Метрополитен – это так привычно, и так необычно

Для жителя мегаполиса метрополитен – это привычный способ передвижения на работу, в гости или просто на прогулку. Никто и не задумывается, какова история создания метрополитена, что означает это слово и как оно произошло. Узнать об этом будет очень познавательно и интересно.

А что же это такое?

Мозаика в метро

Метрополитен – это один из видов городского общественного транспорта, работа которого осуществляется за счет движения поездов по рельсам. Рельсовые трассы проходят, как правило, под землей. Но есть такие виды метрополитенов, в которых движение комбинированное: часть пути поезд следует в тоннеле, а часть рельсовой трассы проходит по земле. Движение в метро стабильно частое, чтобы поезда успевали справляться с нагрузкой в виде большого количества людей. В часы повышенного пассажиропотока интервалы между движением поездов сокращаются, чтобы избежать толпы. Скорость поездов может варьироваться в зависимости от страны, города и прочих факторов. Существуют как высокоскоростные поезда, так и с обычной скоростью.

Признаки метро

Эскалатор в метро

Метрополитен - что это такое? Главные признаки, отличающие подземку от других видов общественного транспорта, ввел Роберт Швандлем, который создал целый сайт и написал несколько книг, посвященных метрополитену.

Признаки метрополитена:

  • поезда метро можно встретить только в городах;
  • поезда обязательно должны быть оснащены электрическим приводом;
  • используется для больших потоков пассажиров;
  • рельсовая трасса строго отделена от других видов транспорта и нигде с ними не пересекается;
  • уровень перрона и пола в вагоне совпадает (этот признак второстепенный).

Парадокс в том, что если следовать всем этим признакам, то метро в Лондоне в первые годы своего существования не подходило под определение «метрополитена» по причине того, что поезда в нем передвигались на паровой тяге.

Семантика слова

Станция метро в Москве

Приведем несколько значений слова метрополитен из разных словарей.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова:

Метрополитен – это подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова:

Метрополитен – это подземная, наземная или надземная (на эстакадах) городская электрическая железная дорога.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой:

Метрополитен – это вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой городской электрической железной дороги (обычно подземной).

Как видно из описания, значение слова соответствует вышеописанным признакам метрополитена: везде указывается на электрическую железную дорогу.

Происхождение слова

Название «метрополитен» (метро, подземка) общепринято в большинстве стран. Происхождение слова связано с компанией, которая построила первую железную дорогу в Лондоне. Компания носила название Metropolitan Railway, что означает «столичная железная дорога».

В 1900 году в главном городе Франции произошло открытие первой линии метро. Компания, которая эксплуатировала дорогу, называлась Compagnie du chemin de fer Métropolitain de Paris. Входы и выходы со станций обозначали словом Métropolitain, отсюда и французское происхождение слова «метрополитен». В русском языке слово «метро» принадлежит к среднему роду, но еще до 20-х годов XX века употреблялось в мужском роде.

История подземки

Как было сказано ранее, первую железную дорогу построили в Лондоне: на улицах было слишком много гужевых повозок, и метро стало решением этой проблемы. Рельсовая трасса протяженностью 6 километров была сооружена и открыта в 1863 году. Железнодорожные компании частично финансировали ее, так как нужен был постоянный доступ к центру Лондона.

В 1890 году в английской столице открыли первую рельсовую трассу на электрической тяге. Подземные линии пользовались большим спросом среди населения, поэтому их нужно было как можно быстрее расширять. Так, спустя 10 лет на электрическую тягу было поставлено около 200 километров рельсовой дороги.

В Европе также занимались строительством метрополитена, к началу XX века было сооружено множество коротких подземных линий. Первая смешанная сеть рельсовых дорог появилась в городе Глазго в 1880 году, линии были с канатной и паровозной тягой.

В 1896 году на европейском материке открыли первый метрополитен в Будапеште, протяженность его была всего 3,7 километра. А в 1902 году в Берлине запустили «У-Бан», так называлось метро.

Первый метрополитен в США – это Тремонтстритская подземка, - был открыт в Бостоне в 1897 году. Его протяженность составляла всего два километра, но это значительно освободило город от трамваев.

Самые-самые подземки

Метро Нью-Йорка

Самым длинным по протяженности метрополитеном в мире считается американская подземка в Нью-Йорке. Общая длина рельсовой трассы составляет 1 355 километров, а количество станций метрополитена равно 468. Нью-Йоркское метро необычно тем, что более трети маршрутов идут не под землей, а на поверхности, хотя они и никак не пересекаются с остальным общественным транспортом. Ежедневно метро пользуются более пяти миллионов человек.

Метро Токио

Токийское метро занимает первое место по загруженности среди метрополитенов мира. В схеме метро Токио довольно сложно разобраться обычному туристу: здесь тринадцать линий, на которых организованы 290 станций. В Токио метро пользуются даже чиновники и люди, имеющие не один автомобиль в своем распоряжении, потому как этот вид общественного транспорта признан самым быстрым и позволяет избежать пробок.

Интересный факт: в метрополитене Токио есть женский вагон, который расположен в конце состава, и там почти никогда не бывает давки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.