Юрий Владимирович Андропов – Председатель КГБ в 1967–82 гг. и Генеральный секретарь КПСС с ноября 1982 г. до его смерти 15 месяцев спустя. Он также являлся послом СССР в Венгрии с 1954 по 1957 г. и участвовал в жестоком подавлении Венгерской революции 1956 г. Как Председатель КГБ принимал решение о вводе войск в Чехословакию во время Пражской весны и боролся с диссидентским движением.
Смерть Андропова: в каком году?
Юрий Владимирович умер, когда ему было 69 лет. Дата смерти Андропова – 09.02.1984. Сильный характер и интеллект, сочетавшиеся в нем, позволили оставить ему значительный след в истории своей страны. Однако шанс возглавить Советский Союз у него появился только за год до смерти. Андропов к тому времени уже был больным 68-летним человеком. Он умер и не смог укрепить свою власть или начать эффективно управлять страной.
После смерти Брежнева в конце 1982 г. Андропов руководил СССР менее года. Уже в августе 1983 г. он исчез с поля зрения и был недееспособным в течение нескольких месяцев. За короткое время, в течение которого он являлся Генеральным секретарем Компартии Советского Союза, он провел многих своих ставленников в высший и средний эшелоны партии, что являлось решительным шагом к смелым реформам, которые он предполагал осуществить.
Но смерть Юрия Андропова не позволила гражданам СССР узнать, что же он собирался делать дальше. Это ироничный конец долгой 30-летней карьеры, в течение которой он постоянно находился в центре важных событий.
Причина смерти Юрия Владимировича Андропова
Объявление о трагической кончине зачитывалось по радио и телевидению весь следующий день начиная с 14:30. За ним последовала серия бюллетеней о причинах смерти Андропова и о порядке проведения похорон.
Протеже Брежнева, 72-летний Константин Черненко, работавший вторым секретарем, возглавил похоронную комиссию. Иностранные дипломаты восприняли это как признак того, что после смерти Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС может стать именно он. И в этом они не ошиблись.
Советское руководство заявило, что официальный траур продлится до погребения на Красной площади.
Причиной смерти Юрия Андропова была хроническая болезнь почек. Она не позволяла ему выполнять свои государственные функции в течение 6 месяцев до трагического конца. После смерти Андропова освободился целый ряд вакансий. Помимо того что он был партийным лидером, он являлся председателем Президиума Верховного Совета (эквивалент главы государства) и председателем Совета обороны, обладающим полномочиями в отношении вооруженных сил.
Согласно официальному заявлению, причиной смерти Андропова стала продолжительная болезнь: он страдал от нефрита, диабета и гипертонии, осложненными хронической недостаточностью почек. Генеральный секретарь КПСС умер в 16:50 в четверг.
Согласно медицинской сводке, за год до смерти Андропов начал лечиться с помощью искусственной почки, но в январе 1984 г. состояние его ухудшилось.
Траур и похороны
В официальных заявлениях не сообщалось о том, где он умер. Упоминалось только о его госпитализации в специальной клинике, находившейся на даче Сталина в Кунцево, юго-западном пригороде Москвы. Там же умер и Сталин в марте 1953 г.
Первым признаком смерти Ю. В. Андропова стала трансляция по радио траурной музыки. Это продолжалось несколько часов до объявления, которое зачитал диктор Игорь Кириллов. Во время телетрансляции на экране демонстрировался портрет Генерального секретаря с красно-черными траурными лентами.
Хотя после смерти Андропова был объявлен 4-дневный официальный траур, телевидение продолжало показывать Зимние Олимпийские игры в Сараево, где главными претендентами на победу были советские спортсмены.
Похороны состоялись во вторник 14 февраля в 12 ч дня. Андропов был погребен за мавзолеем В. И. Ленина на Красной площади у Кремлевской стены рядом с Брежневым и другими крупными деятелями, в т. ч. и Сталиным.
Председатель КГБ
Главным постом Андропова перед тем, как он стал Генеральным секретарем КПСС, была должность Председателя Комитета государственной безопасности (КГБ), которую он занимал в непростой период с 1967 по 1982 г. Когда он вступил на эту должность, его коллеги в руководстве были обеспокоены внезапным появлением полуорганизованного протестного движения среди многих интеллектуалов страны. Задача Андропова состояла в том, чтобы искоренить диссидентское движение. Он делал это с холодной расчетливостью и часто безжалостной эффективностью.
До самой смерти Юрий Владимирович Андропов, руководя репрессиями, создавал себе имидж интеллектуала. Являясь советским послом в Венгрии во время восстания 1956 года, главой КГБ и Генеральным секретарем партии, он сочетал строгую приверженность жесткой линии Кремля с вкрадчивой манерой говорить. Его очки и в последующие годы его сутулость создавали впечатление интеллигентности, которую, однако, его действия ничем не подтверждали.
За рубежом правление Андропова, вероятно, запомнится как время, когда СССР потерпел, возможно, наибольшее политическое поражение после кубинского ракетного кризиса 1962 года, когда блок НАТО начал разворачивать в Европе новые ядерные ракеты. Неудачная пропагандистская кампания, направленная на предотвращение этого, была продолжением политики брежневской эпохи, так же, как и все основные направления внешней политики при Андропове.
В СССР его запомнили как человека, который пытался навязать народу суровую дисциплину и избавиться от коррупции внутри партийной элиты. По обоим пунктам он добился лишь скромных успехов. Кроме того, при нем началось осуществление скромной программы экспериментальных экономических изменений, в соответствии с которой руководителям предприятий в отдельных отраслях и регионах была предоставлена свобода от ограничений централизованного планирования.
Хотя такие меры способствовали 4-процентному экономическому росту в 1982 г., что вдвое превысило прошлогодний результат при Брежневе, они не предусматривали выполнение рекомендаций экономистов, которые выступали за большую децентрализацию и внедрение рыночных механизмов. Критики Андропова утверждали, что он стремился улучшить работу существующей системы, а не внедрять институциональные изменения.
Рядовым же гражданам он запомнился дешевой водкой, которая была прозвана «андроповкой», появившейся в продаже вскоре после его прихода к власти.
Краткая биография
Из ранней жизни Андропова мало что известно наверняка. Он родился 15.06.1914 недалеко от Ставрополя в семье железнодорожника. В разное время между 1930 и 1932 годами он работал телеграфистом, учеником киномеханика и моряком, а в какой-то момент окончил Рыбинский речной техникум.
К середине 30-х годов Андропов стал заниматься политической деятельностью, начав с должности комсорга на судоверфи. К 1938 году работал первым секретарем Ярославского обкома комсомола, а в 1939 г. в возрасте 25 лет вступил в Коммунистическую партию.
Когда Германия вторглась в Советский Союз в 1941 году, Андропов был восходящим партийным функционером в Карелии, расположенной на восточной границе Финляндии. Он провел там 11 лет между 1940 и 1951 годами, продвигаемый Отто Куусиненом, высшим партийным руководителем Карело-Финской ССР, образованной после захвата части Финляндии в 1940 г., и вошел в состав республиканского ЦК и Верховного Совета.
В 1951 г. Куусинен, ставший членом Президиума, привез Андропова в Москву, где тот возглавил политический отдел, обслуживающий Центральный Комитет. Это была его первая должность в центре советской власти, где он был на глазах у людей, которые впоследствии стали внутренним кругом Хрущева.
Роль в подавлении Венгерского восстания
В 1954 году Андропов был отправлен в Венгрию в качестве советника в советское посольство в Будапеште. Он стал послом в необычно молодом возрасте, когда ему было 42 года. Тогда же на его долю внезапно выпало первое серьезное испытание. Осенью 1956 г. внезапное антикоммунистическое восстание привело к власти в Будапеште бывшего премьера Имре Надя. Новое коалиционное правительство объявило Венгрию нейтральной и некоммунистической и заявило о выходе из Варшавского договора.
Столкнувшись с этим кризисом, посол Андропов возглавил напряженные и тайные попытки Советского Союза установить режим Яноша Кадара, который все еще являлся лидером Венгрии. Кадар призвал СССР ввести войска. Армия и танки, подавляя решительное сопротивление венгров, в ходе кровавых боев взяли Будапешт под свой контроль.
Надь искал убежище в югославском посольстве. После заверений советских эмиссаров во главе с Андроповым он покинул его с гарантиями личной безопасности. Но его схватили, вывезли в Румынию, а затем вернули в Венгрию, где его судили за измену и казнили.
Карьерный рост
В марте 1957 г. Андропов был переведен в Москву. В качестве предупреждения партнерам по военно-политическому блоку он был назначен руководителем отдела по связям с коммунистическими партиями. В этой роли он часто ездил по всей Восточной Европе и принимал участие в переговорах, которые, впрочем, не смогли предотвратить китайско-советский раскол. А в 1968 г. после перехода в КГБ Андропов поддерживал Брежнева при вторжении в Чехословакию стран Варшавского договора.
Несмотря на то что его продвигал Хрущев, западные советологи полагали, что истинным его покровителем был Михаил Суслов, который в течение почти 30 лет после смерти Иосифа Сталина в 1953 году являлся консервативным идеологом Кремля. Суслов, как полагают, стоял за отстранением Хрущева от руководства страной осенью 1964 года.
Отношения с Брежневым
Когда Генеральный секретарь КПСС в мае 1967 г. выступил против хрущевского ставленника, возглавлявшего КГБ, Владимира Семичастного, он выбрал Андропова в качестве нового главы тайной полиции. Этот шаг был важным в укреплении власти Генсека.
Шесть лет спустя Брежнев завершил этот процесс. В апреле 1973 г. глава КГБ Андропов вместе с министром иностранных дел Андреем Громыко и министром обороны маршалом Андреем Гречко получили право голоса в правящем Политбюро. Впервые со сталинской эпохи руководитель спецслужбы стал полноправным членом Политбюро, и впервые со времени прихода к власти Хрущева министры иностранных дел и обороны получили полные права членов этого узкого кружка. Через несколько лет, когда Гречко умер, его преемник маршал Дмитрий Устинов получил статус полноправного члена Политбюро. Таким образом Брежнев образовал триумвират, который правил и после его ухода.
Андропов поддерживал близкие, если не теплые, связи с Леонидом Ильичем. В течение многих лет глава КГБ и его жена жили в квартире над Брежневым на Кутузовском проспекте, 24. А этажом ниже жил министр внутренних дел Николай Щелоков, который руководил милицией. При таком большом скоплении высокопоставленных лиц большое здание тщательно охранялось.
В будние дни Брежнева можно было увидеть на переднем пассажирском сиденье его блестящего черного лимузина, мчавшегося в Кремль и обратно. Но Андропов оставался неуловимой фигурой. Его редко замечали входящим и выходящим из штаб-квартиры КГБ, расположенной в Лубянской тюрьме на площади Дзержинского. Возглавив разведку и тайную полицию, Андропов мало контактировал с представителями Запада. Единственное место, где иностранцы могли видеть его лично, были заседания Верховного Совета, проходившие несколько раз в год. Иностранные корреспонденты долго вглядывались в бинокли из пресс-галереи на втором этаже зала заседаний, чтобы узнать об отношениях горстки старцев, правивших страной.
Андропов до смерти Брежнева сидел в самом верхнем ряду руководства рядом с Устиновым и Громыко. На фоне жестких закрытых взглядов других деятелей это трио поражало оживленными личными разговорами. Особое тепло чувствовалось между Устиновым и Андроповым, поскольку они были самой могущественной частью советской иерархии.
Борьба с диссидентами
Коллеги были благодарны Андропову за его способность проводить репрессии, которые режим считал необходимым производить в спокойном режиме, избегая критики в стране или острых протестов из-за границы. Сравнительно мягкое руководство Андроповым системы безопасности произошло в то время, когда Кремль проводил политику разрядки и сближения с Западом.
Например, до его прихода к власти советские писатели Юлий Даниэль и Андрей Синявский в 1966 году были заключены в тюрьму за отправку своих произведений за рубеж для их публикации. Масштабные протесты на Западе и беспрецедентная оппозиция советских писателей и интеллектуалов стали бременем для главы КГБ Семичастного.
Столкнувшись с подобными нераскаявшимися активистами-писателями в 1970-х годах, КГБ Андропова проводило политику изгнания диссидентов на Запад. Это смягчило репрессивный образ Кремля, эффективно устранявшего несогласных с культурной сцены.
Самым известным изгнанником этой эпохи был Александр Солженицын, но таких как он были десятки. Продолжающееся обнищание советской культуры – это цена, которую служба безопасности СССР при Андропове была готова заплатить, чтобы сохранять население послушным.
Приход к власти
Восхождение Андропова было быстрым. Когда советские войска вторглись в Афганистан в декабре 1979 г., он был участником небольшой «группы быстрого реагирования», которая руководила военной операцией. В мае 1982 г. после смерти своего покровителя Суслова Андропов был назначен на его место в Секретариате ЦК, а через 2 дня он ушел в отставку с поста главы КГБ. Многие расценили это как понижение его в правах.
В последние 6 месяцев жизни Леонида Иллича западные эксперты наблюдали закулисную борьбу за власть в ближайшем окружении Генсека. Но после смерти Брежнева, Андропов и Черненко боролись не долго. В Кремле под прикрытием армии Центральный Комитет быстро одобрил его назначение на пост Генерального секретаря Коммунистической партии. В официальном заявлении говорилось, что кандидатуру Андропова предложил Черненко, и что голосование было единогласным. Западные аналитики пришли к выводу, что решающей стала поддержка Громыко и Устинова.
Семь месяцев спустя, 16.06.1983, он возглавил Президиум Верховного Совета. Но, несмотря на эту консолидацию власти, приближалась дата смерти Андропова. Иностранные гости после редких встреч с ним сообщали о том, что он был физически слаб, хотя интеллектуально был совершенно здоров.
Признаки болезни
Канцлер ФРГ Гельмут Коль, который в начале июля отправился в Москву, описал Андропова после их встречи как очень серьезного человека с блестящими интеллектуальными способностями. По его словам, об этом свидетельствовало то, как он представляет свои аргументы. Он знал все детали обсуждаемого предмета.
Заключительная перед смертью Андропова встреча с западными посетителями состоялась 18 августа, когда он принял делегацию из 9 американских сенаторов-демократов. Один из них отметил, что правая рука советского лидера немного дрожала. Но сенаторы были впечатлены Андроповым. По их словам, он был жестким, расчетливым человеком. Чувствовалось, что он не хотел войны.
Когда 1 сентября над островом Сахалин был сбит самолет Корейских авиалиний, он, как говорили, находился в отпуске, а последующие серии советских заявлений о кризисе были сделаны военными и дипломатами.
В ноябре он пропустил два важных торжественных мероприятия, посвященных годовщине Октябрьской революции, а 26 декабря его выступление на пленуме ЦК КПСС, призывающее к улучшению экономического планирования и производительности труда, было зачитано в его отсутствие.
После смерти Андропова остались двое его детей. Сын Игорь, представитель министерства иностранных дел, работал в советских делегациях на конференциях по европейской безопасности в Мадриде и Стокгольме. Его дочь Ирина работала в редакции московского журнала. Его жена Татьяна умерла на несколько лет раньше его.
Культ Андропова
Владимир Путин инициировал небольшой культ человека, который дольше всех руководил КГБ в советской истории. В качестве главы ФСБ он возлагал цветы к могиле Андропова и установил ему мемориальную доску на Лубянке. Позже, став президентом, он распорядился установить еще одну мемориальную доску на доме, где жил покойный, и поставить ему памятник в пригороде Санкт-Петербурга.
Но Путину хотелось восстановить больше, чем память о нем, – он хотел воскресить образ мышления старого руководителя КГБ, который демократом не был, а лишь пытался модернизировать советскую систему.