Знания в педагогике - это... Определение, виды и формы, применение

Любой ученик рано или поздно задается вопросом: «Зачем учиться? И так все просто и понятно...» Дитя не догадывается, что «просто и понятно», потому что оно уже овладело какой-то частичкой знаний. Ребенок еще не понимает, что путь познания бесконечный и необыкновенно захватывающий. К тому же знания могут принести моральную, физическую, материальную выгоду, если использовать их с умом.

Что такое знания?

Когда человек попадает в критическое положение, он садится и обдумывает, как из него выбраться. Обдумывание — это процесс извлечения из собственного багажа знаний и опыта тех средств, которые помогут разрешить ситуацию. Чем больше человек учился, перенимал теоретический и практический жизненный опыт других людей, тем этот багаж богаче. Следовательно, и неблагоприятная ситуация быстрее и легче разрешится у того человека, который больше знает и умеет.

педагогика в системе научных знаний

Знания — это:

  • осмысленное восприятие человеком действительности;
  • инструмент ее преобразования;
  • составная часть человеческого мировоззрения;
  • источник интересов;
  • необходимое условие развития талантов и способностей;
  • собственность индивидуума и достояние общества.

Знания приобретаются в процессе обучения, овладения и познания научного богатства человечества.

Знания в педагогике — это и цель, и средство педагогической деятельности.

Педагогика — это наука?

Доказательствами того, что педагогика — самостоятельная отрасль знания, обособленная наука, являются следующие факты:

  • Педагогика имеет собственную историю происхождения и развития.
  • Имеет проверенные практикой источники развития — многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, научные исследования и труды, на основе которых сложились современные системы воспитания.
  • У нее есть собственный предмет — это воспитательная деятельность.
  • А также особая функция познания законов воспитания, обучения, образования человека и поиска путей их совершенствования в современных ей условиях.

Кроме того, педагогика как отрасль научных знаний имеет свои цели, задачи, формы, методы и приемы исследовательской и практической работы.

Источники и система педагогических наук

Решение специфических задач воспитания и образования заставляет педагогов обращаться к смежным наукам о человеке, чтобы получить ответы на некоторые вопросы. Поэтому педагогика в системе научных знаний занимает прочное место.

педагогика как область знания

Философия — основа педагогики, источник идей этой работы, почерпнутых из различных философских систем. Такие философские науки, как этика, эстетика, социология, науковедение и другие, предоставляют материал о новых социальных явлениях и процессах. С учетом этого изменяются и задачи, формы, методики воспитательной работы.

Анатомия, физиология и медицина предоставляют данные о человеческом организме. Изучение особенностей функционирования различных его отделов помогает в выборе правильных систем развития и обучения воспитанника с отклонениями в здоровье (коррекционная и реабилитационная педагогика).

Психология изучает закономерности развития внутреннего мира и поведения человека. Педагогика эффективно использует в своей практике результаты психологических исследований (возрастная педагогика — дошкольная, школьная, высшей школы). На стыке двух наук возникла психопедагогика и педагогическая психология.

Система педагогических наук обширна. На основе изучения особенностей контингента воспитуемых вырабатываются и отбираются специфические цели и задачи, формы и методы педагогического воздействия. Например:

  • кондуктивная педагогика занимается проблемами воспитания и обучения детей с церебральным параличом;
  • этнопедагогика использует вековой воспитательный опыт народов различных национальностей;
  • педагогика пенитенциарная изучает и использует возможности перевоспитания лиц, находящихся в заключении;
  • превентивная педагогика изучает причины и методы исправления девиантного и делинквентного (отклоняющегося) поведения;
  • семейная педагогика выявляет проблемы и недостатки семейного воспитания, занимается их профилактикой;
  • досуговая педагогика (педагогика свободного времени, клубная педагогика) решает проблемы организации полезного досуга для людей разных возрастных и социальных групп;
  • социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для максимальной реализации личностных способностей.

Таким образом, знания в педагогике — это тесное взаимное переплетение с теорией и практикой самых разных наук.

Подробнее о социальной педагогике

Социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для реализации личностных способностей. Социальная педагогика максимально приближена к каждому человеку как члену социума. Ее технологии социализации индивидуума строятся на таких знаниях, как выявление личных планов и мотивов, ресурсов для их реализации, стадии социализации, виды социализации человека (семейная, профессиональная, поло-ролевая и др.).

Социальная педагогика как социальное знание является частью гуманитарного знания, занимающегося проблемами гуманизации общества.

социальная педагогика как социальное знание

По большому счету, деятельность любого педагога включает в себя в большей или меньшей степени социальные знания.

Источники и виды педагогических знаний

Знания в педагогике — это совокупность систематизированных теоретических и практических данных о воспитании, развитии и обучении человека.

Источники педагогического знания:

  • Собственный опыт любого человека (житейские или обыденные знания).
  • Практические знания, получаемые в ходе педагогической работы. Возникающие в ходе воспитания детей или ребенка проблемы заставляют воспитателя обращаться к научным источникам для поиска ответов на вопросы, рациональных методов формирования личности и обучения.
  • Специально организованные научные исследования (научно-практические знания). Познание особенностей объектов изучения порождает новые гипотезы, идеи, требующие дополнительных исследований. В результате появляются новые научно обоснованные педагогические системы воспитания, обучения, развития личности. Получение новых знаний в педагогике - это творческий процесс, требующий основательного теоретического образования и практического опыта.
педагогика самостоятельная отрасль знания

Формы педагогических знаний

Теоретическая форма включает в себя ряд понятий, которыми оперирует ученый, изучая педагогические явления на теоретическом уровне — принципы, закономерности, теории, понятия, технологии и др. В результате рождаются предположения, описания, гипотезы, требующие систематизации и своего подтверждения или опровержения практическим путем (например, экспериментально). То есть в процессе познания появляются новые знания.

знания в педагогике это

Практическая форма — это опытные или эмпирические знания, получаемые в результате непосредственной работы с объектами педагогической деятельности. Для их получения используется множество методов, отбираемых с учетом конкретных условий, целей и задач, особенностей объекта воспитания.

Знания в педагогике — это тесное переплетение их научно-теоретической и эмпирической форм. Такой «союз» теории и практики порождает новые педагогические теории и концепции, направления и технологии.

Функции педагогики как науки

Педагогика как область знаний выполняет две определенные функции.

Теоретическая функция: изучение существующего опыта, диагностика его эффективности, научное обоснование, моделирование.

педагогика самостоятельная отрасль знания

Технологическая функция связана с разработкой педагогических проектов в виде программ, методических рекомендаций, учебников и с их внедрением в практику. Оценка практических результатов влечет за собой их корректировку на теоретическом и практическом уровне.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.