Любой ученик рано или поздно задается вопросом: «Зачем учиться? И так все просто и понятно...» Дитя не догадывается, что «просто и понятно», потому что оно уже овладело какой-то частичкой знаний. Ребенок еще не понимает, что путь познания бесконечный и необыкновенно захватывающий. К тому же знания могут принести моральную, физическую, материальную выгоду, если использовать их с умом.
Что такое знания?
Когда человек попадает в критическое положение, он садится и обдумывает, как из него выбраться. Обдумывание — это процесс извлечения из собственного багажа знаний и опыта тех средств, которые помогут разрешить ситуацию. Чем больше человек учился, перенимал теоретический и практический жизненный опыт других людей, тем этот багаж богаче. Следовательно, и неблагоприятная ситуация быстрее и легче разрешится у того человека, который больше знает и умеет.
Знания — это:
- осмысленное восприятие человеком действительности;
- инструмент ее преобразования;
- составная часть человеческого мировоззрения;
- источник интересов;
- необходимое условие развития талантов и способностей;
- собственность индивидуума и достояние общества.
Знания приобретаются в процессе обучения, овладения и познания научного богатства человечества.
Знания в педагогике — это и цель, и средство педагогической деятельности.
Педагогика — это наука?
Доказательствами того, что педагогика — самостоятельная отрасль знания, обособленная наука, являются следующие факты:
- Педагогика имеет собственную историю происхождения и развития.
- Имеет проверенные практикой источники развития — многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, научные исследования и труды, на основе которых сложились современные системы воспитания.
- У нее есть собственный предмет — это воспитательная деятельность.
- А также особая функция познания законов воспитания, обучения, образования человека и поиска путей их совершенствования в современных ей условиях.
Кроме того, педагогика как отрасль научных знаний имеет свои цели, задачи, формы, методы и приемы исследовательской и практической работы.
Источники и система педагогических наук
Решение специфических задач воспитания и образования заставляет педагогов обращаться к смежным наукам о человеке, чтобы получить ответы на некоторые вопросы. Поэтому педагогика в системе научных знаний занимает прочное место.
Философия — основа педагогики, источник идей этой работы, почерпнутых из различных философских систем. Такие философские науки, как этика, эстетика, социология, науковедение и другие, предоставляют материал о новых социальных явлениях и процессах. С учетом этого изменяются и задачи, формы, методики воспитательной работы.
Анатомия, физиология и медицина предоставляют данные о человеческом организме. Изучение особенностей функционирования различных его отделов помогает в выборе правильных систем развития и обучения воспитанника с отклонениями в здоровье (коррекционная и реабилитационная педагогика).
Психология изучает закономерности развития внутреннего мира и поведения человека. Педагогика эффективно использует в своей практике результаты психологических исследований (возрастная педагогика — дошкольная, школьная, высшей школы). На стыке двух наук возникла психопедагогика и педагогическая психология.
Система педагогических наук обширна. На основе изучения особенностей контингента воспитуемых вырабатываются и отбираются специфические цели и задачи, формы и методы педагогического воздействия. Например:
- кондуктивная педагогика занимается проблемами воспитания и обучения детей с церебральным параличом;
- этнопедагогика использует вековой воспитательный опыт народов различных национальностей;
- педагогика пенитенциарная изучает и использует возможности перевоспитания лиц, находящихся в заключении;
- превентивная педагогика изучает причины и методы исправления девиантного и делинквентного (отклоняющегося) поведения;
- семейная педагогика выявляет проблемы и недостатки семейного воспитания, занимается их профилактикой;
- досуговая педагогика (педагогика свободного времени, клубная педагогика) решает проблемы организации полезного досуга для людей разных возрастных и социальных групп;
- социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для максимальной реализации личностных способностей.
Таким образом, знания в педагогике — это тесное взаимное переплетение с теорией и практикой самых разных наук.
Подробнее о социальной педагогике
Социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для реализации личностных способностей. Социальная педагогика максимально приближена к каждому человеку как члену социума. Ее технологии социализации индивидуума строятся на таких знаниях, как выявление личных планов и мотивов, ресурсов для их реализации, стадии социализации, виды социализации человека (семейная, профессиональная, поло-ролевая и др.).
Социальная педагогика как социальное знание является частью гуманитарного знания, занимающегося проблемами гуманизации общества.
По большому счету, деятельность любого педагога включает в себя в большей или меньшей степени социальные знания.
Источники и виды педагогических знаний
Знания в педагогике — это совокупность систематизированных теоретических и практических данных о воспитании, развитии и обучении человека.
Источники педагогического знания:
- Собственный опыт любого человека (житейские или обыденные знания).
- Практические знания, получаемые в ходе педагогической работы. Возникающие в ходе воспитания детей или ребенка проблемы заставляют воспитателя обращаться к научным источникам для поиска ответов на вопросы, рациональных методов формирования личности и обучения.
- Специально организованные научные исследования (научно-практические знания). Познание особенностей объектов изучения порождает новые гипотезы, идеи, требующие дополнительных исследований. В результате появляются новые научно обоснованные педагогические системы воспитания, обучения, развития личности. Получение новых знаний в педагогике - это творческий процесс, требующий основательного теоретического образования и практического опыта.
Формы педагогических знаний
Теоретическая форма включает в себя ряд понятий, которыми оперирует ученый, изучая педагогические явления на теоретическом уровне — принципы, закономерности, теории, понятия, технологии и др. В результате рождаются предположения, описания, гипотезы, требующие систематизации и своего подтверждения или опровержения практическим путем (например, экспериментально). То есть в процессе познания появляются новые знания.
Практическая форма — это опытные или эмпирические знания, получаемые в результате непосредственной работы с объектами педагогической деятельности. Для их получения используется множество методов, отбираемых с учетом конкретных условий, целей и задач, особенностей объекта воспитания.
Знания в педагогике — это тесное переплетение их научно-теоретической и эмпирической форм. Такой «союз» теории и практики порождает новые педагогические теории и концепции, направления и технологии.
Функции педагогики как науки
Педагогика как область знаний выполняет две определенные функции.
Теоретическая функция: изучение существующего опыта, диагностика его эффективности, научное обоснование, моделирование.
Технологическая функция связана с разработкой педагогических проектов в виде программ, методических рекомендаций, учебников и с их внедрением в практику. Оценка практических результатов влечет за собой их корректировку на теоретическом и практическом уровне.