Стадии психосексуального развития по Фрейду. Латентная стадия - это...

Многие слышали про загадочные теории Зигмунда Фрейда, основанные на сексуальных переживаниях, но что представляет собой хотя бы одна из них? Почему ученый строил их именно так, а не иначе? Что означает термин «латентная стадия» и каковы ее значения?

Чтобы это понять, нужно обязательно ознакомиться с полным материалом психоанализа и подробно рассмотреть каждую из фаз развития.

Кроме латентной стадии по Фрейду, существует еще один подобный термин, который применяется к одной из стадий болезни ВИЧ, тема которой тоже будет охвачена в конце данной статьи, так как очень важна для будущего каждого из нас.

Теория Фрейда

Несомненно, родители наиважнейшим образом влияют на дальнейшую жизнь и развитие своего ребенка. И многие из них стараются увидеть окружающий мир глазами своих детей. Что вполне разумно, так как помогает в установке четкого контакта с собственным чадом, и избавляет от многих проблем в будущем. Поэтому необходимо самостоятельно разобраться в механизмах психического развития личности. И особенно следует уделить внимание такой простой на первый взгляд стадии психосексуального развития, как латентный период. Ведь именно во время него развивается эго и супер-эго.

Стадии психосексуального развития

Некогда великим ученым Зигмундом Фрейдом была выдвинута весьма оригинальная теория развития психики у детей, которая является актуальной и по сей день, поэтому родителям просто необходимо с ней ознакомиться.

По теории ученого, основой психического развития является сексуальность. Но чтобы превратиться в ту, которая возникает в нашем понимании, она проходит не одну стадию.

До наступления генитальной фазы развития объекты переживания ребенка вовсе не «загадочные места» человеческого тела, а совсем другие его части.

Стадии психосексуального развития по Фрейду выглядят так:

  1. Оральная стадия – (0-1, 5 года).
  2. Анальная стадия – (1,5-3 года).
  3. Фаллическая стадия – (3-7 лет).
  4. Латентная стадия – (7-13 лет).
  5. Генитальная стадия – (13-18 лет).

Каждая из них прямым образом влияет на формирование того или иного характера личности. От благополучного или неудачного течения каждой зависит то, как она проявит себя во взрослой жизни. Поэтому в любой фазе становления личности, а особенно латентной стадии сексуального развития человека, основную роль играет то, как родители ведут себя по отношению к ребенку. Когда в прохождении определенного этапа случается сбой, развитие может «застопориться», говоря научным языком – зациклиться именно на этой фазе травмирования.

Зацикливание на одной из стадий развития чревато тем, что, будучи уже взрослым, человек помнит о психической травме, полученной в тот или иной период на бессознательном уровне, причем неважно, было ли это в анальной или латентной стадии. Фрейд для каждого периода нашел свои объяснения.

В момент потери самоконтроля, в стрессовой ситуации, человек словно становится тем беззащитным маленьким ребенком, которым был в момент получения эмоционального шока. И, несомненно, зацикливание на любой из этих стадий развития, будет проявлять себя во взрослой жизни, ведь травмы, полученные в детстве, это, по сути, нерешенные проблемы в отношениях - родитель – ребенок.

Оральная стадия

Данная фаза психического развития получила это название потому, что приоритетным органом чувств младенца является рот. С его помощью он не только получает пищу, но и изучает мир вокруг себя, получая при этом множество новых ощущений. И это первый этап на пути развития сексуальности. Дитя считает себя и маму единым целым, и прочная связь, начавшаяся при беременности, длится и в этот период. Материнская грудь для него - продолжение его самого.

Оральная стадия развития

Период можно охарактеризовать как состояние аутэротизма, так как сексуальная энергия направляется вовнутрь. Питаясь из теплой маминой «сиси», ребенок не только насыщается, получая при этом удовольствие, но и испытывает покой и защиту.

Поэтому грудное вскармливание на протяжении всей фазы развития столь важно сохранить, тем более что в этот период для карапуза нет ничего приоритетнее, чем близкое общение с мамой, которой следует дорожить каждой секундой, проведенной с крохой, потому что в четвертой (латентной) стадии ей будет этого очень не хватать.

Но к сожалению, в силу разных причин многие малыши не получают грудного молока, и мамы вынуждены кормить их искусственным питанием. В подобном случае очень важно брать кроху на руки, в момент приема пищи, чтобы он чувствовал мамино тепло, так как тактильный контакт становится особенно важен.

Как избежать травмирования на этой стадии?

Желания крохи нельзя игнорировать

Малыши этого возраста проявляют тревожность, если мама исчезает из поля зрения, не хотят спать одни, громко плачут и требуют, чтобы их взяли на ручки. Не стоит им в этом отказывать, потому что в данном случае это не проявления капризности, а желание обрести уверенность как во внутреннем, так и во внешнем мире. Строгость на этой стадии развития может лишь навредить малышу, и, по Фрейду, существует две крайних типа поведения мамы:

  1. Чрезмерная суровость и, как следствие, игнорирование эмоциональных потребностей ребенка.
  2. Избыточная опека, которая проявляется в преждевременном угодничестве любому желанию карапуза.

И та и другая модель материнского поведения ведет к развитию орально-пассивного типа личности, в котором преобладает чувство неуверенности в себе и инфантильность. Став взрослым, этот человек все время будет ждать от окружающих такого же отношения, как от матери, и будет требовать постоянного содействия и похвалы в свой адрес. Обычно он чрезмерно доверчив и инфантилен, что может плохо сказаться уже в IV латентной стадии.

Поэтому если вы хотите вырастить решительного и уверенного в себе человека, то:

  • во-первых – не жалейте своей ласки для малыша, когда он зовет вас плачем;
  • во-вторых - не бойтесь кормить его грудью дольше, чем принято в массах;
  • в-третьих - не бойтесь положить кроху в свою постель.

Все вышеперечисленное только укрепляет доверие крошечного человечка к внешнему миру и маме с папой, поэтому не стоит слушать «опытных» бабушек.

Оральная стадия часть II

С наступлением второго полугодия первого года жизни начинается орально-садистическая фаза психического развития, которая напрямую связана с прорезыванием зубов. С этого момента наряду с сосанием груди зачастую присутствует укус, которым обиженный кроха может отреагировать на длительное отсутствие мамы или на слишком медленное удовлетворение его потребностей.

Человек, зацикленный на этой стадии, зачастую вырастает саркастичным циником и спорщиком, для которого единственной целью является власть над людьми и использование их в своих корыстных целях. Такой ребенок может негативно проявить себя в отношении других детей, находясь уже в латентной стадии развития человека, после чего конфликты этого возраста могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Резкое и несвоевременное отнятие ребенка от груди и применение сосок и пустышек чревато зацикливанием на оральной фазе развития. Вследствие чего в будущем проявятся такие вредные привычки, как покусывание губ, ногтей и различных предметов, попадающих в руки (ручка, карандаш, спичка и т. д.); любовь к жвачке; курение; болтливость, а также привычка «заедать» стресс, что, конечно же, способствует набору лишнего веса.

Эти люди зачастую склонны к депрессии им постоянно не хватает какого-то особенного смысла жизни.

Анальная стадия

Анальная стадия развития

Наступает в возрасте около полутора лет и длится до трех. Называется она так потому, что и родители, и сам ребенок в этот период, особенное внимание уделяют его заду, так как в этом возрасте пора приучать человека к горшку.

Исходя из теории Фрейда, младенец получает истинное облегчение и удовольствие во время «выхода отходов жизнедеятельности организма», а особенно от того, что начинает сам контролировать этот процесс. Именно сейчас ребенок начинает осмысливать собственные действия, и приучение к горшку – важнейший элемент в познании новых навыков и способностей.

Родителям важно понимать, что интерес малыша к собственным фекалиям является вполне нормальным явлением, ведь он еще не знает чувства отвращения и брезгливости. Зато он прекрасно понимает, что его испражнения принадлежат только ему, и он сам решает, что с ними делать. Слыша похвалу от родителей за то, что он сходил на горшок, кроха искренне считает свои фекалии подарком маме и папе, по этой причине и далее считает нужным поступать так же, преподнося им новые «сюрпризы». Поэтому измазаться продуктами своей жизнедеятельности для малыша становится приятной процедурой.

Фрейд подчеркивает то, каким именно образом родители обычно осуществляют процедуру. Если высаживание дитяти на горшок начинается несвоевременно (оптимальный для этого возраст 2-3 года, так как контролирующие мышцы анального сфинктера наконец сформированы,) или родители слишком строги к соблюдению правил, новых для него - кричат, пристыжают и наказывают за нежелание сходить в туалет, - то у малыша формируется один из этих типов поведения:

  • Анально-выталкивающий - формируется установка, что любовь родителей можно получить, только успешно сходив на горшок.
  • Анально-удерживающий - реакция мамы и папы может подействовать противоположно, и кроха в знак протеста просто отказывается испражняться. Вследствие чего возникает запор.

Для людей первого типа характерны такие черты, как разрушительность, импульсивность, беспокойное поведение. Для них трата денег – основное проявление любви.

Людей второго типа характеризуют такие черты, как бережливость, пунктуальность, усидчивость, упрямство, жадность и скупость. Это настоящие педанты, патологически боящиеся малейшего загрязнения. И в возрасте латентной стадии (7-13 лет) эти черты могут оцениваться весьма положительно школьными учителями.

Но совсем иную личность можно воспитать, если правильно подойти к этому вопросу. Главное - не забывать похвалить малыша за успехи и не ругать слишком строго за неудачи. Тогда маленький человечек почувствует поддержку и понимание со стороны близких и постепенно научится самоконтролю, тем самым повышая свою самооценку. Став взрослым, он будет великодушным и щедрым, и делать подарки своим родным будет настоящим удовольствием для него.

Бытует мнение, что правильное поведение родителей – залог развития у малыша творческих способностей. Но несмотря на успешное протекание этой стадии, остается ощущение некого диссонанса, так как для ребенка фекалии – подарок маме, а вот она, в свою очередь, стремится поскорее их выбросить. Этот конфликт в понимании придает анальной фазе развития весьма драматичный характер.

Фаллическая стадия

Наступает, когда ребенок достигает трехлетнего возраста, потому что его начинают интересовать собственные половые органы. В этот момент он впервые узнает, что мальчик и девочка несколько отличаются друг от друга. И именно тогда впервые звучит вопрос: «Мама, а как я появился?», на который родители зачастую дают ответ, несовместимый с реальностью.

Родителям не стоит неадекватно реагировать как на подобные вопросы, так и на игру карапуза с собственными «причиндалами», считая, что их ребенок - будущий извращенец. Это вполне естественная стадия развития, к которой следует отнестись терпеливо и с пониманием. Запугивания, строгие запреты и бранные слова ни к чему хорошему не приведут, а, напротив, станут причиной того, что ребенок будет делать это тайно, попросту став невротиком. В будущем это чревато полным отказом от сексуальной жизни в пользу онанизма.

У многих психологов выделен именно трехлетний возраст, который назван критичным, и Фрейд входит в их число, ведь, по его мнению, в этот период каждый ребенок переживает Эдипов комплекс (девочка – комплекс Электры), после прохождения которого наступает стадия психосексуального развития - латентный период.

Для мальчика это характеризуется неосознанным сексуальным влечением к матери, желанием всецело владеть ее вниманием и занять место отца. В этом возрасте мать для него становится идеалом женщины, а присутствие отца вызывает жажду соперничества и зависть.

Зачастую можно услышать от ребенка такую фразу: «Мама, выходи лучше замуж за меня!», и ею все сказано. Но ощущение папиного превосходства вызывает у него страх быть наказанным путем кастрации, поэтому он отказывается от желания завладеть мамой. В возрасте семи лет у ребенка наступает момент, когда он хочет все делать как отец и быть похожим на него, поэтому дух соперничества сменяется подражанием. «Раз мама любит папу, значит, я должен стать таким же сильным и смелым!» - думает кроха, перенимая все черты поведения у отца, что создает основу для развития супер-эго. И это последний этап Эдипова комплекса.

Эдипов комплекс

Для девочки этот комплекс проходит с некоторыми отличиями. Первой любовью у нее становится отец, как и для мальчика – мать.

В теории Фрейда упоминается, что, находясь еще в детском возрасте, женщины начинают завидовать наличию пениса у мужчин, который являет собой силу и власть. Исходя из этого, девочка винит мать в том, что та родила ее неполноценной, и бессознательно стремится завладеть отцом, потому что в ее понимании мама любит его именно за этот «элемент власти».

Исход комплекса Электры завершается по аналогии с Эдиповым комплексом. Дочь справляется с влечением к отцу, начиная во всем подражать матери. Чем больше она будет ей соответствовать, тем больше у нее шансов когда-нибудь обрести мужчину, напоминающего отца.

По теории Фрейда, травмы в этом периоде зачастую становятся ключом к развитию импотенции, фригидности и нервозности во взрослом возрасте. Люди, зацикленные на фаллической стадии психического развития, особенное внимание уделяют своему телу, всячески демонстрируя его окружающим. Одеваются довольно броско и экстравагантно. Особи мужского пола зачастую личности наглые и самоуверенные. Победы на любовном фронте для них – основа всего! Они постоянно доказывают всем вокруг свою мужскую состоятельность, но глубоко внутри каждого из них сидит маленький мальчик, трясущийся от страха потерять свое «достоинство». И следующая за фаллической фазой латентная стадия соответствует периоду становления личности в обществе.

Для женщин, зацикленных на комплексе Электры характерна половая распущенность и постоянное желание привлекать к своей особе как можно больше мужчин.

Латентная стадия

В возрасте от семи до тринадцати лет интерес к эротической теме временно притупляется, и энергия либидо уходит на активную социализацию. Сложный этап Эдипова конфликта успешно разрешается, и долгожданное равновесие наконец устанавливается.

Латентная фаза развития

Латентная стадия в развитии ребенка- это проявление первостепенного внимания к социальной стороне жизни. В этот период он налаживает товарищеские связи с другими детьми, активно осваивает школьную программу, увлекается спортом и другими видами досуга. Формируются структура личности по типу «эго» и «супер-эго».

После прихода в этот мир все существование ребенка зависит от одного первостепенного компонента личности, которому Фрейд присвоил имя «Оно» (Id). Этот компонент – наши бессознательные инстинкты и потребности, которые напрямую зависят от получения наслаждения. Когда стремление приобрести желаемое не соответствует реальности, возникает конфликт и элемент «Оно» перерастает в «Я» (Ego).

Эго – это наше сознание, представление о себе, которое напрямую зависит от действительности. И когда окружающий социум требует от ребенка соблюдения общепринятых норм поведения, возникает третий элемент личности – «Сверх-Я» (Super-ego).

Супер-эго – это наша совесть, то есть внутренний судья, строго оценивающий все наши поступки. К моменту наступления латентной стадии все три элемента личности успешно сформированы, и во время прохождения этой фазы психического развития, продолжается подготовка к последнему, генитальному этапу. Но если во время развития супер-эго родители накладывают строгие запреты и всячески ограничивают свободу ребенка, то он начинает переживать все это слишком эмоционально, неправильно интерпретируя такое поведение старших. Но в развитии его эго проявляются такие качества, как независимость от чужого мнения, упорство и целеустремленность.

Вопреки мнению большинства о том, что в латентной стадии сексуального развития человека наступает «полный штиль» и бездействие, это далеко не так. Развиваются такие важные качества, как адаптация к действительности и самоуважение.

Времяпрепровождение с детьми такого же возраста приносит подростку большую радость, чем общение с родными. Он учится вести себя в компании сверстников, а в спорах все чаще находит способ пойти на компромисс. В школе ребенок учится послушанию и исполнительности, зачастую даже соревнуясь в этом с другими.

Когда латентная стадия сменяет фаллическую фазу, супер-эго становится уже не таким суровым к внешнему миру, как было изначально, а более терпимым.

Генитальная стадия

В момент полового созревания в организме подростка происходят физические изменения, происходящие на гормональном фоне. Именно в этот момент латентная стадия и генитальная стадия перетекают одна в другую. Продолжается это в среднем до 18 лет. Она становится основой сексуальности уже взрослого человека и сопровождает его всю жизнь.Однако затянувшаяся латентная фаза может надолго оставить в приоритете друзей, а не вторую половинку, и тогда человек поздно создает семью.

Все сексуальные влечения и эрогенные зоны, проявлявшиеся в предгенитальных фазах, сливаются в одно общее сексуальное желание. Сейчас повзрослевший ребенок полностью подготовлен к интимной близости, которой оказывается не так просто добиться. Именно поэтому, во время прохождения этой фазы развития, могут проявить себя все «зацикливания» ребенка на предшествующих стадиях. Подросток словно «откатывается» назад, к более раннему возрасту. И может проявить себя латентная стадия конфликта супер-эго с действительностью.

Если верить Фрейду, то все люди в отрочестве проходят через гомосексуальную фазу, которая не всегда заметна даже самому подростку, и зачастую проявляется лишь в том, что ему больше хочется проводить время в общении с товарищами его пола.

Генитальная стадия

Чтобы блестяще пройти генитальную стадию развития, требуется проявить решительность и самостоятельность в собственных действиях, уметь отвечать за них и перестать быть инфантильным мальчиком, в случае опасности срывающимся под маминой юбкой. Только в этом случае личность успешно сформируется в идеальный – генитальный тип личности.

И напоследок о теории Фрейда

Любое учение о психоанализе, почти всегда считает благополучное прохождение всех стадий лишь редким исключением из правил. В каждой из них присутствуют страхи и конфликты, и несмотря на желание родителей не травмировать детскую психику, свести на нет возможность получения травм не удается практически никому. Поэтому можно с уверенностью сказать, что каждый человек зациклен на одной из вышеперечисленных стадий психического развития.

Но можно с уверенностью говорить, что знание всех этих особенностей формирования личности заметно снижает риск получения многих психических травм на пути стадий развития и способствует правильному воспитанию ребенка со стороны родителей. Вот теперь вопрос о том, что такое латентная стадия по Фрейду, можно считать закрытым.

Наказание за беспорядочные половые связи и незащищенный секс

Далее речь пойдет о таком страшном заболевании, как инфекция ВИЧ, потому что повзрослевшего ребенка требуется предупредить о возможной опасности, подстерегающей тех, кто пренебрег «безопасным» сексом. И прежде чем объяснять ребенку то, зачем нужна контрацепция, нужно самим кратко ознакомиться с темой.

Вирус иммунодефицита

Стадии болезни ВИЧ (вируса иммунодефицита человека)

  1. Инкубационная стадия. Начинается в момент заражения, и длится до клинических проявлений симптомов острой инфекции, и сопровождается выработкой антител, поэтому диагностика проводится путем сдачи крови. Длится период в среднем от 3 до 12 недель, в индивидуальных случаях может затянуться до 12 месяцев.
  2. Стадия начальных проявлений. Имеет несколько выраженных форм течения заболевания.
  3. Латентная стадия болезни - продолжается у каждого человека индивидуально, так как течение зависит от многих факторов. В ряде случаев возможны вариации от 2 до 20 лет. Но в основном длительность латентной стадии – 5- 6 лет, и этот период совпадает со снижением CD+ Т-лимфоцитов.
  4. Стадия сопутствующих заболеваний. Из-за все более развивающегося иммунодефицита к ВИЧ присоединяются всевозможные (оппортунистические) «болячки», которые лишь отягощают течение основного заболевания. У этой стадии имеется три фазы: 4 А, 4 Б, 4 В. И течение болезни становится хуже, чем в описании латентной стадии.
  5. СПИД (терминальная стадия). Второстепенные заболевания, присутствующие в организме человека, переходят в неизлечимую фазу, и никакие антивирусные методы лечения не имеют должного действия. И человек, промучившись не один месяц в этой стадии, в конце концов умирает от банальной простуды или пореза во время бритья.

Но в последнее время у больных инфекцией ВИЧ в латентной стадии появились некие шансы на выздоровление, так как в Америке одобрили новый разработанный учеными препарат, а в Европе уже применяется специальное лечение, состоящее из трех этапов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.