для удержания самолета в воздухе Vмин доп, или скорость сваливания. Если значение скорости полета опускается ниже отметки Vмин доп, то наступает угроза сваливания самолета. Значение Vмин доп зависит от многих постоянных и переменных величин и бывает особенно критическим в фазе взлетов. В качестве примера, для модели Boeing-747 расчетная скорость сваливания составляет 220 км/ч. Фактическая же скорость сваливания может отличаться от расчетной в зависимости от направления и силы ветра.
Обобщив вышеизложенную информацию о том, с какой скоростью летают пассажирские самолеты, можно дать ответ такой: общепринятые средние пределы 600–900 км/ч.